Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ.
ЦЕЛЬ: 1. Сформировать представления учащихся о родном крае, развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России и картой Челябинской области;
2. Воспитывать любовь к родному краю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ.
ЦЕЛЬ: 1. Сформировать представления учащихся о родном крае, развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России и картой Челябинской области;
2. Воспитывать любовь к родному краю.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ: творческая демонстрационная презентация.
ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ: наглядность, повышение мотивации, развитие самостоятельности, эффективности проведения урока.
ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ, ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- административная карта России;
- карта родного края;
- Компьютер, видеопроектор, экран; - Презентация для сопровождения урока
План урока:
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
Работа над новой темой.
Физминутка.
Работа по теме.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
– Ребята, сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть – часть большой страны».
- какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем говорить с вами сегодня.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.
- Давайте познакомимся с административной картой России (настенная карта, учебник с. 144-145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (ответы детей)
- что вам говорят условные обозначения?
- Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (ответы детей).
- Найдите самые крупные республики, края, округа (Якутская, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.).
- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье).
- А что вы можете сказать о Восточно–Европейской равнине? (На ней расположено много небольших по площади республик, областей).
- Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.
- Найдите на карте территорию, где мы живем.
- Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте).
- Это наш край. Наша маленькая область. Чем лучше знает человек свой край, тем больше он его любит. Сегодня наша встреча посвящена нашему родному уральскому краю, где мы с вами живем.
Два ученика (заранее подготовленные) читают стихотворение Л. Татьяничевой «Живу я в глубине России...»
1 ученик. 2 ученик.
Живу я в глубине России
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки-сини, горы-сини,
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли
Да так, что глаз не оторвать
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, Тайга…
Берет отсюда
Начало изумрудный цвет
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить
Иной здесь видится Россия
Суровей, строже, может быть.
- Ребята, мы живем на Южном Урале. Область, в которой мы живем называется Челябинской. (слайд №1). Челябинская область занимает площадь 87 тыс. квадратных километров. Это вдвое больше, чем Швейцария и в 2,5 раза больше, чем Голландия и Бельгия.
Протяженность Челябинской области с севера на юг – 290 км, с запада на восток – 400 км.
- Челябинская область находится на стыке двух частей света – Европы и Азии. Граница проходит по Урал-тау и Уральскому хребту и далее по реке Урал. (слайд №2).
- Посмотрите, по карте в учебнике, в какой природной зоне мы живем. (В умеренном тепловом поясе).
- Южный Урал расположен в зоне лесов. Больше всего лесов в западной – горно-лесной части Челябинской области. На крайнем западе – в Ашинском районе распространены широколиственные леса. Здесь встречаются такие лиственные деревья, как липа, ольха, осина, вяз, клен, береза. В этом районе встречаются дубравы. Лиственные леса обычно светлые. Здесь богат и травянистый покров (слайды №3, 4, 5, 6)
- В горно-лесной части Челябинской области преобладают хвойные леса. Здесь есть темные таежные елово-пихтовые леса. В них мало света и растут в основном, теневыносливые, влаголюбивые растения. (Слайды №7, 8, 9, 10)
- К югу Челябинской области встречаются Березовые рощи (слайды №11, 12).
- в степной зоне расположены островные сосновые боры – памятники природы Челябинской области. Самые известные из них – Бреденский, Карагайский, Уйский. (слайд №13)
- В лесах Южного Урала много грибов, ягод(слайды № 14, 15, 16).
- Горы занимают северо-западную часть нашей области. Основные горные хребты: Таганай, Зигальга, Уреньга, Нургуш; их горные вершины безлесны и украшены причудливыми скалами. Часто склоны гор рассекаются реками и образуются утесы, встречаются воронки, ущелья, лога и пещеры. (Слайд № 17)
- На реке Сим возле деревни Серпиевка на каждом шагу встречаются пещеры. Самая большая пещера – Игнатьевская. В ней находится знаменитая картинная галерея каменного века. Всего в области учтено 450 пещер. 26 пещер объявлено памятниками природы (слайд №18)
- Самая высокая точка области – вершина хребта Нургуш – гора большой Нургуш (1406,6м). самый высокий хребет – Зигальга, он включает 7 вершин высотой 1200м. Самый длинный хребет в области – Уреньга (около 65км). Его украшают 10 вершин высотой более 1000м (слайд № 19)
- На территории Челябинской области насчитывается 3170 озер. Самые крупные озера – это Увельды, Тургояк, Кисегач, Иртяш. Многие озера Зауралья приурочены к древним лежбищам стока рек (Еткуль, Песчаное, Алакуль, Еланчик, Камышиное). Много в Зауралье солоноватых и соленых озер (Смолино, Таузаткуль, Лаврушино) (слайд №20).
- Озеро Зюраткуль в переводе «Сердце озеро». Это самое высокогорное и самое пресное озеро в наших краях. Зюраткуль – уникальный памятник природы. За неповторимую красоту и горные пейзажи это озеро называют «Уральская Рица».Зеркальную водную гладь окружают горные хребты, покрытые темно-хвойными лесами. Климат здесь суровый. Зима приходит раньше, а весна позднее. Благодаря такому климату это место остается первозданным, нетронутым (слайд №21, 22).
Один ученик (заранее подготовленный) рассказывает об озере Зюраткуле (Е.В. Григорьев «Природа Южного Урала» с. 55).
- Прекрасно озеро Увильды (слайды №23, 24, 25, 26, 27)
Один ученик (заранее подготовленный) рассказывает об озере Зюраткуле. (Е.В. Григорьев «Природа Южного Урала» с. 53).
- А также у нас много рек (Показ 28, 29, 30, 31 слайда).
- Среди животных самый крупный растительноядный зверь – это лось. Его рога похожи на раздвинутую ладонь человека. Зимой лоси питаются ветками и корой деревьев. Летом любят одуванчики и Иван-чай. (Слайд №32)
- Косуля сибирская. Внешне она напоминает малого оленя. У нее тонкие, высокие ноги, быстро бегает, скрываясь от опасной встречи с волком или рысью (слайд №33)
-А в хвойных лесах живет белка (слайд №34).
- В Челябинской области встречаются 14 видов хищных животных. В горно-лесной зоне живут бурые медведи. Их остались немногим более 100. Этот «хозяин леса» - всеяден. Летом питается черникой, брусникой, малиной, травой и рыбой. Но основной вид питания – рябина(слайд №35, 36).
Зимой в берлоге у медведицы рождается медвежонок. Медведи миролюбивые животные. Первым на человека не нападают (слайд №37).
Волк и лиса – встречаются по всей территории области (Показ слайда №38).
Посмотрите, какие еще у нас есть животные (39 слайд).
Показ слайда с другими животными(дети называют).
Показ птиц. Наши птицы (40 слайд) (дети называют).
- Напишите сведения о своем крае, которые помогут Вам рассказать о нем.
2. Работа с картой
- Какой город является главным на нашей территории?
- Напишите, кто наши соседи. (На севере – Свердловская область, на северо-востоке – Курганская область, на юго-востоке – государство Казахстан, на юге – Оренбургская область, на западе – республика Башкортостан).
- Перечислите, глядя на карту, города, реки, населенные пункты нашего края.