kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи) и использование их в своей речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка. УМК (автор учебника): «Школа России» (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи) и использование их в своей речи»

Технологическая картаКосиновой Л.Н.

Предмет: Русский язык

УМК (автор учебника): «Школа России», В.П. Канакина

Класс: 4

Тема: Фразеологизмы (простые случаи)

Цель: Познакомить и расширить знания о выразительных средствах русского языка, формировать умение объяснять значение фразеологизмов , использовать их в устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные


  • знание и понимание (знает, понимает, имеет представление и др.)

  • умение (выполняет, использует,

осуществляет и др.)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД (в том числе

сотрудничество)

Коммуникативные УУД


--знает об устойчивых выражениях (фразеологических оборотах);

-знает о роли фразеологизмов в речи, их значение и особенности употребления; -определяет или уточняет лексическое значение слова по словарю;

-использует фразеологизмы в устной и письменной речи;

-аргументированно доказывает, что предложенные словосочетания являются фразеологизмами;

-осуществлять логические действия сравнения, анализа, обобщения;

-проводить аналогию. –с помощью учителя

выделять существенную информацию; -использовать различные источники информации; -осуществлять поиск информации в словарях; -расширять свои знания об окружающем мире через лексическое

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать её, вносить коррективы, оценивать полученный результат и осуществлять рефлексию

-уметь слушать собеседника, вести диалог, высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; -анализировать речевые высказывания с использованием в них изучаемых языковых средств

осознание своей этнокультурной и

российской гражданской

идентичности,

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, уважение к своему и другим народам.



значение слов




Этапы урока

Содержание этапов

Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной

Содержание учебной деятельности

(деятельность ученика)

1. Мотивационно-целевой этап:

1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (это может быть: постановка учебной задачи; проблемная ситуация или проблемный вопрос; создание ситуации затруднения; организация эвристической беседы, выполнение практического задания и др.).

Создание ситуации затруднения.

Просит прочитать стихотворение и объяснить, почему девочка рассмеялась?

Говорит Наташе дед:

-Я помочь тебе стремлюсь. И полезный дам совет, Намотай себе на ус! Но тотчас ему в ответ Внучка рассмеялась: - У меня усов же нет, Ах, какая жалость!

-Что именно не поняла девочка в разговоре с дедушкой?

-Как не попасть в такую же ситуацию?

Высказывают своё мнение.

Приходят к выводу о том , что девочка не поняла смысл выражения , которое употребил дедушка.

Высказывают свои

предположения

1.2. Организация целеполагания (это может быть: осознание и определение проблемы или возможных ответов на проблемный вопрос, выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения в результате

Сообщает детям о том, что в русском языке есть устойчивые выражения, которые называют «фразеологизмами».

-Знакомо ли вам это слово?

Что вы знаете о фразеологизмах?

.Отвечают на вопросы на основе своего читательского опыта.


пробного действия), коллективнораспределительная деятельность для определения учебной задачи.

Всегда ли понятно их значение?


Цель как результат деятельности (возможная формулировка детьми).

-Какой будет цель нашего урока?

Формулируют цель учебной деятельности: узнать, что такое фразеологизмы.

2. Этап актуализации знаний:

2.1. Актуализация имеющихся знаний и поиск способов выхода из затруднения, составление коллективного плана решения учебной задачи, способов проверки выдвинутых гипотез, совместное планирование деятельности в группах и распределение ролей и др. Планирование деятельности – определение возможного протекания деятельности, способов (шагов), обеспечивающих результат, выбор ресурсов и их распределение для реализации цели.

- Можете ли вы объяснить, что хотел сказать дедушка своей внучке?

-Почему возникло затруднение?

Высказывают свои мнения. Приходят к выводу о недостаточности знаний.

2.2. Фиксация плана письменной форме или проговаривание этапов работы устно (привести примерный вариант плана, составленного учениками или совместно с учителем).

Учитель помогает сформулировать план работы.

- На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ?

Примерный план.

1.Что такое фразеологизмы? 2. Где узнать значение фразеологизмов? 3. Как их использовать




в своей речи?

3. Этап изучения нового / Практический этап

3.1. Организация открытия «нового» знания, применение новых знаний, формирование предметных способов действий, создание алгоритма предметного способа действия, моделирование вывода и др. (примеры вопросов, заданий, описание форм организации и видов деятельности обучающихся).

Учитель предлагает внимательно прочитать записи и выписать только фразеологизмы.

Сильно огорчился, дождь лил как из ведра, была дождливая погода, черепашьим шагом, намотай на ус, , ходили очень медленно, повесил нос.

Эксперимент. Предлагает убрать (заменить, поменять местами) одно из слов в выражении «намотай на ус».

-Сохранилось ли значение?

-Чем отличаются фразеологизмы от обычных выражений? (Учитель помогает сформулировать отличительные признаки фразеологизмов. Прикрепляет таблички с ответами)

«Страничка для любознательных». Предлагает прочитать статью учебника и узнать историю возникновения фразеологизма «во весь опор».

-Какое значение имел этот фразеологизм изначально?

-Какое значение он имеет теперь?

- Смогли бы вы без использования информации в учебнике определить значение фразеологизма «во весь опор»? - Где можно найти нужную информацию?

Учитель знакомит детей с «Фразеологическим словарём».

Выписывают

фразеологизмы,

высказывают свои суждения об их значении.

Проводят эксперимент Формулируют признаки фразеологизмов.

1.Имеется ввиду смысл словосочетания в целом.

2.Употреблены в переносном смысле.

3.Слова нельзя менять местами.

Делают вывод о том, что смысл некоторых фразеологизмов объяснить сложно.

Высказывают

предположения ( спросить у взрослых, посмотреть в

Интернете)



3.2. Применение знаний и умений для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. (примеры вопросов, заданий, описание форм организации и видов деятельности обучающихся).

Работа со словарём:

-Выпишите из словаря 2-3 фразеологизма и их значение.

Работа с рисунками.

Предлагает рассмотреть рисунки и предположить, какие фразеологизмы на них «зашифрованы».

как курица лапой вставлять палки в колёса развесить уши

Составление предложений с фразеологизмами . Предлагает составить предложение, используя «расшифрованные» фразеологизмы.

- В каких случаях это уместно?

Работа в парах. Учитель сообщает детям о том, что не только в русском языке, но и в других языках тоже существуют фразеологизмы. Предлагает подчеркнуть одинаковыми цветными карандашами сходные по смыслу фразеологизмы.

Ходить вокруг да около (русс.), делать из мухи слона(русс.), быть замотанной как пчела (нем.),ходить как кошка вокруг стола (польск.), делать гору из кротовины (англ.), вертеться как белка в колесе (русс.)

Находят в словаре нужную информацию, производят фронтальную проверку работы.

Рассматривают рисунка, высказывают предположения. Проверяют правильность значений по записям на оборотной стороне рисунков.

Дети подчёркивают сходные фразеологизмы.

Пробуют объяснить значение. При необходимости обращаются к словарю.

Взаимопроверка.

4.Этап самоконтроля


1.1. Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности (формирующее оценивание, самоконтроль с использованием плана и др.) – может быть встроен в предыдущий этап.

Учитель обращает внимание детей на пункты плана работы. - На какие вопросы нам удалось найти ответы на уроке?

(Отмечает зелёным кружком каждый выполненный пункт плана)

Перечисляют выполненные пункты плана.

1.2. Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности (примеры разноуровневых диагностических заданий для оценки предметных результатов (например, знание и понимание, применение, функциональность).

Предлагает выполнить разноуровневые задания.

1).-Подчеркни фразеологизмы:

Знать на зубок, быстро выполнять работу, висеть на волоске, отлично выучить правило, дело в руках горит, добрый человек.

2). Подобери синоним к фразеологизму «хранить молчание»:

а) как в воду глядел; б) набрать в рот воды; в) выйти сухим из воды;

3) Закончить фразы, чтобы получились фразеологизмы: Спать без задних _______.

Держать язык за_________.

Работают с карточками, выполняя задания разного уровня. Проводят самопроверку правильности выполнения заданий с экрана.


5. Этап рефлексии учебной деятельности

5.1. Рефлексия результатов деятельности

(вопросы учителя, помогающие детям осмыслить достижение ими цели учебной деятельности и решение ими учебной задачи, перспективы использования результатов в жизни, направления дальнейшего изучения темы).

Учитель предлагает ответить на вопросы:

-Какую учебную задачу мы с вами поставили в начале урока?

-Удалось ли нам её решить до конца?

-Нужно ли продолжать изучение фразеологизмов? -Где вам могут пригодиться эти знания?

Высказывают свои мнения.

5.2. Рефлексия способов деятельности (вопросы учителя, помогающие детям осмыслить способы, приемы деятельности, позволившие им решить учебную задачу, достичь поставленную цель).

  • Какие задания помогли в изучении нового материала?

-Какие из них были наиболее интересными?

  • Какие вызвали трудность?

5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения (вопросы учителя, помогающие детям испытать чувство удовлетворения от решения поставленной задачи, своего вклада в ее решение, преодоления трудностей, возникших в ходе выполнения работы и др.)

  • Попробуйте оцените своё настроение на уроке с помощью фразеологизмов:

быть на седьмом небе, повесить нос, душа радуется, как в воду опущенный,

  • За что можете себя похвалить?

Составляют высказывания с использованием фразеологизмов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Косинова Лариса Николаевна

Дата: 04.11.2025

Номер свидетельства: 676655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) ""Методические рекомендации по оптимизации форм и методов речевого развития детей в условиях ДОУ" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-optimizatsii-form-i-mietodov-riechievogho-razvitiia-dietiei-v-usloviiakh-dou"
    ["file_id"] => string(6) "163556"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422511426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства