16
Русский язык. 2 класс.
Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели:
«открытие» учащимися нового знания: употребление глаголов в разных временных формах, изменение глаголов по временам;
развивать умение ставить вопросы к глаголам, употребленным в разных временных формах, изменять глаголы по временам;
развивать мышление, речь, память; обогащать словарный запас;
формировать мотивацию учебно – познавательной деятельности; формировать умение общаться в коллективе для достижения общей цели.
Воспитывать коммуникативные навыки
Оборудование:
компьютер;
медиапроектор;
экран;
раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создание эмоциональной установки.
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
-Тихонько сели.
Пальчиковая гимнастика.
- Запишите число, классная работа.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. (Актуализация знаний)
1) Актуализация
- Вспомните, по какой стране мы с вами путешествуем? (По стране Речи)
-В каком городе находились на последних уроках? (В городе Глаголов)
- Кто живет в этом городе?
- Как определить, что данное слово – это глагол?
(Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?
И обозначает действие предмета)
- С какой особенностью глаголов мы познакомились на последних уроках?
(Глаголы изменяются по числам. Они могут быть ед. и мн. числа)
- Поиграем в игру «Самый внимательный».
Легкие облака летит по небу. (летят)
Ярко светят солнышко. (светит)
Радостно порхает бабочки. (порхают)
В небе летают чайка. (летают)
Весело прыгают заяц. (прыгает)
Звонко зажужжала пчелы. (зажужжали)
-Сделайте вывод. Что вы сейчас делали?
(Изменяли форму глаголов ед.ч. на мн.ч. и мн.ч. на ед.ч.)
- Зачем вы это делали?
(Чтобы получились правильно составленные предложения)
- Как вы определяли число глаголов?
(Если глагол обозначает действие одного предмета, значит он
стоит в форме ед.ч. А если глагол обозначает действие
нескольких предметов, то он в форме мн.ч.)
2) Мотивация
- Сегодня по дороге в школу я шла и любовалась городскими улицами, дворами, природой нашего замечательного города.
- Придя в класс, я записала несколько предложения о том, что увидела. Вот они.
- Удивили вас мои предложения?
- Что вас удивило в них?
(Птицы улетают осенью, а дети пускают кораблики весной.)
- Как быть? Из предложения слов не выкинуть. А записать их надо сейчас.
(Попробовать изменить форму глаголов).
- А как это сделать? Вы умеете?
(Может быть несколько предложений от детей. Кто из них прав? Давайтевыяснять)
- Тогда, какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?
(Научиться изменять форму глаголов, чтобы они передавали время действия).
- Хорошо, вы будете учиться изменять глаголы, а я что буду делать?
(Помогать нам).
III. «Открытие» детьми нового знания.
- Для того, чтобы понять как можно изменить глаголы, мы с вами отправимся в путешествие на Машине Времени.
- Куда можно попасть на Машине времени? (в прошлое, в будущее)
- Посмотрите на экран.
- На экране вы видите наш маршрут.
- Сейчас мы с вами находимся здесь.
- А где мы находимся в настоящий момент?
(В школе, на уроке)
- Что мы делаем сейчас?
Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради).
- Перед вами глаголы, которые вы сейчас употребили.
(учимся, пишем, играем)
- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делаем?)
- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.
(Что делаем? учимся, пишем, играем)
- Где мы сейчас были? (В настоящем)
- Что обозначают глаголы, которые вы сейчас записали?
(Действие, которое совершается сейчас, в настоящее время)
- Сделайте вывод.
Вывод: глаголы могут быть в форме настоящего времени.
- Молодцы!
- А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся?
(Назад, в прошлое)
- Внимание! Где мы оказались?
(В детском саду)
- Чем вы занимались в детском саду? Примерные ответы детей
(Там мы играли, рисовали, пели, танцевали)
- Перед вами глаголы, которые вы употребили.
(танцевали, рисовали, играли)
- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делали?)
- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.
(Что делали? танцевали, рисовали, играли)
- Где мы сейчас были? (В прошлом)
- Что обозначают глаголы, которые вы записали?
(Действие, которое уже совершилось в прошлом)
- Сделайте вывод.
Вывод: глаголы могут быть в форме прошедшего времени.
- Совершим еще один перелет. Как вы думаете куда? (В будущее).
- Я что нас ждет в будущем? (Летние каникулы).
- Что будем делать летом?
Летом мы будем купаться, будем загорать, будем играть.)
- Перед вами глаголы, которые вы употребили.
(будем купаться, будем загорать, будем играть)
- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что будем делать?)
- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.
(Что будем делать? Будем купаться, будем загорать, будем играть)
- Где мы сейчас были? (В будущем)
- Что обозначают эти глаголы?
(Действие, которое совершится в будущем)
.
- Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени?
( они состоят из двух слов)
- Сделайте вывод
Вывод: глаголы могут быть в форме будущего времени.
- Итак, мы с вами совершили полет во времени. Где мы побывали?
(В прошлом, настоящем, будущем)
- Сделайте общий вывод.
(Вывод: глаголы могут быть в форме прошедшего, настоящего или будущего времени)
- Что обозначают глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени?
(Они обозначают действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем, произойдут в будущем)
- Какой еще можно сделать вывод?
(Глаголы могут изменяться по временам)
- Какой глагол побывал с нами во всех временах? (играть)
Физминутка.
IV. Первичное закрепление.
- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам.
- Может это новое знание поможет нам исправить мои предложения?
- Прочитайте еще раз предложения.
- Назовите глаголы в этих предложениях.
- В каком времени они стоят? Почему?
(Глаголы стоят в настоящем времени, потому что действие происходит в данный момент).
- Как можно исправить предложения?
(Нужно изменить время глаголов: заменить настоящее время на прошедшее и будущее).
- В каком времени должен стоять глагол в первом предложении?
(В прошедшем)
- Почему?
- Исправьте предложение.
(Птицы улетели в далекие страны)
- Что вы скажите про второе предложение?
(Здесь не надо менять время глагола, потому что снег лежит сейчас)
- Третье предложение. В каком времени должен стоять глагол здесь?
( В будущем)
- Почему?
- Исправьте предложение.
(Дети будут пускать по лужам бумажные кораблики.)
- Запишите к себе в тетрадь любое предложения, которое вам понравилось больше всего.
- Молодцы!
V. Самостоятельная работа.
- Итак, вы узнали, что глаголы могут менять форму своего времени.
- А сейчас потренируемся изменять временную форму глаголов. Поработаете в парах.
- У вас на партах лежат карточки, для каждого ряда на ней записан свой глагол.
- Что вам нужно сделать?
(изменить глагол по временам)
- Какие у вас есть помощники на карточках? (Вопросы)
Дети выполняют задание на карточках.
Что делает? Что делал? Что будет делать?
думать: ________________, _________________, ____________________
прыгать: _________________, ________________, ____________________
говорить: ________________, __________________, ____________________
- Проверка.
1 ряд: решает, решал, будет решать.
2 ряд: прыгает, прыгал, будет прыгать.
3 ряд: говорит, говорил, будет говорить
-Молодцы!
«Ловушка».
- А вот как дети другого тоже второго класса выполнили такое задание.
Читал, прочитает, читает.
Дети находят ошибки и исправляют их.
читает, читал, прочитает.
- Молодцы!
- Что еще вы заметили здесь?
(Что глагол будущего времени отвечает на вопрос Что сделает?)
VI. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом?
- Чему учились на уроке?
- Что было трудным?
- Все смогли безошибочно выполнять задания?
- Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок?
Оценивание работы учащихся
VII. Инструктаж по домашнему заданию.
- Составить и записать текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени.
- Почему глаголы должны быть только будущего времени?
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Думать:_________________ _______________ _______________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Прыгать:_________________ _______________ ______________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Говорить:_________________ _______________ _____________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Думать:_________________ _______________ _______________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Прыгать:_________________ _______________ ______________________ |
Н.вр. Пр.вр. Б.вр. Что делает? Что делал? Что будет делать? Говорить:_________________ _______________ _____________________ |
Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. | Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. |
Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. | Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. |
Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. | Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. |
Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. | Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. |
Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. | Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. |
Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. | Домашнее задание: составить и записать в тетрадь текст из 3-5 предложений про весну, используя глаголы только будущего времени. |