kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка интегрированного урока профессионального модуля с использованием готовых программных продуктов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока профессионального модуля с использованием готовых программных продуктов, возможностей интерактивной доски.

Междисциплинарные курсы МДК 01.01. «Технология производства продукции растениеводства» ПМ.01. «Реализация агротехнологий различной интенсивности», МДК.05.01. «Технология производства овощей»

ПМ 05. «Получение рабочей профессии 15415 «Овощевод»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка»

Министерство образования и науки РТ

ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И. Усманова»








Методическая разработка урока общепрофессионального цикла (общепрофессиональные дисциплины, профессиональные модули) с использованием готовых программных продуктов, возможностей интерактивной доски.


Междисциплинарные курсы МДК 01.01. «Технология производства продукции растениеводства» ПМ.01. «Реализация агротехнологий различной интенсивности», МДК.05.01. «Технология производства овощей»

ПМ 05. «Получение рабочей профессии 15415 «Овощевод»


Курс обучения: 3

Специальность: 110401 «Агрономия»




ФИО автора:

Андриянова Ольга Леонидовна

Преподаватель ПМ 05. «Получение рабочей профессии 15415 «Овощевод


Садовникова Ирина Владимировна


Преподаватель ПМ.01. «Реализация агротехнологий различной интенсивности»,

2015 г.










Методическая разработка бинарного теоретического занятия

На тему:


«Возделывание овощных

культур в открытом грунте».




























Аннотация


Обучение студентов специальности 110401 «Агрономия» предусматривает тесную межпредметную связь между различными дисциплинами, что приводит к идеи проведения бинарных уроков. При изучении учебных междисциплинарных курсов: МДК 01.01. «Технология производства продукции растениеводства» ПМ.01. «Реализация агротехнологий различной интенсивности» и МДК.05.01. «Технология производства овощей» ПМ 05. «Получение рабочей профессии 15415 «Овощевод», одной из общих является тема, посвященная «Технологии производства продукции растениеводства». Проведение бинарного урока позволит студентам лучше усвоить и понять следующую взаимосвязь: биологические и морфологические особенности томата – МДК.05.01. «Технология производства овощей» → приемы технологии возделывания - МДК 01.01«Технология производства продукции растениеводства».


Методика подготовительного периода:


Для подготовки сценария проведения бинарного урока ставится кон­кретная цель - тема предложенного урока.

Подготовка начинается с разработки последовательности проведения урока – плана урока. В нем отражаются основные требования с учетом ФГОС СПО:

5.2. Агроном должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Реализация агротехнологий различной интенсивности.

ПК 1.1. Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур.

ПК 1.2. Готовить посевной и посадочный материал.

ПК 1.3. Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.

ПК 1.4. Определять качество продукции растениеводства.

ПК 1.5. Проводить уборку и первичную обработку урожая.

Сценарий урока разработан на тему: «Возделывание овощных

культур в открытом грунте», в соответствии с рабочей программой МДК 01.01. «Технология производства продукции растениеводства» и МДК.05.01. «Технология производства овощей»

Для более успешного усвоения полученных знаний используется мультимедиа проектор, учебная литература, тесты, видеоматериалы.

Учебное занятие рассчитано для проведения на 3 курсе в 231 группе очного отделения по специальности 110401 «Агрономия», время проведения урока 1ч 30 минут.


ПЛАН УРОКА


По МДК 01.01. «Технология производства продукции растениеводства» и МДК.05.01. «Технология производства овощей»

Для студентов 231 группы заочного отделения

Специальности 110401 «Агрономия»

Тема: «Возделывание овощных культур в открытом грунте ».

Методическая тема (цель): подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в условиях перехода к инновационной экономике

Цели:

Образовательная: обеспечить формирование восприятие, осмысление знаний по теме «Возделывание овощных культур в открытом грунте».

Сформировать знания: изучить технологию возделывания овощных культур в открытом грунте;

Овладеть умениями: составлять агротехническую часть технологической карты технологи возделывания основных овощных культур зоны; определять вредителей и болезни сельскохозяйственных культур по морфологическим признакам, характеру повреждений и поражений растений.

Развивающая: мотивировать развитие умений, навыков по данной теме, способствовать развитию логического мышления;

продолжить развивать память и навыки самостоятельной, учебной работы Воспитательная: побуждать к познавательной, трудовой деятельности, вырабатывать умения мыслить.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК 1.1. Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур.

ПК 1.3. Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.

ПК 5.7.Выполнять технологические операции по уходу за овощными культурами.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: урок (бинарный)

Межпредметные связи: МДК 01.01. «Технология производства продукции растениеводства» , МДК.05.01. «Технология производства овощей ».

Внутрипредметные связи: Тема: « Системы обработки почвы, уход за посевами. Уборка урожая овощных культур», «Защита сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней».

Методы обучения: объяснение, беседа, работа с учебным материалом, демонстрация , письменные упражнения

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, учебная доска

Источники информации: Ю.М. Андреев «Овощеводство», Л.Н. ЩЕРБАКОВА, «Защита растений», раздаточный материал (карточки с описанием вредителей и болезней), презентация «Технология возделывания томата», видеофильм «Защита томата от болезней».

Ход урока


1. Организационный момент: (1-2 мин)

1.1. Приветствие, проверка присутствующих - рапорт старосты группы

1.2. Организация внимания студентов.

2.Актуализация опорных знаний и умений и мотивационных состояний (10-15 мин)

2.1. целевая установка на урок.

Преподаватель 1.: - сегодня у нас необычное занятие, мы попробуем соединить 2 междисциплинарных курса в одном, и получить много новой и полезной информации;

2.2.мотивация обучающихся (слайд 1, 2,3).

Человек - живая природа . Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Вы будущие специалисты- агрономы. Агроном должен обладать:

•недюжинным аналитическим умом;

•чувством ответственности;

•выдержкой;

•наблюдательностью;

•хорошо развитой оперативной памятью. Чему мы сегодня и научимся, и про демонстрируем.

2.3. опрос-актуализация опорных знаний: тест по теме «Методы защиты растений» (раздаточный материал - приложение 1.)

3. Изучение нового материла: фронтальная работа по учебному материалу (45-50 мин)

3.1 Ботанико-биологические особенности томата. (20-25 мин)

Преподаватель 1. Рассказ и беседа (слайд 4-11)

Томат (Lycopersicon  esculentum) – относится к семейству  паслёно­вые (Solanaceae) – однолетнее рас­тение, но при создании  определен­ных условий  –  двух  –  и многолет­нее. Размножается семенами.

      В зависимости от сорта куст томата может быть  низкорослым, компактным или высо­ким, раскидистым.  По типу куста  формы томата подразделяются на детерминантные  и ин­детерминантные (обыкновенные).

       Детерминантные  растения характеризуются  слабым ветвлением  с ограниченным  верхушечным ростом и закладкой соцветий через 1 – 2 листа  или подряд.

       Индетерминантные  формы растений могут неограниченно расти в вы­соту, образуют из пазухи каждого листа пасынок и соцветие через 2 – 4 листа.

       У промежу­точных форм (полудетерминантных) затухание роста  побегов продол­жения происхо­дит  медленнее, чем у детерминантных.

Корневая система томата  зависит от  особенностей выращивания  и сорта. При опре­де­ленных условиях  у сильнорослых сортов она  достигает 1,5 – 2,5 м в диаметре и 1,0 – 1,5 м в глубину. На стебле томата  в любом месте при создании оптимальных условий (вы­со­кая влажность  воздуха и почвы) появляются  придаточные корни. Это позволяет  укоре­нять  отдельные части  растений.

Стебель томата округлый, сочный, прямостоячий, со временем   полегающий, покры­тый железистыми волосками. В период плодоношения он становится  грубым, одревес­не­вает. Из пазух листьев появляются  пасынки – боковые  побеги.

Листья томата  очередные, неравномерно перисто-рассеченные, состоящие  из долей, до­лек и долечек, а может  быть  только из простых  крупных долей. Поверхность  листьев бывает  гладкой или различной степени  гафрированности.

 Соцветие томата – завиток, но часто называется овощеводами  кистью. Различают  со­цветие простое, простое двухстороннее (когда ось соцветия не ветвится), промежуточ­ное (однократно разветвленное), сложное (многократно  разветвленное) и очень слож­ное.

Цветки томата  самоопыляющиеся. Но при  высокой влажности   воздуха пыльцевые  зерна набухают, слипаются  и опыления цветков почти не происходит.

От всходов до начала цветения  в обычных  условиях  происходит  50 – 60 дней. Цвете­ние происходит  постепенно, снизу вверх.  От цветения до  созревания  плодов  проходит 45 – 60 дней.

Плоды  мясистые  ягоды различной формы и окраски. По  массе  их различают  на мел­кие (менее 50 г) средние (50 – 120 г) и крупные  (свыше 120г). По  форме  они бывают  пло­ские,  округлые, овальные, грушевидные и удлинённо-цилиндрические. Поверхность   пло­дов гладкая или ребристая. В зависимости от количества камер они бывают   мало­ка­мер­ные (две-три), среднекамерные (четыре-пять) и многокамерные (более шести), причем по­следние более ребристые. 

 

Отношение к температуре. (слайд 12)

Одним из основных условий  получения раннего и хорошего урожая  томата является под­держание оптимального  для растения  температурного режима.  В разные периоды  роста  и развития  растение  требует определенной  температуры  воздуха и почвы.

     Томат – теплолюбивое  растение. Оптимальная температура  для прорастания  семян - +24 – 26ºС. После появления первых бутонов на растении  температуру  днем снижают  до +17 – 18ºС, а ночью поднимают до +16ºС. Оптимальная температура воздуха и почвы для томата в значительной степени  определяется освещенностью  и содержанием в воздухе углекислого газа. В солнечную  погоду летом  +22 – 25ºС, в пасмурный день  +20 – 22ºС, ночью +16 – 18ºС. При обычном содержании в воздухе  СО2 (0,03%) и нормальном осве­щении  оптимальная  температура  для фотосинтеза  томата  находится в пределах +20 – 25ºС.  Ночную температуру  всегда поддерживают  ниже дневной. Особенно  это важно в период роста плодов. Разница  должна составлять  не меньше 5ºС. Это необходимо  для того, чтобы ассимилированные растением за день  вещества интенсивно  не расходова­лись ночью на дыхание. 

       Температура  почвы оказывает  большое  влияние  на все  про­цессы жизнедеятельно­сти  томатного растения. Если она ниже + 14ºС, в корневой системе  прекращается  синтез  веществ, необходимых для роста и развития  бутонов.  У томата в отношении темпера­туры прослеживается определенная закономерность. Чем она выше, тем быстрее насту­пает  созревание, менее разветвлено  соцветие, мельче плоды и меньше  в них камер, длиннее междоузлия и т.д., что в конечном  итоге приводит  к ран­нему, но низкому общему урожаю. Напротив, при низких температурах  получают  более поздний, но большой  уро­жай. Поэтому применительно  к конкретным условиям  необхо­димо подбирать  нужный температурный режим почвы и воздуха.  

 Требования к влажности  почвы. (слайд 13-14)

Вода – это основная  составная часть  самого растения томата. Она входит практически во все органические соединения, синтезируемые  листом, растворяет и транспортирует  ми­неральные вещества, за счет  транспирации помогает  поддерживать  оптимальный тем­пературный режим. Обеспечение томатного  растения водой – одно из важнейших  усло­вий его нормальной жизнедеятельности.

      В процессе роста потребность  растения в воде неодинакова. Во время прорастания  семян  и налива она достигает  максимума. При выращивании рассады, в период  цвете­ния и завязывания  плодов влажность почвы не должна превышать 70 – 75 % от полной полевой  влагоемкости (ППВ). Растения в этот момент   должны испытывать  определен­ный дефицит влаги, что  приводит  к сдерживанию  интенсивного вегетативного роста. В то же время нельзя допускать  пересыхания почвы, ведущего к осыпанию  цветков и даже  молодых завязей.

      После завязывания плодов на первых соцветиях  режим орошения растения меняют. Поливают его чаще и влажность  почвы доводят до 75 – 85 % ППВ. Недопустимы резкие перепады  влажности  почв в период  роста и созревания  плодов.  Это  вызывает  умень­шение  их  средней  массы и может привести к растрескиванию.  Количество поливов за­висит  не только от фазы развития растения, но и от  солнечной радиации, температуры воздуха и его движения, агротехники.  Поливать  томаты в  открытом грунте  можно утром и вечером. Температура  поливной  воды +20 – 25ºС. Переувлажнять  почву нельзя. Это ухудшает  ее воздушный режим и отрицательно сказывается  на деятельности корневой системы.  Для томатного растения  важное значение  имеет влажность  воздуха, оказы­вающая  ощутимое  влияние на оплодотворение цветка. Оптимальная ее величина 60 – 70 %. При высоких  показателях  (80 – 90%) пыльца слипается и перестает  высыпаться из пыльцевых мешков. При низкой  же влажности  воздуха (50 – 60 %) пыльца, попавшая на рыльце пестика, не прорастает. При высокой влажности   воздуха  всегда есть  вероят­ность  появления грибных заболеваний томата.

 

 Требования к свету. (слайд 15)

Свет – это  один из основных факторов, лимитирующих рост  и развитие  растений.  Томат очень требователен  к освещенности.  Минимальная освещенность, при которой  еще воз­можен вегетативный рост  растения, - 2 – 3 тыс. лк. При  освещенности ниже этого порога  распад ассимилянтов на дыхание превысит  их приход от фотосинтеза.   При  достаточном  наличии солнечных  ускоряется развитие  растений: они раньше  цветут и плодоносят. При пасмурной, даже теплой погоде, цветение  задерживается, и плодоношение наступает  позднее.

 

Требования  к почве  и элементам питания. (слайд 16-19)

Томат можно выращивать на различных почвах, но лучше он себя чувствует на супесча­ных  или суглинистых, обладающих  хорошей влагоемкостью  и  воздухопроницаемостью.  Лучше всего томат размещать по предшественникам, заправленным органическими удоб­рениями, – по капусте, огурцам и т.д.  Лучшая кислотность почвы для томата – 6,0 – 6,5. Кислые почвы необходимо  известковать, иначе многие  элементы питания будут нахо­диться в неусвояемой форме.  Томат весьма  отзывчив  на применение  минеральных  и органических  удобрений. Больше всего он потребляет  калия, особенно в период плодо­ношения. Важен  калий в первые этапы развития растения, особенно при недостатке света, при росте плодов. Он необходим  для формирования  стеблей и завязей, активной ассимиляции углекислоты.  Азот растение использует для формирования вегетативных  органов, особенно от всходов до цветения. В это время  надо  строго контролировать  дозы азотного питания, иначе  растения начинают развиваться  пышно и цветки  с нижних  соцветий  опадают. Внесение  азота увеличивают только  после  завязывания плодов на первых соцветиях. Особое значение  имеет правильное  соотношение между  калием и азотом в течение  всего  времени роста  и развития  томата. В подкормках  оно колеб­лется 2,5:1  и 1:1.

     Потребление  фосфора  растением  невысокое. Он в основном  идет на рост корневой системы, плодов и семян. Весной при  низкой температуре почвы (+15ºС) его усвоение  корнями  резко ограничено. Кроме этих элементов, томат усваивает  в очень большом ко­личестве  магний, особенно  необходимый ему  в период  роста  и созревания  плодов. Нужны растениям томата  и различные микроэлементы.

     Томат хорошо  растет  на плодородных почвах в широком интервале  реакции  почв (рН 5,5 – 7,1). Потребление  питательных  элементов  этой культурой  продолжается  в тече­ние  всего периода вегетации, причем  максимум  на­блюдается  с начала  плодообразова­ния  и заканчивается  для фосфора  и ка­лия  примерно  за 20 – 30 дней до конца вегета­ции.

      Известковые (если нужно), фосфорные и калийные удобрения  под томат  вносят  под основную  обработку почвы, азотные –  весной  перед высадкой рассады. При высадке  рассады  в лунки вносят  (по 10 кг/га д.в.) суперфос­фата, или нитроаммофос, или нитро­аммофоску. В подкормки  можно  пере­носить  только  часть  азотных удобрений. Если по каким – то причинам  всю дозу их  сразу внести невозможно.

- Ответьте на вопрос: что нужно учитывать при возделывании томата?

(биологические и ботанические особенности)

3.2. Агротехническая часть возделывания томата в открытом грунте. 20-25 мин

3.3. Преподаватель 2. рассказ с элементами беседы. (Приложение 2)

- Ребята, у вас на столах имеется таблица «Агротехническая часть возделывания томата в открытом грунте», по ходу объяснения вы должны её заполнить:

Наименование работ

Время выполнения

Агротехнические нормативы

примечание


3.4. Севооборот (слайд 20)

Лучшие предшественники - бобовые, огурец, многолетние травы, лук, морковь. Плохие предшественники - все растения семейства Пасленовые (картофель, перец, баклажан, физалис). Возврат на прежнее место - не ранее 3-4 лет.

3.5. Подготовка почвы (слайд 21)

После уборки предшественника проводят измельчение остатков машиной КИР-1,5 и неглубокое лущение дисковыми лущильниками (ЛДГ-10 и др.) или БДТ-7 для провоцирования прорастания семян сорных растений. Через 2-3 недели проводят глубокую основную обработку почвы (вспашку).

При засоренности корнеотпрысковыми сорняками следующая технология. После уборки предшественника - фрезирование или двухкратное глубокое дискование (БДТ-7). После отрастания сорняков - вспашка. Если позволяют погодные условия, после вспашки проводят повторное фрезирование или дискование.

Весной при наступлении физической спелости почвы - закрытие влаги.

На тяжелых, заплывающих почвах, а также на пойменных почвах вспашку проводят не осенью, а весной, с последующим фрезированием.

Перед посадкой рассады проводят глубокую культивацию (12-14 см) без прикатывания. При повышенной влажности почвы проводится неглубокая отвальная вспашка.

3.6. Удобрения ( слайд 16-19)

Норму удобрений лучше определять расчетным методом. Обычная норма удобрений под томаты: 
N - 60-120 кг/га, P2О5 - 60-100, К2О - 90-160.

Основное удобрение вносится осенью под вспашку и весной под глубокую культивацию.

При высадке рассады, в лунки вносят дополнительно сложные удобрения (NPK по 15-20 кг/га).

Необходимо учитывать, что предельно допустимый уровень содержания нитратов в томатах, выращенных в открытом грунте (ПДК) составляет 150 мг/кг сырой массы.

3.7. Выращивание рассады (слайд 22-25)

В южных районах России томат выращивают без рассады. Однако в средней полосе России длина вегетационного периода не позволяет выращивать томат высевом семян в открытый грунт, приходится применять рассадный метод.

Рассаду можно выращивать в пленочных отапливаемых (весенних) теплицах или парниках.

Высев семян проводят за 55-65 дней до посадки в открытый грунт (обычно в конце марта - начале апреля).

Норма высева 8-10 г/м2. Площадь питания сеянцев при посеве от 3 х 3 до 4 х 4 см.

Температура воздуха: при посеве +20…+25 °С, после появления всходов в течение 4-7 дней: днем +12…15 °С, ночью +6…+10 °С. Для чего нужно такое кратковременное снижение температуры? Данный момент является критическим и растение переходит от питания за счет запаса семени к автотрофному питанию. При этом сеянцы в условиях повышенных температур и особенно при недостатке света сильно вытягиваются и полегают. Продолжительность периода с пониженной температурой - 4-7 суток - до образования первого настоящего листа (третьего по счету, после семядолей).

Затем температуру снова повышают: +20…+26 °С в солнечный день, +17…+19 °С в пасмурный, ночью +6…+10 °С.

Корневая система у томата - стержневая, но при выращивании рассадой проводят пикировку - рассаживание и отщипывание нижней части корня. После пикировки томата корневая система формируется из боковых горизонтальных корней, расположенных в пахотном слое (15-25 см).

Пикировка проводится при первом настоящем листе (до появления 3 настоящего листа). За час до пикировки сеянцы обильно поливают. Затем выбирают сеянец с комом земли и укорачивают корень на треть. Сеянцы заглубляют в почву по семядольные листья.

При пикировке сеянцы рассаживают на большую площадь питания: 8 х 8 см.

Относительная влажность воздуха должна составлять 60-65 %, необходима сильная вентиляция.

К высадке готовая рассада должна иметь: 7-9 листьев, одиночные цветки на первом соцветии, высоту 25-30 см.

Выход рассады составляет 100-125 шт./м2. Для 1 га открытого грунта требуется 330-360 м2 защищенного грунта, для посева на рассаду на 1 га открытого грунта нужно 300-400 г семян.

3.8. Высадку рассады проводят после последних весенних заморозков (обычно это начало лета). Рассада высаживается рассадопосадочными машинами по схеме: 70 х 35 см (густота стояния ~ 40 тыс. растений / га) или 60 х 60 см (28 тыс. растений / га). После высадки обязательно проводят несколько поливов, до полного приживания рассады.

3.9. Уход за растениями (слайд 26 - 30)

  1. Проводят рыхление: первый раз - вскоре после высадки рассады, второй - через 2-3 недели, дальше - с интервалом в 10 дней.

Применение орошения: 3-4 полива (расход воды 250-300 м3/га).

Критический период по влагообеспеченности - образование завязей и налив плодов. Недостаток влаги в этот период, вызывает опадание завязей, мелкоплодие, скручивание листьев, заболевания. Резкий недостаток влаги в период плодоношения вызывает растрескивание плодов.

Защита растений включает предпосевное протравливание семян (ТМТД или другие протравители). Против грибных заболеваний проводят опрыскивание 1%-ным раствором бордоской жидкости после посадки рассады (6-8 кг/га).

Полудетерминантные сорта нуждаются в пасынковании - удалении боковых побегов (пасынков). Из-за высокой трудоемкости обычно томаты пасынкуют не более 2 раз: в начале июля и за 30-35 дей до последнего сбора (удаляют все пасынки, кроме первого и последнего). Однако, если есть возможность, то намного лучше пасынковать растения раз в неделю.

Для ускорения созревания плодов за месяц до наступления заморозков можно прищипывать верхушки, оставляя над верхним соцветием 2-3 листа.

  1. Просмотр видео материала

1.«Болезни и вредители томатов» (3мин 40с),

3.10. Уборка слайд № 31-33

Томаты собирают несколько раз (через 3-5 дней). При созревании томата различают спелость плодов:
зеленая, молочная, бурая, розовая и полная (красная). В розовой и полной спелости собирают для немедленного потребления. Для дальней перевозки убирают в молочной и бурой спелости. Зеленые и в молочной спелости - при последнем сборе (для дозревания, маринования, засолки).

Уборка проводится вручную или с применением транспортеров ТН-12, ТШП-25, платформ ПОУ-2, ННСШ-12А, на больших площадях - комбайн СКТ2А и сортировальный пункт СПТ-15.

Урожайность томата в открытом грунте составляет ~ 30 т/га (до 50 т/га).

Обычно часть плодов в поле не созревает. Зеленые плоды содержат много хлорофилла, крахмала и мало сахара. Поэтому оставшиеся плоды при последней уборке срывают зелеными и подвергают дозреванию

4. Первичное закрепление (5 мин)

4.1. Фронтальный опрос: слайд № 34

1.На какие виды по типу куста подразделяют томат?( детерминантный, полудетерминантный и индетерминантный)

2.На какие группы по массе плода подразделяют томат? (мелкоплодные, среднеплодные, крупноплодные)

3. Назовите лучших предшественников для томата. (огурец, кабачок, патиссон, репчатый лук, капусту, горох)

4. Какие факторы отрицательно сказываются на выращивание томата? (низкие температуры, избыточная сухость и влажность воздуха, отсутствие и избыток элементов питания)

5. Самостоятельная работа студентов по закреплению и совершенствованию знаний (10 мин)

5.1. Заполнение таблицы: слайд 35

Вредители и болезни томатов

Меры борьбы



6.Домашнее задание (2 мин) слайд №36

6.1. Подготовить сообщение на тему «Сорта томатов для открытого грунта»

7.Рефлексия (2-3 мин)

8.Подведение итогов за урок (1-2 мин)

Преподаватели: Андриянова О.Л.

Садовникова И.В.



















Приложение 1.

Тест на тему: « Методы защиты растений»


№ теста

Вопрос теста

Варианты ответа

1

Определите назначение контактных инсектицидов, против каких вредителей они предназначены

1) против вредителей с сосущим ротовым аппаратом

2) против вредителей с грызущим ротовым аппаратом

3) против скрытно живущих вредителей

4) против амбарных вредителей

2

Болезни картофеля

1) цитоспороз

2) офиоболез

3) порошистая парша

4) фитофтороз

3

Болезни, поражающие подсолнечник

1) фитофтороз

2) фомопсис

3) белая гниль

4) церкоспороз

4

Какие болезни подсолнечника передаются семенами

1) вертициллезное увядание

2) пепелная гниль

3) белая гниль

5

Использование живых организмов и продуктов их жизнедеятельности (или их синтетических аналогов) с целью регуляции численности вредителей культурных растений - это ………... способ борьбы

1) агротехнический

2) биофизический

3) биологический

6

Использование для работы с вредными организмами пестицидов предусматривает ……….... метод защиты растений

1) механический

2) химический

3) агротехнический

4) интегрированный

7

Использование естественной реакции вредных насекомых на физические и химические стимулы предусматривает …………... метод защиты растений

1) агротехнический

2) биофизический

3) механический

8

Отпугивающие насекомых естественные или синтетические вещества называются .................

1) антифиданты

2) репелленты

3) аттрактанты

9

Биологически активные вещества внутривидового химического воздействия называются ...................

1) феромоны

2) антифиданты

3) репелленты

10

Система защиты растений – это комплекс

1) агротехнических мероприятий;

2) хозяйственно-организационных мероприятий;

3) все мероприятия, применяемые для регулирования численности вредных организмов.





Приложение 2.

Наименование работ

Время выполнения

Агротехнические нормативы

примечание








15



Просмотр содержимого презентации
«возделывание овощей»

  Министерство образования и науки РТ ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И. Усманова» «Возделывание овощных  культур в открытом грунте».    Разработали преподаватели : Андриянова О.Л., Садовникова И.В .

 

Министерство образования и науки РТ

ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И. Усманова»

«Возделывание овощных культур в открытом грунте». Разработали преподаватели : Андриянова О.Л., Садовникова И.В .

Цель урока Образовательная: обеспечить формирование восприятие, осмысление знаний по теме «Возделывание овощных культур в открытом грунте». Сформировать знания: изучить технологию возделывания овощных культур в открытом грунте; Овладеть умениями: составлять агротехническую часть технологической карты технологи возделывания основных овощных культур зоны; определять вредителей и болезни сельскохозяйственных культур по морфологическим признакам, характеру повреждений и поражений растений. Развивающая : мотивировать развитие умений, навыков по данной теме,  способствовать развитию логического мышления;  продолжить развивать память и навыки самостоятельной, учебной работы  Воспитательная: побуждать к познавательной, трудовой деятельности, вырабатывать умения мыслить.

Цель урока

  • Образовательная: обеспечить формирование восприятие, осмысление знаний по теме «Возделывание овощных культур в открытом грунте».
  • Сформировать знания: изучить технологию возделывания овощных культур в открытом грунте;
  • Овладеть умениями: составлять агротехническую часть технологической карты технологи возделывания основных овощных культур зоны; определять вредителей и болезни сельскохозяйственных культур по морфологическим признакам, характеру повреждений и поражений растений.
  • Развивающая : мотивировать развитие умений, навыков по данной теме, способствовать развитию логического мышления;

продолжить развивать память и навыки самостоятельной, учебной работы

Воспитательная: побуждать к познавательной, трудовой деятельности, вырабатывать умения мыслить.

Мотивация

Мотивация

  • Человек - живая природа . Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Вы будущие специалисты- агрономы. Агроном должен обладать:
  • • недюжинным аналитическим умом;
  • • чувством ответственности;
  • • выдержкой;
  • • наблюдательностью;
  • • хорошо развитой оперативной памятью.
Происхождение овощной культуры

Происхождение овощной культуры

  • Родина томата -Южная Америка. Основной центр происхождения - Перу, Эквадор и прилегающие районы между горными массивами Анд и Тихим океаном.
Ботаническая характеристика томата

Ботаническая характеристика томата

  • ТОМАТ - многолетнее южноамериканское растение, было одомашнено как однолетнее, представитель семейства пасленовых
  • Томат  (Lycopersicon  esculentum) – относится к семейству  паслёновые (Solanaceae) – однолетнее рас­тение, но при создании  определен­ных условий  –  двух  –  и многолетнее. Размножается семенами.
Ботаническая характеристика томата

Ботаническая характеристика томата

  • В зависимости от сорта куст томата может быть  низкорослым, компактным или высо­ким, раскидистым.  По типу куста  формы томата подразделяются на  детерминантные   и  индетерминантные  (обыкновенные).
  •        Детерминантные  растения характеризуются  слабым ветвлением  с ограниченным  верхушечным ростом и закладкой соцветий через 1 – 2 листа  или подряд.
  •         Индетерминантные  формы растений могут неограниченно расти в вы­соту, образуют из пазухи каждого листа пасынок и соцветие через 2 – 4 листа.
  •        У промежу­точных форм ( полудетерминантных ) затухание роста  побегов продол­жения происхо­дит  медленнее, чем у детерминантных.
Ботаническая характеристика томата

Ботаническая характеристика томата

  • Корневая система   томата  зависит от  особенностей выращивания  и сорта. При определенных условиях  у сильнорослых сортов она  достигает 1,5 – 2,5 м в диаметре и 1,0 – 1,5 м в глубину. На стебле томата  в любом месте при создании оптимальных условий (вы­со­кая влажность  воздуха и почвы) появляются  придаточные корни. Это позволяет  укоренять  отдельные части  растений.
Ботаническая характеристика томата

Ботаническая характеристика томата

  • Стебель   томата округлый, сочный, прямостоячий, со временем   полегающий, покры­тый железистыми волосками. В период плодоношения он становится  грубым, одревес­не­вает. Из пазух листьев появляются  пасынки – боковые  побеги.
  • Листья томата  очередные, неравномерно перисто-рассеченные, состоящие  из долей, до­лек и долечек, а может  быть  только из простых  крупных долей. Поверхность  листьев бывает  гладкой или различной степени  гафрированности.
Ботаническая характеристика томата

Ботаническая характеристика томата

  • Соцветие  томата – завиток, но часто называется овощеводами  кистью. Различают  со­цветие простое, простое двухстороннее (когда ось соцветия не ветвится), промежуточ­ное (однократно разветвленное), сложное (многократно  разветвленное) и очень слож­ное.
  • Цветки  томата  самоопыляющиеся. Но при  высокой влажности   воздуха пыльцевые  зерна набухают, слипаются  и опыления цветков почти не происходит.
  • От всходов до начала цветения  в обычных  условиях  происходит  50 – 60 дней. Цвете­ние происходит  постепенно, снизу вверх.  От цветения до  созревания  плодов  проходит 45 – 60 дней.
Ботаническая характеристика томата Плоды    мясистые  ягоды различной формы и окраски. По  массе  их различают  на мелкие (менее 50 г) средние (50 – 120 г) и крупные  (свыше 120г). По  форме  они бывают  плоские,  округлые, овальные, грушевидные и удлинённо-цилиндрические. Поверхность   пло­дов гладкая или ребристая. В зависимости от количества камер они бывают   малокамерные (две-три), среднекамерные (четыре-пять) и многокамерные (более шести), причем по­следние более ребристые.   

Ботаническая характеристика томата

  • Плоды    мясистые  ягоды различной формы и окраски. По  массе  их различают  на мелкие (менее 50 г) средние (50 – 120 г) и крупные  (свыше 120г). По  форме  они бывают  плоские,  округлые, овальные, грушевидные и удлинённо-цилиндрические. Поверхность   пло­дов гладкая или ребристая. В зависимости от количества камер они бывают   малокамерные (две-три), среднекамерные (четыре-пять) и многокамерные (более шести), причем по­следние более ребристые. 

 

Ботаническая характеристика томата

Ботаническая характеристика томата

Биологические особенности

Биологические особенности

  • Томат – теплолюбивое  растение. Оптимальная температура  для прорастания  семян - +24 – 26ºС. После появления первых бутонов на растении  температуру  днем снижают  до +17 – 18ºС, а ночью поднимают до +16ºС. Оптимальная температура воздуха и почвы для томата в значительной степени  определяется освещенностью  и содержанием в воздухе углекислого газа. В солнечную  погоду летом  +22 – 25ºС, в пасмурный день  +20 – 22ºС, ночью +16 – 18ºС. При обычном содержании в воздухе  СО2 (0,03%) и нормальном осве­щении  оптимальная  температура  для фотосинтеза  томата  находится в пределах +20 – 25ºС.  Ночную температуру  всегда поддерживают  ниже дневной. Особенно  это важно в период роста плодов. Разница  должна составлять  не меньше 5ºС. Это необходимо  для того, чтобы ассимилированные растением за день  вещества интенсивно  не расходова­лись ночью на дыхание. 
Требования к влажности  почвы.

Требования к влажности  почвы.

  • В процессе роста потребность  растения в воде неодинакова. Во время прорастания  семян  и налива она достигает  максимума. При выращивании рассады, в период  цвете­ния и завязывания  плодов влажность почвы не должна превышать 70 – 75 % от полной полевой  влагоемкости (ППВ). Растения в этот момент   должны испытывать  определен­ный дефицит влаги, что  приводит  к сдерживанию  интенсивного вегетативного роста. В то же время нельзя допускать  пересыхания почвы, ведущего к осыпанию  цветков и даже  молодых завязей.
Требования к влажности  почвы.

Требования к влажности  почвы.

  • Поливать  томаты в  открытом грунте  можно утром и вечером. Температура  поливной  воды +20 – 25ºС. Переувлажнять  почву нельзя. Это ухудшает  ее воздушный режим и отрицательно сказывается  на деятельности корневой системы.  Для томатного растения  важное значение  имеет влажность  воздуха, оказы­вающая  ощутимое  влияние на оплодотворение цветка. Оптимальная ее величина 60 – 70 %.
Требования к свету.

Требования к свету.

  • Свет – это  один из основных факторов, лимитирующих рост  и развитие  растений.  Томат очень требователен  к освещенности.  Минимальная освещенность, при которой  еще воз­можен вегетативный рост  растения, - 2 – 3 тыс. лк. При  освещенности ниже этого порога  распад ассимилянтов на дыхание превысит  их приход от фотосинтеза.   При  достаточном  наличии солнечных  ускоряется развитие  растений: они раньше  цветут и плодоносят. При пасмурной, даже теплой погоде, цветение  задерживается, и плодоношение наступает  позднее.
Требования  к почве  и элементам питания.

Требования  к почве  и элементам питания.

  • Томат можно выращивать на различных почвах, но лучше он себя чувствует на супесча­ных  или суглинистых, обладающих  хорошей влагоемкостью  и  воздухопроницаемостью.
  • Кислые почвы необходимо  известковать, иначе многие  элементы питания будут нахо­диться в неусвояемой форме. 
  • Томат весьма  отзывчив  на применение  минеральных  и органических  удобрений. Больше всего он потребляет  калия, особенно в период плодо­ношения.
Почва и удобрение Баланс азота

Почва и удобрение

Баланс азота

  • В применяемых удобрениях азот присутствует в трех формах: нитраты, соли аммония, простые амиды
  • В основных видах минеральных азотных удобрений больше всего азота содержится в мочевине - 46%, в аммиачной селитре - до 35%. В калийной селитре - его доля составляет 13,8%
Баланс калия. Баланс калия

Баланс калия.

Баланс калия

  • При внесении в виде минеральных удобрений он может длительное время накапливаться, не вымываясь в глубокие слои и в дренажные воды. Почва обогащается калием при внесении больших доз навоза.
Баланс фосфора. Баланс фосфора

Баланс фосфора.

Баланс фосфора

  • Растения потребляют фосфор в меньшем количестве, чем азот и калий. Он поглощается главным образом в виде ортофосфора.
  • Из других видов фосфорных удобрений промышленность выпускает фосфорную муку.
Севооборот

Севооборот

  • Лучшие предшественники - бобовые, огурец, многолетние травы, лук, морковь. Плохие предшественники - все растения семейства Пасленовые (картофель, перец, баклажан, физалис). Возврат на прежнее место - не ранее 3-4 лет.
Подготовка почвы

Подготовка почвы

  • После уборки предшественника проводят измельчение остатков машиной КИР-1,5 и неглубокое лущение дисковыми лущильниками (ЛДГ-10 и др.) или БДТ-7 для провоцирования прорастания семян сорных растений. Через 2-3 недели проводят глубокую основную обработку почвы (вспашку).
  • Весной при наступлении  физической спелости почвы  - закрытие влаги. Перед посадкой рассады проводят глубокую культивацию (12-14 см) без прикатывания.
Выращивание рассады

Выращивание рассады

  • В южных районах России томат выращивают без рассады. Однако в средней полосе России длина вегетационного периода не позволяет выращивать томат высевом семян в открытый грунт, приходится применять рассадный метод.
  • Рассаду можно выращивать в пленочных отапливаемых (весенних) теплицах или парниках.
  • Высев семян проводят за 55-65 дней до посадки в открытый грунт (обычно в конце марта - начале апреля).
Выращивание рассады

Выращивание рассады

  • Корневая система у томата - стержневая, но при выращивании рассадой проводят пикировку - рассаживание и отщипывание нижней части корня. После пикировки томата корневая система формируется из боковых горизонтальных корней, расположенных в пахотном слое (15-25 см).
  • Пикировка проводится при первом настоящем листе (до появления 3 настоящего листа). За час до пикировки сеянцы обильно поливают. Затем выбирают сеянец с комом земли и укорачивают корень на треть. Сеянцы заглубляют в почву по семядольные листья.
  • При пикировке сеянцы рассаживают на большую площадь питания: 8 х 8 см.
  • Относительная влажность воздуха должна составлять 60-65 %, необходима сильная вентиляция.
  • К высадке готовая рассада должна иметь: 7-9 листьев, одиночные цветки на первом соцветии, высоту 25-30 см.
Водный режим Формирование высокого урожая возможно лишь при постоянном поступление влаги в растения. В раннем возрасте при недостатке влаги в почве растения поливают по немного, но часто. В дальнейшем, до начала массового роста плодов, необходима умеренная влажность.  Почва должна быть постоянно хорошо увлажнена. Высадку рассады

Водный режим

  • Формирование высокого урожая возможно лишь при постоянном поступление влаги в растения. В раннем возрасте при недостатке влаги в почве растения поливают по немного, но часто. В дальнейшем, до начала массового роста плодов, необходима умеренная влажность.

Почва должна быть постоянно хорошо увлажнена.

Высадку рассады

Высадка рассады

Высадка рассады

  • Высадку рассады проводят после последних весенних заморозков (обычно это начало лета). Рассада высаживается рассадопосадочными машинами по схеме: 70 х 35 см (густота стояния ~ 40 тыс. растений / га) или 60 х 60 см (28 тыс. растений / га). После высадки обязательно проводят несколько поливов, до полного приживания рассады.
Уход за растениями

Уход за растениями

  • Основными приемами ухода за томатом являются уничтожение сорняков, рыхление междурядий, окучивание и применение пасынкования для получения наиболее раннего урожая. Важная задача - защита растений от болезней и вредителей.
Основные вредители и болезни овощных культур  и способы защиты от них

Основные вредители и болезни овощных культур и способы защиты от них

  • К вредителям относятся различные болезни насекомые, клещи, нематоды, голые слизни и грызуны. Возбудителями болезней являются грибы, бактерии и вирусы, вызывающие инфекционные заболевания.
Основные вредители и болезни овощных культур  и способы защиты от них

Основные вредители и болезни овощных культур и способы защиты от них

  • Белокрылка на томатах . Этот многоядный вредитель наносит немалый ущерб томатам, особенно в теплицах, но в теплое время года повреждает томаты и в открытом грунте. На поврежденных листьях появляются желтоватые пятна, которые постепенно увеличиваются, и листья увядают. Растения бывают загрязнены жидкими сахаристыми выделениями, на которых развиваются сажистые грибы. От чего растения чернеют. Белокрылка живет на нижней стороне листьев. Меры борьбы . При появлении белокрылки растения опрыскивают препаратом «Конфидор», 1 мл на 10 л воды, расход раствора на 100 кв.м.
Основные вредители и болезни овощных культур  и способы защиты от них

Основные вредители и болезни овощных культур и способы защиты от них

  • Фитофтороз, или бурая гиль плодов (грибное заболевание). Одно из наиболее опасных грибных заболеваний томата. Фитофтороз причиняет ущерб томату в защищенном и открытом грунте. Поражаются листья, стебли, и особенно сильно поражаются зеленые плоды. На листьях с верхней стороны образуются бурые расплывчатые пятна, располагающиеся по краю листовой пластинки, а по нижней — беловатый налет. На стеблях и черешках появляются темно- коричневые полосы, а на плодах появляются расплывчатые буро-коричневые твердые пятна, быстро охватывающие весь плод.
Основные вредители и болезни овощных культур  и способы защиты от них

Основные вредители и болезни овощных культур и способы защиты от них

  • Меры борьбы. Устойчивые гибриды, высокая агротехника — соблюдение севооборота, пространственная изоляция картофеля и томата, внесение минеральных удобрений с повышенными дозами фосфорно-калийных. Опрыскивание томатов до появления фитоф- тороза с интервалами 8 — 10 дней, сжигание растительных остатков. Через 20 дней после посадки рассады на постоянное место ее опрыскивают раствором «Заслон» (3 колпачка на 1 л воды). Через 7 дней после первой обработки проводят вторую обработку препаратом «Барьер» (средство для снижения заболеваемости фитофторой)
Сбор урожая

Сбор урожая

  • Большая часть урожая томата в стране убирается вручную.
Сбор урожая

Сбор урожая

  • Июль и август — пора созревания и сбора урожая. В уходе за помидорами главное — ускорить созревание завязавшихся плодов и уберечь их от загнивания. Нужно продолжать удалять вновь появляющиеся пасынки, лишние листья, прищипнуть верхушки всех плодоносящих кустов, удалить цветочные кисти, на которых плоды уже не успевают сформироваться. У низкорослых сортов кисти с плодами следует вывернуть к солнцу.
Сбор урожая

Сбор урожая

  • Период от завязывания до покраснения плодов у раннеспелых сортов продолжается 40 — 50 дней. Если перезревшие плоды оставлять на растениях, то общий урожай снижается, и наоборот, если регулярно собирать недозревшие (бурые) плоды, то общий урожай намного увеличивается. Красные плоды можно сохранять при температуре 5 —10°С в течение 40 — 50 дней, влажность воздуха при этом должна быть не менее 80%.
Сбор урожая

Сбор урожая

  • Наиболее целесообразно все сформировавшиеся плоды снимать с кустов бурыми, т.е. начинающими белеть, и закладывать их на созревание. Этот несложный прием ускоряет налив оставшихся на кусте зеленых плодов.
  • Чтобы ускорить процесс созревания, его проводят в помещении при температуре 18 —20°С. Плоды укладывают в небольшие ящики в 2 — 3 слоя, удаляя цветоножки
1.На какие виды по типу куста подразделяют томат? 2.На какие группы по массе плода подразделяют томат? 3. Назовите лучших предшественников для томата. 4. Какие факторы отрицательно сказываются на выращивание томата?
  • 1.На какие виды по типу куста подразделяют томат?
  • 2.На какие группы по массе плода подразделяют томат?
  • 3. Назовите лучших предшественников для томата.
  • 4. Какие факторы отрицательно сказываются на выращивание томата?
Вредители и болезни Меры борьбы

Вредители и болезни

Меры борьбы

Домашнее задание.  Подготовить сообщение на тему «Сорта томатов для открытого грунта» Спасибо за внимание

Домашнее задание.

Подготовить сообщение на тему «Сорта томатов для открытого грунта»

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андриянова Ольга Леонидовна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205212


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства