Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Растениеводство"»
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ - 4 класс
Разработчик : Леонова Е.Н.
учитель начальных классов
ТЕМА : «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
Цели: 1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве. Познакомить с отраслями растениеводства. Расширить знания о растениях.
2.Развивать познавательный интерес. Формировать общеучебные умения и навыки: сравнение, обобщение, способность делать выводы. Использовать свои наблюдения в практической деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к хлебу. Формировать коммуникативные умения при работе в группе.
Оборудование: тексты тестов по вариантам, проектор, экран, слайды мультимедиа.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Заполнение тестов по теме «Жизнь пресного водоёма»
2.Актуализация ранее изученного материала.
Дикорастущие и культурные растения.
- Вот уже несколько уроков мы с вами путешествуем по удивительному миру растений. Много у нас зелёных друзей.
- Давайте вспомним, на какие группы делятся все растения. Вот гуляете вы в лесу, по лугу и вас окружают растения. Посмотрите на экран
Слайд 1
- Их мы называем? (Дикорастущие)
- Почему?
( Растут сами. Их никто не сажал. За ними не ухаживают.)
- Пришли в огород, а там растут…
Слайд 2 (добавление к 1)
( Культурные растения. Их посадил человек и ухаживает за ними.)
- Вот о них и пойдёт речь сегодня на уроке.
- Тема нашего урока - «Растениеводство».
Слайд 2
- Это слово состоит из двух частей. Каких?
(Растение , водство)
- Правильно! (показ на слайде)
- А теперь, посмотрите на вторую часть слова «водство» - что это значит?
( Вести, водить, разводить)
- Значит что же такое растениеводство?
(Ответы детей.)
- Давайте посмотрим, как в словаре толкует слово растениеводство Сергей Иванович Ожегов.
Слайд №2 ( добавка)
- Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства.
- А знаете ли вы, что когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие.
3. НОВАЯ ТЕМА
- Давайте мы с вами перенесемся на несколько веков назад, к нашим предкам. Основные занятия первобытных людей были охота и собирательство.
- Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зерна и корешки. И вот однажды, женщины заметили , что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.
Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения, которые он выращивал.
Как же человек сделал дикорастущие растения культурными?
Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их, пока они не приобрели свойства необходимые человеку.
За разведение культурных растений и их выращивание и отвечает растениеводство.
- Сейчас в мире выведены разнообразные сорта культурных растений.
Слайд № 3
- Прочитайте, что такое сорт.
- Посмотрите сколько сортов различных растений уже выращено.
- Для каждой области существует свой определенный набор сортов, который в условиях региона дает хороший урожай, а это связано с природными условиями. Одни растения растут лучше там, где тепло, другие наоборот.
- А теперь поговорим об отраслях растениеводства.
- Растениеводство делится на несколько основных отраслей.
- Что такое отрасль?
Слайд № 4
- Давайте определим, что же это за отрасли.
Слайд 5
- Как вы думаете, где их выращивают?
Дополнение к слайду 5
- Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – плод этих растений. Какие зерновые культуры вы знаете?
- А как вы думаете, ребята, для чего выращивают зерновые культуры?
( Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Он так и называется – пшеничный и ржаной.)
- А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать. Сами не делайте и других остановите, если увидели.
- Среди зерновых культур вы назвали гречиху. А что получают из гречихи?
(Гречневую крупу.)
- Все ели гречневую кашу? Она очень полезна.
Из ячменя получают – перловую крупу.
Из проса – пшено.
Из овса – делают хлопья «Геркулес».
- А вы знаете, почему их так назвали?
Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных в силе. Один на один вступал он в битву с дикими зверями и страшными чудовищами. И побеждал их. А звали богатыря – Геркулес. Кушайте кашу из овсяных хлопьев и будете сильными и здоровыми.
Слайд 6
- Другие полевые культуры – подсолнечник, картофель, лён
- Что из них получают?
( Клубни картофеля используют люди в пищу, а так же идут они на корм скоту. Из семян подсолнечника получают масло)
- А ещё из картофеля получают крахмал для приготовления киселя.
- Изо льна получают волокно, из волокна – нити, из нитей ткут ткани.
Слайд 7.
- Поле цветущих подсолнухов. Поле золотой пшеницы… Они словно портрет родного края, символ его богатства и плодородия. Глядя на эти поля, невольно думаешь о тех, кто сделал их такими - щедрыми, сильными, красивыми.
Даже те люди, которые никогда не бывали на Кубани знают имена двух кубанских учёных – академиков Василия Ивановича Пустовойта и Павла Пантелеймоновича Лукьяненко.
Слайд 7 (добавление)
В.С.Пустовойт вывел такие сорта подсолнечника , которые не боятся ни капризов погоды, ни болезней, Особенно популярен «передовик» , его корзинка наполненная семенами достигает почти полуметра в диаметре.
Одним из его учеников был талантливый агроном Павел Лукьяненко
Он создал много сортов пшеницы, а знаменитая «безостая – 1» завоевала признание во всём мире.
Слайд 8
- Посмотрите на экран. Как можно назвать эти растения?
- Какая отрасль отвечает за выращивание овощей?
- А где их выращивают?
(В поле, в огороде, в теплицах.)
- Поле и огород овощеводы называют - открытым грунтом, а теплицы – защищённым.
- А какую роль играют овощи в жизни человека
( Овощи играют большую роль в питании человека. В них много витаминов.)
- Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитоцинды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.
Слайд 9
- Следующая отрасль
- Посмотрите на экран и назовите плоды растений, которые вы знаете.
- Как и овощи, фрукты очень полезны для здоровья человека.
- Выращиванием плодовых культур занимается ….
( Плодоводство.)
Слайд 10
- Как все эти растения можно назвать одним словом?
- А зачем выращивает их человек?
(Декоративные растения радуют нас своей красотой, делают нашу жизнь счастливее.)
- Как же называется эта отрасль растениеводства?
(Цветоводство)
4. ИТОГ УРОКА
- Перечислите отрасли растениеводства.
Слайд 11
- Какие из этих отраслей развиты в нашем крае?
- Назовите растение и распределите их по отраслям растениеводства
Слайд 12
Игра «Узнай растение и назови отрасль»
( загадки об овощах)
Слайд 13 - 19
Игра «Найди лишнее слово»
Слайд 20
- Трудно представить нашу жизнь без растений, этих зелёных друзей человека. Растения кормят и одевают нас, очищают окружающий нас воздух, украшают наши жилища. Нам без них не прожить!
Слайд № 21
- Вы все сегодня хорошо работали. Дома ещё раз прочитаете в учебнике о том, что такое растениеводство.