kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мой дом — обобщающий урок литературного чтения по творчеству М.Ю. Лермонтова. Творческая лаборатория.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Мой дом" — обобщающий урок литературного чтения по творчеству 

М.Ю. Лермонтова. Творческая лаборатория.

Тип урока: творческая лаборатория (в редакции классной газеты).

Цель: обобщение и систематизация знаний по творчеству русского поэта М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

  • через творческие задания создать условия для развития самостоятельной и творческой деятельности;
  • активизация осознания учеником целеположения собственной деятельности;
  • формирование умения работать в группе;
  • воспитание творческой личности;
  • воспитание любви к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, к  большой и малой Родине, к родной природе, воспитание чувства гордости за свою страну.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мой дом — обобщающий урок литературного чтения по творчеству М.Ю. Лермонтова. Творческая лаборатория. »

"Мой дом" — обобщающий урок литературного чтения по творчеству

М.Ю. Лермонтова. Творческая лаборатория.

Тип урока: творческая лаборатория (в редакции классной газеты).

Цель: обобщение и систематизация знаний по творчеству русского поэта М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

  • через творческие задания создать условия для развития самостоятельной и творческой деятельности;

  • активизация осознания учеником целеположения собственной деятельности;

  • формирование умения работать в группе;

  • воспитание творческой личности;

  • воспитание любви к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, к большой и малой Родине, к родной природе, воспитание чувства гордости за свою страну.

Методы: исследовательский, частично-поисковый, эвристический.

Инструментарий: рисунок, фотомонтаж, интервью, отзывы, стихи, статья.

Оборудование урока:

  • компьютер и интерактивная доска;

  • песня «Горные вершины" (М.Ю, Лермонтов)

  • поэтическое творчество детей.

Предварительная подготовка. Были намечены основные рубрики газеты, созданы творческие группы (по желанию ребят). В редакции работало четыре отдела: «Литературный отдел», «Исторический отдел », «Информационный отдел» и «Отдел художников-оформителей».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок. Пройдет он  в «творческой лаборатории» редакции классной газеты.

Давайте послушаем романс "Горные вершины". Ребята, вы вспомнили, на чьи стихи написан этот замечательный романс?

– Что хотел передать поэт строчками своих стихов?  (Это рассказ о России, о Родине, о любви к ней, к родной природе.)

– Да, каждый человек свою любовь к Родине, к родной природе выражает по-своему: художники пишут картины, композиторы – музыку, писатели – рассказы, поэты стихи.

IIIОбъявление темы, цели и задач урока

– Итак, о творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы будем говорить о творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова и его любви к Родине, к Родине большой и малой. Это и будет темой будущего номера нашей газеты. Для выпуска номера необходимо подготовить материал по данной теме – такова цель нашего урока.

Вы разделились на 4 группы: "Литературный отдел", "Информационный отдел", " Исторический отдел ", " Отдел художников-оформителей". Каждому отделу было дано задание для выпуска газеты.

– Итак, «Литературный отдел». Ваша задача выбрать и представить нам понравившиеся стихи М.Ю. Лермонтова, написать отзыв для рубрики «Советуем прочитать» и представить своё стихотворение о Лермонтове.

В "Историческом отделе" будут работать юные историки. Вы должны составить исторический материал о поэте из различных собранных вами интересных заметок, обратив внимание на период, когда Лермонтов был на Кавказе.

– В «Информационном отделе» будут работать корреспонденты  и фотокорреспонденты.

– Корреспондентам предстоит взять интервью у наших гостей "Что для Вас значит творчество М.Ю. Лермонтов" и подготовить фоторепортаж.

– Конечно, ни одна газета не обходится без участия дизайнеров, которые ответственны за художественное оформление номера. Сегодня наши художники будут трудиться над оформлением первой страницы газеты, над ее «титульным листом».

– Ребята, а что каждый из вас постарается донести до читателей газеты? (Свое настроение, чувства, творчество.)

Цель и задачи поставлены. Время на работу всех отделов – 15–20 минут. Творческих успехов вам!

IV. Работа в группах

Индивидуальная работа. Учитель оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

V. Творческий отчет групп

– Вижу, группы готовы к творческому отчету.

Лицо газеты – ее «титульный лист», посмотрев на который, решаешь: взять газету в руки или отложить в сторону. – Посмотрим, какой видят первую страничку газеты наши художники.

Отчет художников. 

Учитель:

В очарованье русского пейзажа 
Есть подлинная радость, но она 
Открыта не для каждого и даже 
Не всякому художнику видна.


– В картине раскрылась душа великого поэта; в ней – и доброта, и радость, и очарованье, и любовь к Родине, о которой вы сумели передать своей работой. Спасибо за творчество! Уверена, что такую газету  взять в руки захочется каждому.

1. Рубрика "М.Ю. Лермонтов на Кавказе"

– «Исторический отдел», вам слово.

Зачитывается статья, подготовленная для номера.  Просмотр презентации.

– Спасибо за интересную статью, за ваше творчество.

2. Рубрика "Великая поэзия"

Чтение полюбившегося стихотворения (на фоне чтения идут слайды)

– Ребята, сейчас оживут страницы поэтической тетради, прочитаем полюбившиеся стихи. 

– Спасибо вам! Чтение радовало не только слух, но и сердце. Это  ваша благодарность и признание поэту в любви, а значит – и Родине.

3. Рубрика «Наше интервью»

– Сегодня в любви к творчеству великого поэта М.Ю. Лермонтова признавались и наши гости, а признания слушали и записывали юные корреспонденты. Послушаем их.

Памятка корреспонденту

  1. Необходимо поздороваться и представиться тому, с кем будете беседовать.

  2. Попросите собеседника назвать фамилию, имя, отчество: «Представьтесь, пожалуйста».

  3. Назовите тему беседы:

«Мы сегодня говорим о ...».

  1. Попросите дать ответ на интересующие вас вопросы:

«Скажите, пожалуйста»...

  1. Поблагодарите собеседника.

  2. Составьте свое выступление-репортаж. Его можно начать
    таким образом:

«Нам приятно было беседовать...».

– Спасибо вам за интересный репортаж, а гостям – за признание.

4. Рубрика «От всей души»

– В этой рубрике будет напечатано стихотворение, в которое Снежана вложила и душу, и сердце.

Чтение стихотворения"Лермонтов" собственного сочинения; на фоне чтения идут слайды.  и музыка

Лермонтов

Впервые увидев детскими глазами

Красу Кавказа и величие вершин,

Он покорён был этими горами

И полюбил, не дожив до седин.


Он вдохновлён был этой красотою:

В картинах, сохранивших кисти взмах,

И в рифмах строк между собою

В веках поэта слышится размах.


Он не был понят в своё время.

Врагов, завистников нажив,

И вопреки судьбе, неся поэта бремя

Потомкам подарил любви порыв.


Велик поэта стих и велико признанье.

Народа русского и памяти людской.

Всемирно признанным поэта званье,

Он заслужив ушёл отсюда в мир иной.

4. Рубрика "Советуем прочитать".

Нам бы хотелось послушать ваш отзыв о творчестве поэта и узнать какие произведения Лермонтова вы бы посоветовали своим одноклассникам.

VII. Итог урока

– Каждый из вас сегодня говорил о творчестве поэта Лермонтова и о его любви к Родине.

– Сейчас будет работать «свободный микрофон». Поделитесь своими впечатлениями, выскажите свое мнение о работе групп. (Выступления, оценки.)

– Завтра творческая лаборатория продолжит свою работу.

VIII. Домашнее задание

– Вам предлагается несколько вариантов выполнения домашней работы. С чем вам хотелось бы прийти на следующий урок (список творческих заданий):

  1. Составление кроссворда по творчеству М.Ю. Лермонтова.

  2. Написать сочинение "Моё отношение к стихам М.Ю, Лермонтова"

– Спасибо за урок!








ПАМЯТКА

по написанию сочинения


Моё любимое стихотворение


  1. Какое стихотворение вам особенно нравится.

  2. Почему оно любимое.

  1. Отметить строки, которые показались наиболее выразительными, образными (прочитав их, удалось представить себе написанное).

  2. Какие изобразительно-выразительные средства языка помогли создать поэтические образы

  1. Твои впечатления (мысли, чувства)

  2. Над чем заставило задуматься это стихотворение.



Памятка корреспонденту


  1. Необходимо поздороваться и представиться тому, с кем будете беседовать.

  2. Попросите собеседника назвать фамилию, имя, отчество: «Представьтесь, пожалуйста».

  3. Назовите тему беседы:

«Мы сегодня говорим о ...».

  1. Попросите дать ответ на интересующие вас вопросы:

«Скажите, пожалуйста»...

  1. Поблагодарите собеседника.

  2. Составьте свое выступление-репортаж. Его можно начать
    таким образом:

«Нам приятно было беседовать...».




  1. Приложение 3

  2. Памятка фотокорреспондентам

  3. Фотографии (рисунки) в газете очень важны: они привлекают внимание, побуждают читателей познакомиться со статьей или заметкой, если фотография вызывает интерес.

  4. Фотографии не только иллюстрируют текст, но и несут в себе информацию. Текст - подпись к фотографии, и, как правило, отвечает на знакомые вопросы: что, где, когда? (что, с кем и где происходит).

  5. Задание

  6. 1. Прочитайте список авторов, чьи стихи будут помещены
    на странице газеты в рубрике: «Поэтическая тетрадь» «Тихая моя
    родина»:

  7. - Н. М. Рубцов «Тихая моя родина…», «Сентябрь»;

  8. - Б. Л. Пастернак «Золотая осень»;

  9. - С. А. Клычков «Ранняя весна»;

  10. - С. А. Есенин «Задремали звезды золотые», «Лебедушка», «Я покинул родимый дом»;

  11. - А. В. Жигулин «О, Родина!».

  1. Рассмотрите рисунки.

  2. Отберите самые интересные.

  3. Расположите их в определенной последовательности.

  4. Подпишите их соответствующими стихотворными строками.

  1. Приложение 4

  2. Рубрика «Советуем прочитать»

  3. Дорогие ребята! Мы с большим интересом прочитали поэтическую тетрадь «Тихая моя родина…».

  4. На ее страницах мы познакомились с творчеством Бориса Леонидовича Пастернака, Сергея Антоновича Клычкова, Сергея Александровича Есенина и многих других поэтов.

  5. Стихи их о родине, о любви к родным местам.

  6. Читая поэтические строки, мы словно побывали в милых сердцу уголках поэтов, вместе с ними любовались красотой природы, слышали шелест листьев, говор ручейка.

  7. С Клычковым С.А. мы гуляли по весеннему лесу, любовались «гаснущими звездами», наблюдали за зайцами, встретились с медведем, проснувшемся после зимней спячки.

  8. С Борисом Леонидовичем Пастернаком побывали у осени в «сказочном чертоге». Как там так красиво! Кажется, что ты «на выставке картин: залы, залы, залы, залы вязов, ясеней, осин в позолоте небывалой»

  9. А на родине Сергея Есенина, около его дома, видели старый клен. Он – сторож «голубой Руси».

  10. Читая стихотворение Б.А. Слуцкого «Лошади в океане», плакали. Погибла тысяча лошадей! «Мина кораблю пробила днище». Люди сели в шлюпки и спаслись. «А кони шли на дно и ржали, ржали, все на дно покуда не пошли». Американский корабль «Глория» не оправдал своего названия.

  11. Редакция нашей газеты советует всем прочитать эти стихи!

  12. Гаганова Юлия

  13. Дорошев Дмитрий

  14. Казимирова Ксения

  15. Улитушкин Александр

  16. Приложение 5

  17. НАШЕ ИНТЕРВЬЮ

  18. - Здравствуйте.

  19. - Здравствуйте.

  • С вами беседует корреспондент Виктория. Представьтесь, пожалуйста.

  • Шишкин Николай Владимирович. Учитель истории.

  • Николай Владимирович, мы сегодня говорим о Родине, о любви к Родине большой и малой. Назовите, пожалуйста, синонимы к слову Родина.

  • Отчизна, место рождения, город детства, воспоминания прошлого.

  1. - Спасибо. А за что вы любите свою малую родину?

  2. - Наверное, за то, что она дала мне жизнь, за то, что она красива, за воспоминания.

  • Назовите любимые стихотворения о родине и прочтите, пожалуйста, несколько строк.

  • Несколько строчек…

  1. ...И я люблю, за что не знаю сам,

  2. Её лесов холодное молчанье,

  3. Её лугов безбрежных колыханье,

  4. Разливы рек её, подобные морям...

  5. - Спасибо. Назовите, пожалуйста, ваших любимых поэтов.

  6. - Пушкин, Блок, Маяковский.

  7. - Спасибо. Мне было приятно с вами беседовать.

  8. Заключение

  9. Нам было приятно беседовать с нашими гостями. Мы говорили о родине, о любви к родине, о любимых уголках. Гости душевно, откровенно и вежливо отвечали на наши вопросы.

  10. Спасибо всем!

  11. (запись с диктофона)

  12. Приложение 6

  13. Сочинение

  14. Мое любимое стихотворение

  15. Мне очень нравится поэзия. И я хочу рассказать о полюбившемся стихотворении С. Есенина «Я покинул родимый дом».

  16. Читаешь его, и становится грустно и печально. Мне кажется, что это стихотворение-боль. Есенину не хотелось покидать родимый край, любимый уголок. Но больше всего ему не хотелось расставаться с кленом «на одной ноге», который стережет «голубую Русь». Мне кажется, что клен грустил и тосковал без своего друга. Он так похож «головой» на Есенина.

  17. Наверное, все жители села верили, что Есенин вернется и вытрет незаметные слезы клена.

  18. Я очень благодарна замечательному поэту Сергею Есенину за стихи, а моему великолепному учителю Людмиле Ивановне – за любовь к поэзии.

  19. Кузнецова Екатерина

  20. Сочинение

  21. Мое любимое стихотворение

  22. Мне очень понравилось стихотворение С.А. Есенина «Задремали звезды золотые…»

  23. Каждый из нас любовался восходом солнца. Однако не каждый может так красиво описать, «очеловечить» это явление природы. Читая строки Есенина, я представила маленькую девочку Зорьку. Она пробежала по заводям рек, по небосклону, разбудила «сонные березки», и их зеленые сережки зашелестели. Она разбудила и модницу Крапиву, которая нарядилась в перламутровое платье из росы. Качаясь, она ласково сказала ей: «С добрым утром!»

  24. И мне хочется сказать всем: «С добрым утром!»

  25. Имангазиева Надежда

  26. К Приложению 6

  27. Сказочный уголок Шихан

  28. Шиханы – чудесный городок! Особенно красив Графский парк. Когда заходишь в него, кажется, что попадаешь в сказку.

  29. Иду по тропинке, а меня встречают сказочные герои: Колобок, Лиса, Крокодил Гена и Чебурашка, Баба-Яга… Подхожу к озеру. Вот гордые лебеди расправляют свои белоснежные крылья. Утиное семейство водит хоровод на воде.
    Я присела на лавочку и написала стихотворение:

  30. Графский парк, как он красив!

  31. И красота его не миф.

  32. Он так величествен и горд,

  33. Легенда-камень очень тверд.

  34. Фонтанчик весело сверкает,

  35. А лебеди свой гордый взгляд бросают.

  36. Иду дальше. Душа тянется к роднику «Головушка». Это святое место! Попила целебной воды, отдохнула и вот я уже на мосту «Дамский каприз». Как красиво вокруг! Да, правду говорят, что Графский парк – это сказка!

  37. Бондарева Светлана

  38. Любимый уголок Шихан

  39. У каждого человека на земле есть свой любимый уголок, где он родился и вырос. Мне повезло: я родилась в уютном городке Шиханы. Здесь мне нравится все: улицы с красивыми арками, детские площадки, природа. Но самый мой любимый уголок – Графский парк.

  40. Над ним на холме возвышается церковь. Во время заката и рассвета можно услышать малиновый звон - игру-перелив колоколов. При входе в парк сразу бросается в глаза пруд. По нему плавают белоснежные, величественные и гордые птицы лебеди. Своим видом эти красавцы всем дают понять, что они – единственные хозяева парка. Если пройти чуть дальше пруда, мы увидим грот, в котором находится портрет графа Орлова-Денисова. Эта пещера похожа на грот Лермонтова в городе Кисловодске. Рядом с ним расположен родник «Головушка». Летом очень приятно сидеть в тени на лавочке и пить чистую родниковую воду. На пригорке около родника стоит вырезанная из дерева Баба-Яга. Она словно всматривается вдаль: нет ли где проказников. Увидит - выметет их своей метлой. Так она охраняет Графский парк.

  41. Я горжусь своей малой родиной и очень люблю проводить время в ее неповторимо красочных и уютных уголках.

  42. Медвецкая Виктория

  43. Приложение 7

  44. РОДНИК

  45. Автор слов

  46. Бескоровайный М.М.

  47. 1. Родников много есть у России,

  48. Мне дороже - один родничок.

  49. В нем вода серебряной сини –

  50. Для души благородства глоток.

  51. Припев: Шиханы, родные Шиханы!

  52. Для меня родника краше нет.

  53. Как жемчужина горной России,

  54. Над тобою багряный рассвет.

  55. 2. Родничок благородства и силы,

  56. Как источник лесной красоты.

  57. У него неуемное сердце,

  58. У него седина старины.

  59. Припев:

  60. 3. Надышусь вдоволь воздухом чистым,

  61. Запах елей меня опьянит,

  62. И наклонит черемуха ветки,

  63. И сердце, и душу бодрит.

  64. Припев:

  65. 4. Прохожу я по горным тропинкам

  66. И водой с родника остужусь,

  67. А священному месту у храма -

  68. Низко-низко всегда поклонюсь.

  69. Припев:

  70. Родина
  71. Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни слава, купленная кровью,
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные преданья
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

  72. Но я люблю — за что, не знаю сам —
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье,
    Разливы рек ее подобные морям;
    Проселочным путем люблю скакать в телеге
    И, взором медленным пронзая ночи тень,
    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
    Дрожащие огни печальных деревень.
    Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз,
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    С отрадой многим незнакомой
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно;
    И в праздник, вечером росистым,
    Смотреть до полночи готов
    На пляску с топаньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.

  73. Лермонтов М.

  74. Приложение 8

  75. Рубрика «От всей души»

  76. Шиханы….

  77. В этом слове буква ша -

  78. Это бьется и поет душа.

  79. Шиханы…

  80. Есть звонкое и,

  81. Что никогда не забудем мы,

  82. Шиханы…

  83. Есть умная ха,

  84. Что в сердце хранится века.

  85. Шиханы…

  86. Есть мудрая а,

  87. Что в сердце бьется всегда.

  88. Шиханы…

  89. Есть сердечное н,

  90. И другого не надо взамен.

  91. Шиханы…

  92. Есть скромное ы,

  93. Шиханы, вас любим мы!

  94. Корень Яна

  95. Военный городок – Шиханы!

  96. Здесь служат наши папы, мамы.

  97. Здесь живут и взрослые, и дети.

  98. Шиханы – лучший городок на свете!

  99. Городка дружнее не найдешь,

  100. Хоть полсвета обойдешь!!!

  101. Иванова Виктория

  102. Шиханы –

  103. Любимый уголок.

  104. Березки родные,

  105. Сосновый борок.

  106. Любимая школа

  107. И парта любимая.

  108. Все это - родина!

  109. Все здесь - любимое!

  110. Яковлева Оля

  111. Родные Шиханы! Родная земля!

  112. Родимые клены, родные поля!

  113. Гулянья по парку в светлые дни!

  114. Веселые песни, счастливые сны!

  115. Бондарева Светлана


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сардарян Кристина Робертовна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 198055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) ""Мой дом" — обобщающий урок литературного чтения по творчеству М.Ю. Лермонтова (творческая лаборатория)"
    ["seo_title"] => string(118) "moi-dom-obobshchaiushchii-urok-litieraturnogho-chtieniia-po-tvorchiestvu-m-iu-liermontova-tvorchieskaia-laboratoriia-1"
    ["file_id"] => string(6) "202712"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429296913"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства