Просмотр содержимого документа
«"Мой дом" — обобщающий урок литературного чтения по творчеству М.Ю. Лермонтова (творческая лаборатория)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 г. Георгиевска
"Мой дом" — обобщающий урок литературного чтения по творчеству
М.Ю. Лермонтова (творческая лаборатория)
Тип урока: творческая лаборатория (в редакции классной газеты).
Цель: обобщение и систематизация знаний по творчеству русского поэта М.Ю. Лермонтова.
Задачи:
через творческие задания создать условия для развития самостоятельной и творческой деятельности;
активизация осознания учеником целеположения собственной деятельности;
формирование умения работать в группе;
воспитание творческой личности;
воспитание любви к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, к большой и малой Родине, к родной природе, воспитание чувства гордости за свою страну.
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, творческую фантазию, способность к самооценке, расширение кругозора.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Познавательные УУД: обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).
Предварительная подготовка. Были намечены основные рубрики газеты, созданы творческие группы (по желанию ребят). В редакции работало четыре отдела: «Литературный отдел», «Исторический отдел », «Информационный отдел» и «Отдел художников-оформителей».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня у нас необычный урок. Пройдет он в «творческой лаборатории» редакции классной газеты.
Давайте послушаем романс "Горные вершины". Ребята, вы вспомнили, на чьи стихи написан этот замечательный романс?
-Каждый человек свою любовь к Родине, к родной природе выражает по-своему: художники пишут картины, композиторы – музыку, писатели – рассказы, поэты стихи.
II. Объявление темы, цели и задач урока
– Итак, о творчестве, какого поэта мы сегодня будем говорить?
Сегодня мы будем говорить о творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова и о его любви к Родине, к Родине большой и малой. Это и будет темой будущего номера нашей газеты. Для выпуска номера необходимо подготовить материал по данной теме – такова цель нашего урока.
Вы разделились на 4 группы: "Литературный отдел", "Информационный отдел", "Исторический отдел ",
"Отдел художников-оформителей". Каждому отделу было дано задание для выпуска газеты.
– Итак, «Литературный отдел». Ваша задача выбрать и представить нам понравившиеся стихи М.Ю. Лермонтова, написать отзыв для рубрики «Советуем прочитать» и представить своё стихотворение о Лермонтове.
В "Историческом отделе" будут работать юные историки. Вы должны составить небольшой исторический очерк о поэте из различных собранных вами интересных заметок, обратив внимание на период, когда Лермонтов был на Кавказе.
– В«Информационном отделе»будут работать корреспонденты и фотокорреспонденты.
– Корреспондентампредстоит взять интервью у наших гостей "Что для Вас значит творчество М.Ю. Лермонтов" и подготовить фоторепортаж.
– Конечно, ни одна газета не обходится без участия дизайнеров, которые ответственны за художественное оформление номера. Вам необходимо оформить выпуск литературной газеты, просмотрев детские рисунки, дополнив своими рисунками и рисунками М.Ю. Лермонтова. Обратите внимания на заготовленные рубрики газеты.
Цель и задачи поставлены.Время на работу всех отделов – 15–20минут. Творческих успехов вам!
III.Работа в группах
Индивидуальная работа. Учитель оказывает индивидуальную помощь обучающимся.
IV. Творческий отчет групп
– Вижу, группы готовы к творческому отчету.
Лицо газеты – ее «титульный лист». Мы его подготовили заранее. Посмотрев на который, решаешь: взять газету в руки или отложить в сторону.
– Посмотрим, а какой видят наши художники первую данный выпуск "Литературной газеты".
Отчет художников.
Учитель:
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не всякому художнику видна.
Спасибо за творчество! Уверена, что такую газету взять в руки захочется каждому.
1. Рубрика "М.Ю. Лермонтов на Кавказе"
– «Исторический отдел», вам слово.
Зачитывается статья, подготовленная для номера. Просмотр презентации.
– Спасибо за интересную статью, за ваше творчество.
2. Рубрика "Великая поэзия"
Чтение полюбившегося стихотворения (на фоне чтения идут слайды)
– Ребята, сейчас оживут страницы поэтической тетради, давайте послушаем стихи замечательного русского поэта.
– Спасибо вам! Чтение радовало не только слух, но и сердце. Это ваша благодарность и признание поэту в любви, а значит – и Родине.
3. Рубрика «Наше интервью»
– Сегодня в любви к творчеству великого поэта М.Ю. Лермонтова признавались и наши гости, а признания слушали и записывали юные корреспонденты. Послушаем их.
Памятка корреспонденту
Необходимо поздороваться и представиться тому, с кем будете беседовать.
Попросите собеседника назвать фамилию, имя, отчество: «Представьтесь, пожалуйста».
Назовите тему беседы:
«Мы сегодня говорим о ...».
Попросите дать ответ на интересующие вас вопросы:
«Скажите, пожалуйста»...
Поблагодарите собеседника.
Составьте свое выступление-репортаж. Его можно начать таким образом:
«Нам приятно было беседовать...».
– Спасибо вам за интересный репортаж, а гостям – за признание.
4. Рубрика «От всей души»
– В этой рубрике будет напечатано стихотворение, в которое Снежана вложила и душу, и сердце.
Чтение стихотворения"Лермонтов" собственного сочинения; на фоне чтения идут слайды. и музыка
Лермонтов
Впервые увидев детскими глазами
Красу Кавказа и величие вершин,
Он покорён был этими горами
И полюбил, не дожив до седин.
Он вдохновлён был этой красотою:
В картинах, сохранивших кисти взмах,
И в рифмах строк между собою
В веках поэта слышится размах.
Он не был понят в своё время.
Врагов, завистников нажив,
И вопреки судьбе, неся поэта бремя
Потомкам подарил любви порыв.
Велик поэта стих и велико признанье.
Народа русского и памяти людской.
Всемирно признанным поэта званье,
Он заслужив ушёл отсюда в мир иной.
5. Рубрика "Советуем прочитать".
Нам бы хотелось послушать ваш отзыв о творчестве поэта и узнать какие произведения Лермонтова вы бы посоветовали своим одноклассникам.
V. Итог урока
– Каждый из вас сегодня говорил о творчестве поэта Лермонтова и о его любви к Родине.
– Сейчас будет работать «свободный микрофон». Поделитесь своими впечатлениями, выскажите свое мнение о работе групп. Поделиться своими впечатлениями могут и наши гости.(Выступления, оценки.)
– Завтра творческая лаборатория продолжит свою работу. Мы закончим своё оформление классной газеты.
VI. Домашнее задание
– Также Вам предлагается два варианта выполнения домашней работы. С чем вам хотелось бы прийти на следующий урок (список творческих заданий):
Составление кроссворда по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Написать сочинение "Моё отношение к стихам М.Ю, Лермонтова".
Лучшие работы войду в следующие рубрики: "Страна кроссвордов" и "Мой Лермонтов".