Тема: “Светофор – наш лучший друг”.
Цель: Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах через знакомство со светофором.
Задачи:
– познакомить детей с понятиями “светофор”, научить правильно переходить улицу по сигналам светофора,
– развивать внимательность, наблюдательность, совершенствовать навыки безопасного поведения участников дорожного движения;
– воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах, дисциплинированность, ответственность за свои поступки.
Оборудование: иллюстрация первого светофора, цветные карандаши, листы с изображением светофоров, цветные кружочки,клей. Презентация.
Ход учебного занятия
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Я рада всех вас видеть, и хочу подарить всем улыбку. Если вы рады меня видеть, то тоже подарите мне улыбку, теперь улыбнитесь друг другу, и нашим гостям подарите улыбки.
II.Основная часть.
А о чем мы будем сегодня говорить вы узнаете, после того как отгадаете загадку.
– Стоит Ермошка
На одной ножке,
Глазами моргает,
Пешеходов и транспорт
То останавливает,
То двигаться разрешает.
(Дети отгадывают загадку. Светофор)
(Слайд 2)
Правильно светофор. Что же означает слово “светофор”, как вы думаете? (ответы детей). Светофор – это “носитель света”.
Для чего нужен светофор? (ответы детей). Светофор нужен для регулирования движения пешеходов и транспорта.
Интересно, как же появились первые светофоры… Это произошло очень давно, тогда, когда не было ещё даже автомобилей. По улицам городов и дорогам ездили запряженные лошадьми повозки и кареты. И уже тогда случались аварии. Пешеходы ходили, где им вздумается, ведь и правил дорожного движения ещё не было!
Появилась необходимость навести на улицах и дорогах порядок, чтобы не было аварий, и жизнь пешеходов не подвергалась опасности. Вот тогда-то и придумали первый светофор. (Слайд 3) Был он очень простым, в виде диска с двумя цветами – красным и зелёным, и стрелкой. Управлял светофором человек, он просто передвигал стрелку с одного цвета на другой, и участники дорожного движения знали двигаться им или стоять на месте.
Но светофор с двумя цветами оказался не удобным, т.к. люди не успевали понять в какой момент им уже можно начинать движение. Часто возникала путаница. Тогда появился светофор с тремя цветами. Третий цвет – жёлтый, стал промежуточным, он обозначал – “приготовится к движению. Такой светофор стоял на “ножке”, то есть на стойке (демонстрация модели светофора слайд ). Чтобы он работал, также нужен был человек, который при помощи цепей поднимал диск то с красным, то с жёлтым, то с зелёным цветом.
А теперь, ребята, мы познакомимся с современными светофорами. В наши дни светофоры электрические.
Светофоры бывают транспортные, велосипедные и пешеходные (Слайд 4). Обратите внимание, что у транспортного и велосипедного светофора три сигнала, а у пешеходного только два.
– Что изображено на велосипедном светофоре? На пешеходном? (ответы детей).
-Какие цвета у светофора?
– О чем же нам говорит каждый цвет светофора?(ответы детей).
– Молодцы, вы знаете язык светофора!
Ребята, а давайте вместе подумаем, почему именно эти три цвета есть на светофоре? Ведь их, наверное, выбрали неслучайно…
Почему именно красный цвет говорит нам о том, что нужно стоять? (ответы детей).
Верно. Красный – цвет опасности. Что бывает красного цвета (кровь, боль, огонь…).
А зеленый что может обозначать? (ответы детей). Молодцы! Это цвет спокойствия. Зелёного цвета трава, листва, мы отдыхаем летом среди зелени на природе и чувствуем себя расслаблено, спокойно и безопасно.
Ну, а желтый цвет что значит, как вам кажется? (ответы детей). Жёлтый – цвет внимания, это сигнал, предупреждение. Приготовься! Внимание! Например, желтое, яркое солнышко. Оно может быть добрым, теплым, ласковым. Но если слишком долго быть под ярким солнцем, можно получить ожёг. Значит, нужно быть внимательным, быть наготове. Вот так и жёлтый цвет светофора, говорит нам “Внимание! Будьте готовы!”. Молодцы вот мы с вами узнали, почему именно эти цвета у светофора.
III.Физминутка (Слайд 6)
А сейчас мы поиграем в игру. Она поможет нам запомнить, что обозначают цвета светофора, и научиться действовать в соответствии с ними.
Я вам буду показывать карточки с цветами светофора, а вы выполнять упражнения:
– на красный цвет – стоим
– на желтый –приседаем,
– на зелёный – маршируем на месте.
Молодцы, садимся.
IV.Проверка.
А теперь давайте проверим как вы запомнили правила светофора, я вам буду задавать вопросы, а вы если так поступаете отвечаете «Это я, это я, это все мои друзья!», а если вы, услышав загадку, так не поступаете, то просто промолчите.
Кто из вас в вагоне тесном
Уступает старшим место?
Ответит кто без промедления,
Что жёлтый свет – предупреждение?
Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик?
Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Молодцы, смотрю вы все правильно поступаете. А теперь перейдем к следующему заданию.
На столах у вас лежат кружочки цвета светофора ваша задача выложить эти кружочки так как они расположены в светофоре. Давайте проверим правильно ли вы выложили, какой 1 цвет у светофора (красный),какой второй (желтый) и третий цвет какой (зеленый). Молодцы правильно. Теперь пусть наши светофоры поработают я вам буду загадывать загадку, а вы мне ответ будите показывать кружком, который как вы думаете будет ответом
с я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю
вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
с я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю
вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю
вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
-Молодцы!
(Учитель предлагает детям угадать, кто сегодня придет к ним в гости.)
Учитель.
Встало с краю улВозле «зебры» мы стоим,
1.За сигналом мы следим.
Он идти не разрешает,
И меня не удивляет. (Красный сигнал)
Правильно, красный сигнал, запрещающий движение.
2.Вот моргнул он очень мило,
Словно солнышко, игриво
Засияло всё кругом.
Мы стоим и не идём. (Жёлтый сигнал)
Хорошо. Жёлтый сигнал запрещает движение, предупреждает о смене сигнала.
3.Сигнал зажёгся самый милый,
Нам нельзя стоять уныло.
Этот сигнал открыл дорогу,
Переходить ребята могут. (Зелёный сигнал)
Правильно.зеленый разрешает переходить дорогу.
Молодцы, справились с моим заданием, а теперь мы наши светофоры доделаем, нам надо приклеить кружочки на светофор, который у вас лежит на парте, но приклеивать цвета надо в правильном порядке, как у настоящего светофора. А теперь посмотрите на свои светофоры и давайте проверим правильно ли вы сделали. Какой 1 цвет,2 и 3? Молодцы справились. Наши светофорчки мы после урока приклеим на наш классный уголок, чтобы помнить, какие цвета у светофора и что они означают, а пока их отложите на край парты.
И в завершение нашей сегодняшней темы я хочу вам показать мультик про светофор. Соблюдали правила светофора сказочные герои? И я тоже хочу, чтобы и вы соблюдали эти правила.
5.Итог занятия
Итак, ребята, давайте подведём итог нашего занятия,
-Какие цвета у светофора?
-Что означают цвета светофора?
-Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня хорошо поработали. Я надеюсь, что все вы будете соблюдать Правила дорожного движения, а самое главное – правильно переходить улицу по сигналам светофора. Помните, светофор – наш лучший друг!