Класс делится на три группы по рядам. От каждой группы выходит один ученик и вытягивает из любознательного сундучка загадку. Ученики по очереди читают загадку своей группе. Группа озвучивает отгадку. Загадка №1. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Ответ: Дерево Загадка №2. Нам в дождь и зной Поможет друг, Зеленый и хороший – Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек. Ответ: Дерево Загадка№3. Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. Ответ: Дерево Отгадка появляется на слайде. А теперь, ребята, перейдём к рассказу Михаила Михаиловича Пришвина. Откройте учебник на странице 118. Прочитайте как называется рассказ. Ребята, с вашей точки зрения, как могут разговаривать деревья? А о чём они могут говорить? Сильный ученик читает рассказ. Работа с текстом рассказа. Вопрос №1. О каком времени года повествует писатель? Докажите. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд) Вопрос №2. Ребята ответьте мне на вопрос, а деревья относятся к живой или не живой природе? Почему вы так думаете? Вопрос №3. А как М.М. Пришвин оживил деревья в своём рассказе? А для этого ёще раз перечитаем рассказ. Читать будем по одному предложению. Найдите и прочитайте отрывки из рассказа, из которых видно, что деревья, как живые. Ученик читает. «Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля». Ученик читает. «И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой белой берёзой перекликаютcя; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками». Вопрос № 4. Какие слова-действия использует М.М. Пришвин при описании деревьев? А как называется приём, когда предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворения) Признаки человека | дерево | | | плакучая | дуб | стройная | ива | могучий | берёза | Учитель: А теперь я хочу Вас немножко отвлечь. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Знакома ли Вам эта картина? Может быть кто-нибудь помнит её название. А с чем можно сравнить цветы пижмы? (С рябиной). В рассказе Пришвина тоже есть сравнение. Давайте его найдем. Вопрос № 5. Найдите в тексте предложение и прочитайте его. Осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же свечку-осинку, помахивая веточкой. Вопрос № 6. Какие 2 предмета сравниваются между собой? А почему? Вопрос № 7. В рассказе автор пишет «Мы звуками перекликаемся». Кто это «мы»? Вопрос № 8. А при помощи чего разговаривают между собой деревья? (При помощи аромата.) Вопрос №9. Ребята, а чтобы всё это придумать, каким должен быть человек? Вопрос № 10. А вы помните мальчика, который совершенно не умел фантазировать? Ему бы понравился этот рассказ? Почему? | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей — авторского мнения, установление причинно-следственных связей; Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группах; умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Личностные УУД: |