kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока по развитию речи тема Рыбы в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по развитию речи тема Рыбы для 4 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по развитию речи тема Рыбы в 4 классе»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 115 г.о. Самара










Конспект открытого урока с применением ЗОТ по развитию речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями

окружающей действительности в 4 классе


Тема: «Рыбы»







Выполнила: Бойкова Лилия Минихановна,

учитель начальных классов















Самара, 2016 г

Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 «б» классе.


Тема: «Рыбы».

Цель: формирование представлений обучающихся о рыбах как водных животных, ознакомление с их внешним видом, средой обитания.

Методическая цель: использование ИКТ на уроке развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнить и расширить представления обучающихся о рыбах как водных животных, знакомить с их внешним видом, средой обитания;

- отрабатывать словообразовательные навыки и умения.

Коррекционно-развивающие:

- Корректировать общеречевые навыки, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, целостность восприятия, внимание, память;

- Обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор;

- Совершенствовать произносительную сторону речи.

Коррекционно-воспитательные:

- Прививать интерес к изучаемому предмету;

- Воспитание культуры речевого общения, взаимоуважения и навыков сотрудничества, способности к рефлексии.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Оборудование: мультимедийная презентация «Рыбы», интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал по группам; карточки солнышко и тучка; карандаши; фишки. Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс.- М.:АРКТИ, 2004.

Тип урока: комбинированный.


















Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь!!!

- Ребята, посмотрите внимательно на доску и послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю.

1). Психологический настрой:

Посмотри скорей, мой друг, что находится вокруг? /СЛАЙД 2/

Небо светло - голубое, солнце светит золотое, /СЛАЙД 3-4/ В небе высоком плывут облака, лентою синей вьётся река, /СЛАЙД 5/

Ветер листочками нежно играет, дождик из лейки своей поливает, /С.6/ Птички щебечут, белеют ромашки, /СЛАЙД 7/ в листьях зелёных резвятся букашки. Жаркий июль, злой февраль, непогода - /СЛАЙД 8, 9, 10/ Вместе всё это – родная природа. /СЛАЙД 11/


- Мы начинаем урок развития устной речи.

2). А теперь ребята, давайте с вами вспомним:

- Какое сейчас время года? (Сейчас время года весна)

- Какая погода сегодня? (Ясно, пасмурно). (Сегодня погода….)

- Какой сегодня день недели?(Сегодня день недели…).

- Молодцы, все правильно вспомнили!!!


3). Эмоциональный настрой на урок: /СЛАЙД 12/

- Ребята, у вас на парте лежат солнышко и тучка. Посмотрите внимательно, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберетите картинку и покажите её.

- У меня сегодня хорошее настроение, поэтому я выбираю солнышко. А у вас оно какое?

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

- (Отлично, у всех сегодня хорошее настроение, значит мы с вами будет активно работать на уроке, отвечать полным ответом на вопросы, стараться выполнять все задания правильно).

4). Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти):

– Ребята, на доске представлены картинки с изображением животных.

- Давайте назовем их (черепаха, рыба, медуза, дельфин, морская звезда).

/СЛАЙД 13/ - (5 щелчков)


- Ребята, еще раз скажите это кто?

- Кто располагается по середине? (морская звезда)

- Кто в правом верхнем углу? (рыба)

- Кто в левом верхнем углу? (черепаха)

- Кто в правом нижнем углу? (дельфин)

- Кто в левом нижнем углу? (медуза)

- А теперь внимательно посмотрите на картинки, постарайтесь запомнить всех животных и ответить на вопрос - Кого не стало? /СЛАЙД 14/


- А здесь кто изображен? (утка, рак, щука, цапля, лягушка).

/СЛАЙД 15/ - (5 щелчков)

- Ребята, еще раз скажите это кто?

- Кто располагается по середине? (лягушка)

- Кто в правом верхнем углу? (рак)

- Кто в левом верхнем углу? (утка)

- Кто в правом нижнем углу? (цапля)

- Кто в левом нижнем углу? (щука)

- А теперь внимательно посмотрите на картинки, постарайтесь запомнить всех животных и ответить на вопрос - Кого не стало? /СЛАЙД 16/


- Молодцы, вы правильно выполнили задание, угадали всех животных, которого не стало и получаете за это солнышко, для хорошего настроения!!! ФИШКИ


II. Введение в тему урока.

1. Вводная беседа:

а). Ребята, отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. /СЛАЙД 17/

(РЫБА)

Беседа: /СЛАЙД 18/

- Как называются эти животные?

- Где они живут?

- Как называются рыбы, которые живут в реке? (Речные рыбы). /СЛАЙД 19/

- Как называются рыбы, которые живут в море? (Морские рыбы). /СЛАЙД 20/


Значит:

- Рыбы, которые живут в реках, называются речные рыбы. Речные рыбы – это щука, окунь, карась, карп, сом, ёрш, судак, лещ. /СЛАЙД 21/ - (16 щелчков)

- Рыбы, которые живут в морях, называются морские рыбы. Морские рыбы – это треска, сельдь, минтай, камбала, скумбрия. /СЛАЙД 22/ - (10 щелчков)

- А для украшения своего дома человек поселил рыб в аквариум и называются они – аквариумные рыбы. Аквариумные рыбы – это гуппи, золотая рыбка, сомики. /СЛАЙД 23/ - (6 щелчков)


III. Изучение нового материала.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать рыб, где они живут, как выглядят, чем питаются. /СЛАЙД 24/

а). Рассказ учителя о рыбах:

- РЫБЫ – это водные животные. На нашей планете очень много рыб. Рыбы бывают разных размеров и разных цветов. Рыбы живут в морях, реках, озерах и так же могут жить в аквариумах.


- Чем же питаются рыбы? /СЛАЙД 25/

- Рыбы питаются червяками, насекомыми и их личинками, а так же водными растениями. Рыбы заглатывают пищу, а не откусывают как другие животные. В случае опасности рыбы ложатся на дно.


- Ребята, оказывается, среди рыб есть такие рыбы, которые поедают других маленьких рыб и называются они – хищные рыбы. Хищные рыбы – это щука, окунь, судак, сом. /СЛАЙД 26/ - (8 щелчков)


б). Словарная работа: /СЛАЙД 27/ - (3 щелчка)

- Ребята, а теперь давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся при изучении строения частей тела рыбы:

ЖАБРЫ – это орган дыхания рыбы, при помощи которых рыбы дышат.

ПЛАВНИКИ - это органы рыбы, с помощью которых рыбы передвигаются в воде.

ЧЕШУЯ – это полупрозрачные гладкие пластинки, покрывающие тело рыбы, налегающие одна на другую.


в). Разбор частей тела рыбы:

- А теперь мы узнаем, что же рыбу отличает от других животных.

/СЛАЙД 28/ - (19 щелчков)

- Посмотрите на картинку рыбы внимательно. У нее есть голова, туловище, хвост и плавники. На голове у рыбы имеются круглые глаза, небольшой рот, жабры. Жабры помогают рыбе дышать.

- С помощью хвоста рыба движется вперед, а плавники выполняют роль руля – помогают поворачивать тело в воде влево-вправо и удерживать равновесие.

- Хвост и плавники крепятся к телу рыбы. Тело рыбы покрыто чешуей. Чешуя защищает тело рыбы. Чешуя у рыб бывает разного цвета.

- Форма тела рыбы вытянутая, овальная.

Обобщающая беседа (закрепление):

  • Каких животных мы изучаем?

  • Чем они отличаются от других животных?

  • Чем покрыто их тело?

  • При помощи чего рыбы передвигаются в воде?

  • Чем рыбы питаются?

  • Каких рыб вы знаете? (Морские и речные)

  • Где они живут?

ФИШКИ


IV. Физминутка: /СЛАЙД 29/

- Ребята, вы наверное устали и поэтому все встали.

Шел на речку рыболов.

1,2,1,2 (марш)

Самый лучший будет клев!

1,2,1,2 (движения закидывания удочки)

Мы поймали 5 китов!

1,2,1,2 (движения вытягивания улова)

Вот такой большой улов! (руки в стороны)

1,2,1,2 (руки на пояс, повороты)

Молодцы!!!


V. Закрепление.

а).Узнавание и описание рыб: /СЛАЙД 30/

- Ребята, возьмите карточки, которые лежат на парте.

- Выполните следующее задание.

1 гр. - дорисуйте и подпишите название частей рыбы

(Вадим, Саша, Леонид, Полина);

2 гр. – дорисуйте недостающие части строения рыбы (Анжелика, Валя, Максим);

3 гр. – обвести по контуру и раскрасить изображение рыбы (Настя, Лера, Вика, Арсений).

ПРОВЕРКА: /СЛАЙД 31/ - (19 щелчков)

1 гр.- прочитай части тела рыбы, которые ты подписал?

2 гр. – что ты дорисовал, расскажи?

3 гр. – покажи, где чешуя, глаза, рот, плавники, хвост у рыбы? ФИШКИ

б). Отгадайте загадки:

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

- Угадайте, о ком говорится в загадках.


  • Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

Опасней всех в реке она:

Хитра, прожорлива, сильна! Стой плотва и караси и пощады не проси! Такая рыба - злюка! Конечно, это – ЩУКА /СЛАЙД 32/


  • Эта рыбка

серебриста, золота

Солона на вкус (СЕЛЬДЬ) /СЛАЙД 33/


  • Рыба полосатая,

Хищная, опасная,

Ловит маленьких мальков,

Красный цвет у плавников! (ОКУНЬ) /СЛАЙД 34/


  • Широкий, важный он плывёт,

как зеркало, сверкает.

Хвостом вильнёт – и сотни брызг

вверх из реки взлетают. (КАРП) /СЛАЙД 35/


  • Ах, какой же ты колючий! 
    Плавники и хвост — липучки! 
    Ты меня не проведёшь! — 
    Я тебя поймаю,...! 
    (ЁРШ) /СЛАЙД 36/


  • На дне, где тихо и темно,

лежит усатое бревно. (СОМ) /СЛАЙД 37/


- Ребята, а как можно назвать всех этих животных одним словом? (Это рыбы.) /СЛАЙД 38/

- Ребята, скажите, что общего есть в строении тела у всех этих рыб? (Голова, туловище, хвост, плавники, жабры, глаза, рот).

- А чем отличаются эти рыбы?


ВЫВОД: все рыбы имеют одинаковое строение тела, у всех рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, жабры. Но форма тела, цвет чешуи и размер рыб бывает разным.

ФИШКИ


в). Зрительная гимнастика: /СЛАЙД 39/

- А теперь, ребята давайте сделаем гимнастику для глаз. Внимательно посмотрите на доску и следите глазами за движением предметов.


VI. Закрепление знаний:

1). Лексическое упражнение: /СЛАЙД 40/ - (5 щелчков)

- Ребята, составьте словосочетания по образцу:

  • Хвост рыбы – рыбий хвост.

  • Чешуя рыбы –

  • Жир рыбы –

  • Жабры рыбы –

  • Плавники рыбы –

  • Глаз рыбы –

ФИШКИ


2). Что делает рыба? /СЛАЙД 41/

- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова и попробуйте составить правильно предложение.



  • Рыба (что делает?)…

(ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, ДЫШИТ, ГРЫЗЕТ, БЕЖИТ, КЛЮЕТ, ЧИРИКАЕТ, ЗАГЛАТЫВАЕТ).

ПРОВЕРКА. Рыба плавает, дышит, заглатывает. /СЛАЙД 42/


  • Что делают с рыбой?... /СЛАЙД 43/

(ЖАРЯТ, ТУШАТ, ВАРЯТ (СУП - УХА), КОНСЕРВИРУЮТ, СОЛЯТ).

ПРОВЕРКА. Рыбу жарят, тушат, варят, консервируют, солят. /СЛАЙД 44/

ФИШКИ


3). Игра «Четвертый лишний»: /СЛАЙД 45-47/ - (по 4 щелчка на слайде)

- Ребята, посмотрите и назовите лишний предмет.

- Почему этот предмет лишний, как вы думаете?

4). Составление рассказа из предложений: /СЛАЙД 48/

- Ребята, составьте рассказ-описание.

  • Рыбы живут в …

  • У рыбы есть…

  • Тело рыбы покрыто…

  • Рыбы передвигаются в воде при помощи… и…

  • Дышать под водой рыбам помогают…

- Ребята, а кто сам попробует рассказать про рыб по картинке? /СЛАЙД 49/

ФИШКИ

VII. Итог.

- Каких животных мы изучали на уроке?

- Где живут рыбы?

- Чем питаются рыбы?

- Как выглядит рыба? Чем отличается от других животных?

- И так, ребята наш урок подошел к концу. Найдите на партах солнышко и тучку – покажите, какое у вас теперь настроение. /СЛАЙД 50/

- Ребята, посчитайте фишки, которые вы заработали на уроке.

  • Оценка работы на уроке.

  • Домашнее задание: обвести и раскрасить контурную картинку. /СЛАЙД 51/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка открытого урока по развитию речи тема Рыбы в 4 классе

Автор: Бойкова Лилия Минихановна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Методическая разработка презентации к уроку по развитию речи тема Рыбы в 4 классе"
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaiarazrabotkapriezientatsiikurokuporazvitiiuriechitiemarybyv4klassie"
    ["file_id"] => string(6) "331800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1464720258"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Разработка урока с использованием УЛО по литературному чтению на тему "Введенский. "О рыбаке и чудаке" "
    ["seo_title"] => string(109) "razrabotka-uroka-s-ispol-zovaniiem-ulo-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-vviedienskii-o-rybakie-i-chudakie"
    ["file_id"] => string(6) "218508"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433826536"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Сложение и вычитание смешанных чисел» конспект  урока по математике 4 класс"
    ["seo_title"] => string(86) "slozhieniie-i-vychitaniie-smieshannykh-chisiel-konspiekt-uroka-po-matiematikie-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "315388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459872640"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Л. Н. Толстой «Акула» Конспект урока в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(45) "l-n-tolstoi-akula-konspiekt-uroka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "234753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443522728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства