- овладение умениями передавать красоту пустынных пространств и величия горного пейзажа;
- развитие живописных навыков в процессе создания самостоятельной творческой работы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы |
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность на урок: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Витальевна и сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я. Проверьте свою готовность на урок, на столах у вас должны лежать: краски, кисти, альбом, стаканчики с водой. У всех все на месте? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность на урок. | мУУД: умение организовать свое рабочее место. | Метод мотивации к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний и мотивация. | - Ребята, какова тема этой четверти? - А с какой страны началось ваше знакомство с искусством разных стран мира? - Как еще называют Японию? - Почему с ней связан образ восходящего солнца? - Как называется традиционная одежда японок? - Какой праздник считается самым любимым в Японии? - Сегодня из островной Японии, которая со всех сторон окружена водой морей и океанов, вы перенесетесь в другие страны, познакомитесь со спецификой жизни людей, связанной со средой их обитания. | - Каждый народ – художник. - С Японией. - Страна восходящего солнца. - Япония находится далеко на востоке. Японцы первыми встречают восход солнца, поэтому Японию называют "Страной восходящего солнца". Солнце изображено на флаге Японии. - Кимоно. - Праздник цветение вишни сакуры. Слушают учителя. | лУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Общая беседа Рассказ |
3.Операционно-исполнительский этап. 3.1 Выход на тему урока. Завязка в общей драматургии урока. Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания. | Вы уже знаете, что природа нашей планеты разнообразна, как и условия жизни разных народов. Люди научились жить и в горах, и в низинах, и среди снегов, и среди раскаленных песков. А сейчас отгадайте загадки: -О какой природной зоне идет речь? На все стороны путь; Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Неоглядный простор! Каменные великаны Белоснежные шапки надели. - Теперь давайте сформулируем тему нашего урока. - Чем мы будем заниматься на уроке? - Начнем знакомство с регионами нашей Родины с просторов Крайнего Севера. Эта природная зона получила название «вечная мерзлота» из-за того, что здесь не бывает настоящего лета, земля постоянно замерзшая и покрыта снегом. Но в этих суровых условиях живут народы – ненцы и эскимосы, - которые любят свой неласковый северный край. Эти народы занимаются оленеводством из-за этого им приходится переезжать с места на место за оленьими стадами, эти народы – кочевые. Живут северные народы в иглу - круглом доме из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры и разводят огонь. Еще северные нарды делают дома из меха – это яранги и остроконечные чумы, которые удобно перевозить. - С холодного и сурового севера мы переносимся на жаркий и солнечный юг, а именно в степные зоны нашей страны. В отличии от северных народов, жители степей создают свои жилища из шерсти овец и называется эта постройка юрта. Юрту можно собрать за один час и перевести на одном верблюде. Это наиболее удобное жилье для кочевых народов степей. Юрта служит надежной защитой от зимних бурь, дождей и летнего зноя. Снаружи юрта похожа на купол, чаще всего из белого войлока, скрепленного и украшенного узорными красными лентами. - Последняя остановка – это горы Кавказа. Здесь живут горцы, а живут они в горных аулах, которые напоминают ласточкины гнезда. Жилища располагаются одно подле другого и одно над другим. Селения растут не вширь, а вверх, точно башня. Эти постройки делаются из камня, а крыши у них совсем плоские и их можно использовать: спать на них в жаркие ночи, сушить на солнце фрукты. - Вот мы с вами и совершили небольшое путешествие по природным зонам нашей Родины. В каких природных зонах мы побывали? | Слушают учителя. Отгадывают загадки: - Степь. - Горы. - Народы гор и степей. - Изображать природу степей и гор. Слушают учителя. - Мы побывали на Крайнем Севере, в степях, и горах Кавказа. | лУУД: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны; лУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Рассказ Общая беседа Рассказ Общая беседа |
3.2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации. Показ последовательности выполнения работы. Физкультминутка. Формулировка задания | - Ребята, посмотрите на иллюстрации. - Что на них изображено? -Верно, на какой иллюстрации суровый север, а на какой теплый юг? - Что вам помогло определить, где север, а где юг? - Какие цвета используются в изображении юга? А какие помогают изобразить север? - Какие специальные детали будут показывать образ севера или юга — жилища людей, их одежда, предметы обихода, способы передвижения? - Что вы расположите на переднем плане, а что — на заднем? - Ребята, посмотрите на доску. Перед вами пошаговое выполнение изображение пейзажа. Перед тем как перейти к изображению природы, следует подумать над композицией рисунка, сделать примерный набросок, помощью которого потом начнете рисовать общую картину. Проводит физминутку. - Сегодня вам предстоит в своих работах изобразить мир севера или мир юга — то, что произвело на вас наибольшее впечатление. Также подготовьте небольшой рассказ, который опишет вашу работу. - Чей образ жизни вы нарисуете? | Смотрят на экран. - Крайний Север и степи и горы. Отвечают на вопросы. - Для изображения юга используются теплые цвета; для севера – холодные. Отвечают на вопросы. - На заднем плане будет изображено то, что находится далеко, а на переднем все что близко. Слушают учителя. Рассматривают педагогический рисунок. Выполняют движения. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. | мУУД: овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать лУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Демонстрация Общая беседа Демонстрация Рассказ Физминутка Рассказ Общая беседа |
3.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся | - Теперь предлагаю вам приступить к выполнению задания. Ходит между детьми, проверяет как идет работа, оказывает помощь, если у кого-то не получается, дает рекомендации. - Ребята, а теперь возьмите ваши работы в руки и покажите, что у вас получилось. - Расскажите, что изображено у вас на рисунке, сделаем мы это по цепочке. -Какие вы молодцы, ребята! У вас получились очень яркие и красивые рисунки. | Выполняют задание, учитывая особенности данных регионов, продумывают мини-рассказ о своем рисунке. Показывают свои рисунки. Рассказывают, что изображено на рисунке по цепочке. | мУУД: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; мУУД: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; | Самостоятельная работа Творческое задание Показ |
4.Оценочно-рефлексивный этап Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности. | - Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, чем мы занимались на сегодняшнем уроке. - Какова была тема урока? Цель урока? Мы справились с поставленной целью? - В каких регионах нашей страны мы сегодня побывали? - Что вам больше всего запомнилось на уроке? - Ребята, я рада, что у вас все получилось, что вы узнали много нового, вы смогли нарисовать такие красивые рисунки. Теперь приведите свои рабочие место в порядок. - Всем спасибо за урок, до свидания. | Отвечают на вопросы учителя: - Народы гор и степей. Изображать природу степей и горю. Да, достигли. - Мы побывали на Крайнем Севере и в горах Кавказа. Высказывают свое мнение. Приводят рабочие места в порядок. | лУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. мУУД: умение организовать свое рабочее место. | Общая беседа Словесная оценка |
проведенного 21. 01. 2020 г.
В 4 «А» классе МБОУ гимназия г. Зернограда
Учитель: Веретельник И. Н.
Методист: Фидорцова Е. С.