Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
Познавательные :
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и
увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде
творческой работы;
Коммуникативные:
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать
способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Предметные:
Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому
прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету,
желания больше узнавать о православной культуре России.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное
чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом (презентация,
картинки учебника).
Необходимое техническое оборудование: .
Мультимедийный проектор.
Экран для просмотра слайдов.
Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
Диск с материалами урока. (Презентация).
Ход урока
Включается запись колокольного звона.
-Ребята, где мы можем слышать колокольный звон? (Ответы детей)
-Верно, и в монастыре.
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Монастырь – это место, где небо сходится с землей. Это и чувствует душа человека, отворившего скромную деревянную дверь, разделяющую мир и монастырь и ступившего на его благодатную землю.
Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
2. Основная часть урока.
(Входит Странник).
Странник: Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог – сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и рассказать много нового. Но сначала узнаем, как одеваются люди, которые живут в монастырях.. У них одежда отличается от мирской, то есть обычной. Рассмотрим их облачение и узнаем названия предметов одежды.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать
свой ум от плохих мыслей .
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с
другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни.
Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Чѐтки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться,
перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
Первая загадка:
В черном, с четками в руках, О душе своей в слезах Богу молится … (монах).
Вторая загадка:
Ряса, клобук, параман Говорят о многом нам: Так одет монах, друзья, Жить, как все, ему нельзя! Инок, мантией одетый, Давший Господу … (обеты).
Молодцы, детишки, а теперь смотрите и запоминайте.
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся
люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием
в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам,
бесплотным духам, являющимся посланцами Бога. Стать монахом непросто, для этого он проходит определѐнные этапы жизни в монастыре.
3.Работа с учебником
Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре. (Предполагаемый ответ)
- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?
(Ответы учащихся).
- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах , в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.
Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.(Учащиеся делятся на группы, в диалогах обсуждают правила для юных паломников, записывают в рабочий лист урока.)
Примерные рекомендации «Правила поведения в монастыре»:
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(224) "Презентация к уроку Истории и культуры Санкт-Петербурга для 6 класса по теме "Средневековые храмы и монастыри нашего края.""
["seo_title"] => string(120) "priezientatsiiakurokuistoriiikulturysanktpietierburghadlia6klassapotiemiesriednieviekovyiekhramyimonastyrinashieghokraia"
["file_id"] => string(6) "319377"
["category_seo"] => string(3) "mhk"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1460810808"
}
}