Цель данного урока-осмысление понятия "милосердие" как основополагающего нравственного постулата; начала,облагораживающего и улучшающего жизнь человека в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.
2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения.
3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.
Основные понятия:
Долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Фрагмент урока по работе с притчей.
Учитель: Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье. В наше бурное время такие чувства, как милосердие и сострадание многим кажутся пережитком старины. Попрание нравственных законов привело к тому, что чувства эти забыты. Думаю, наше поколение сможет возродить забытые чувства милосердия и сострадания к ближнему, сделать их главными в жизни.
Сегодня мы познакомимся с притчей «О добром самарянине.
Чтение притчи.
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Учитель: Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? Очём заставила вас задуматься притча?
Ученик: Эта притча заставляет задуматься о том, что мы не должны проходить мимо человека, который нуждается в нашей помощи.
Ученик: Часто люди бывают жестокосердными и проходят мимо того, кто ждёт их помощи, а беспомощный человек может погибнуть.
Учитель: Была ли известна эта притча вам ранее?
Ученик: Я впервые читаю эту притчу.
Учитель: Вы согласны с распространенным выражением: «Как ты к нам относишься, так и мы к тебе»? В чем ошибочность этого принципа?
Ученик:Я думаю, что это мнение неправильно. Если кому-то нужна моя помощь, хотя это мой обидчик, не нужно проходить мимо. Я не пройду мимо.
Учитель: Подумайте над выражением: «Милосердие выше, чем закон и справедливость».
Ученик:Быть милосердным-это значит, быть сильным. Слабые люди не умеют прощать, и вместо того, чтобы быть милосердным, они в первую очередь думают о своих обидах.
Учитель: Как вы понимаете слово «ближний» ?
Ученик: Я считаю, что ближний - это тот, кто нуждается в нашей помощи.
Работа в группах.
- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям?
Ученики:
1.Нужно быть всегда добрым к людям.
2.Нельзя проходить мимо чьей-то беды. Если человеку трудно, то нужно помочь. Нужно быть милосердным.
3.Надо быть внимательным к другим людям.
4.Надо делать добро от чистого сердца.
5.Надо быть ответственным перед другими людьми.
Учитель: А вы бываете милосердны? Как часто? Почему вы поступаете милосердно?
Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек.
Дети работают в группах.
На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.
- Какие качества вы выбрали? Почему?
- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?
- Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброго. Напишите об этом на лепестках цветика- семицветика и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.
(Дети работают и прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске).
Учитель: Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе?
Ученик: Чувство радости. Но мне больше нравится для кого-то делать добро, и тогда в моей душе становится радостно и тепло.
Учитель: А сейчас вы попробуете сами составить пословицы и поговорки из отдельных фраз. Детям раздаются задания.
Работа идёт в группах. Затем по очереди зачитывают составленные поговорки.
-Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
-Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
-Помнящий добро никогда не сотворит зла.
-Где есть любовь — там нет греха, где грех — там не бывает любви.
-Гордость, обедающая с тщеславием, ужинает с бедностью.
-Десять заповедей пришли к нам с неба, потому их трудно выполнять на земле.