- Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор;
- Совершенствовать произносительную сторону речи.
Коррекционно-воспитательные:
- Прививать интерес к изучаемому предмету;
- Воспитание культуры речевого общения, взаимоуважения и навыков сотрудничества, способности к рефлексии.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Оборудование: мультимедийная презентация «Рыбы», интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал по группам; карточки солнышко и тучка; карандаши; фишки. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс.- М.:АРКТИ, 2004.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь!!!
- Ребята, посмотрите внимательно на доску и послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю.
1). Психологический настрой:
Посмотри скорей, мой друг, что находится вокруг? /СЛАЙД 2/
- Какой сегодня день недели?(Сегодня день недели…).
- Молодцы, все правильно вспомнили!!!
3). Эмоциональный настрой на урок: /СЛАЙД 12/
- Ребята, у вас на парте лежат солнышко и тучка. Посмотрите внимательно, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберетите картинку и покажите её.
- У меня сегодня хорошее настроение, поэтому я выбираю солнышко. А у вас оно какое?
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
- (Отлично, у всех сегодня хорошее настроение, значит мы с вами будет активно работать на уроке, отвечать полным ответом на вопросы, стараться выполнять все задания правильно).
4). Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти):
– Ребята, на доске представлены картинки с изображением животных.
- Давайте назовем их (черепаха, рыба, медуза, дельфин, морская звезда).
/СЛАЙД 13/ - (5 щелчков)
- Ребята, еще раз скажите это кто?
- Кто располагается по середине? (морская звезда)
- Кто в правом верхнем углу? (рыба)
- Кто в левом верхнем углу? (черепаха)
- Кто в правом нижнем углу? (дельфин)
- Кто в левом нижнем углу? (медуза)
- А теперь внимательно посмотрите на картинки, постарайтесь запомнить всех животных и ответить на вопрос - Кого не стало? /СЛАЙД 14/
- А здесь кто изображен? (утка, рак, щука, цапля, лягушка).
/СЛАЙД 15/ - (5 щелчков)
- Ребята, еще раз скажите это кто?
- Кто располагается по середине? (лягушка)
- Кто в правом верхнем углу? (рак)
- Кто в левом верхнем углу? (утка)
- Кто в правом нижнем углу? (цапля)
- Кто в левом нижнем углу? (щука)
- А теперь внимательно посмотрите на картинки, постарайтесь запомнить всех животных и ответить на вопрос - Кого не стало? /СЛАЙД 16/
- Молодцы, вы правильно выполнили задание, угадали всех животных, которого не стало и получаете за это солнышко, для хорошего настроения!!! ФИШКИ
II. Введение в тему урока.
1. Вводная беседа:
а). Ребята, отгадайте загадку:
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. /СЛАЙД 17/
(РЫБА)
Беседа: /СЛАЙД 18/
- Как называются эти животные?
- Где они живут?
- Как называются рыбы, которые живут в реке? (Речные рыбы). /СЛАЙД 19/
- Как называются рыбы, которые живут в море? (Морские рыбы). /СЛАЙД 20/
Значит:
- Рыбы, которые живут в реках, называются речные рыбы. Речные рыбы – это щука, окунь, карась, карп, сом, ёрш, судак, лещ. /СЛАЙД 21/ - (16 щелчков)
- Рыбы, которые живут в морях, называются морские рыбы. Морские рыбы – это треска, сельдь, минтай, камбала, скумбрия. /СЛАЙД 22/ - (10 щелчков)
- А для украшения своего дома человек поселил рыб в аквариум и называются они – аквариумные рыбы. Аквариумные рыбы – это гуппи, золотая рыбка, сомики. /СЛАЙД 23/ - (6 щелчков)
III. Изучение нового материала.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать рыб, где они живут, как выглядят, чем питаются. /СЛАЙД 24/
а). Рассказ учителя о рыбах:
- РЫБЫ – это водные животные. На нашей планете очень много рыб. Рыбы бывают разных размеров и разных цветов. Рыбы живут в морях, реках, озерах и так же могут жить в аквариумах.
- Чем же питаются рыбы? /СЛАЙД 25/
- Рыбы питаются червяками, насекомыми и их личинками, а так же водными растениями. Рыбы заглатывают пищу, а не откусывают как другие животные. В случае опасности рыбы ложатся на дно.
- Ребята, оказывается, среди рыб есть такие рыбы, которые поедают других маленьких рыб и называются они – хищные рыбы. Хищные рыбы – это щука, окунь, судак, сом. /СЛАЙД 26/ - (8 щелчков)
б). Словарная работа: /СЛАЙД 27/ - (3 щелчка)
- Ребята, а теперь давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся при изучении строения частей тела рыбы:
ЖАБРЫ – это орган дыхания рыбы, при помощи которых рыбы дышат.
ПЛАВНИКИ - это органы рыбы, с помощью которых рыбы передвигаются в воде.
ЧЕШУЯ – этополупрозрачные гладкие пластинки, покрывающие тело рыбы, налегающие одна на другую.
в). Разбор частей тела рыбы:
- А теперь мы узнаем, что же рыбу отличает от других животных.
/СЛАЙД 28/ - (19 щелчков)
- Посмотрите на картинку рыбы внимательно. У нее есть голова, туловище, хвост и плавники. На голове у рыбы имеются круглые глаза, небольшой рот, жабры. Жабры помогают рыбе дышать.
- С помощью хвоста рыба движется вперед, а плавники выполняют роль руля – помогают поворачивать тело в воде влево-вправо и удерживать равновесие.
- Хвост и плавники крепятся к телу рыбы. Тело рыбы покрыто чешуей. Чешуя защищает тело рыбы. Чешуя у рыб бывает разного цвета.
- Форма тела рыбы вытянутая, овальная.
Обобщающая беседа (закрепление):
Каких животныхмы изучаем?
Чем они отличаются от других животных?
Чем покрыто их тело?
При помощи чего рыбы передвигаются в воде?
Чем рыбы питаются?
Каких рыб вы знаете? (Морские и речные)
Где они живут?
ФИШКИ
IV. Физминутка: /СЛАЙД 29/
- Ребята, вы наверное устали и поэтому все встали.
Шел на речку рыболов.
1,2,1,2 (марш)
Самый лучший будет клев!
1,2,1,2 (движения закидывания удочки)
Мы поймали 5 китов!
1,2,1,2 (движения вытягивания улова)
Вот такой большой улов! (руки в стороны)
1,2,1,2 (руки на пояс, повороты)
Молодцы!!!
V. Закрепление.
а).Узнавание и описание рыб: /СЛАЙД 30/
- Ребята, возьмите карточки, которые лежат на парте.
- Выполните следующее задание.
1 гр. - дорисуйте и подпишите название частей рыбы
(Вадим, Саша, Леонид, Полина);
2 гр. – дорисуйте недостающие части строения рыбы (Анжелика, Валя, Максим);
3 гр. – обвести по контуру и раскрасить изображение рыбы (Настя, Лера, Вика, Арсений).
ПРОВЕРКА: /СЛАЙД 31/ - (19 щелчков)
1 гр.- прочитай части тела рыбы, которые ты подписал?
2 гр. – что ты дорисовал, расскажи?
3 гр. – покажи, где чешуя, глаза, рот, плавники, хвост у рыбы? ФИШКИ
б). Отгадайте загадки:
- Ребята, вы любите отгадывать загадки?
- Угадайте, о ком говорится в загадках.
Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.
Опасней всех в реке она:
Хитра, прожорлива, сильна! Стой плотва и караси и пощады не проси! Такая рыба - злюка! Конечно, это– ЩУКА /СЛАЙД 32/
Эта рыбка
серебриста, золота
Солона на вкус (СЕЛЬДЬ) /СЛАЙД 33/
Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (ОКУНЬ) /СЛАЙД 34/
Широкий, важный он плывёт,
как зеркало, сверкает.
Хвостом вильнёт – и сотни брызг
вверх из реки взлетают. (КАРП) /СЛАЙД 35/
Ах, какой же ты колючий! Плавники и хвост — липучки! Ты меня не проведёшь! — Я тебя поймаю,...! (ЁРШ) /СЛАЙД 36/
На дне, где тихо и темно,
лежит усатое бревно. (СОМ)/СЛАЙД 37/
- Ребята, а как можно назвать всех этих животных одним словом? (Это рыбы.) /СЛАЙД 38/
- Ребята, скажите, что общего есть в строении тела у всех этих рыб? (Голова, туловище, хвост, плавники, жабры, глаза, рот).
- А чем отличаются эти рыбы?
ВЫВОД: все рыбы имеют одинаковое строение тела, у всех рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, жабры. Но форма тела, цвет чешуи и размер рыб бывает разным.
ФИШКИ
в). Зрительная гимнастика: /СЛАЙД 39/
- А теперь, ребята давайте сделаем гимнастику для глаз. Внимательно посмотрите на доску и следите глазами за движением предметов.