kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по ОРКСЭ на тему "Заповеди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для учителей начальных класов (4 класс). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОРКСЭ на тему "Заповеди"»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кафедра истории и культуры религий народов России

Шифр курса ВСЕ-152 ОПК ДИС




Тема конспекта урока

«Заповеди»






Слушатель курсов повышения квалификации по предмету

Вязанкина Ирина Андреевна

Ф.И.О.

Место работы ГБОУ Лицей № 1367



Москва 2016



Цели урока:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: формирование представления об основаниях, по которым можно различать добро и зло, о Библейских заповедях. Создать условия для совершенствования самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе православного учения о Заповедях Бога.


РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развитие психических процессов таких как, внимание, мышление. Развивать умение логически мыслить, давать оценку поступкам героев. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса. Развитие эмоциональных качеств и чувств учащихся.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Воспитание учащихся как добродетельных (в православном понимании) граждан через понимание значения заповедей. Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства; 
воспитывать ответственность за результаты учебного труда, воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова; 

ОБОРУДОВАНИЕ: наглядные пособия, Электронная презентация «10 заповедей» -ТСО, дополнительный материал.


Литература:

Учебник А. Кураева «Основы православной культуры» для 4-5 классов.

Л.И.Романова, С.В.Веретенникова. Основы православной культуры. Рабочая тетрадь для 4 класса.

Романова Л.И. Основы православной культуры. 4 класс: Методическое пособие.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приемы

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ

- Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу.

Повторение материала, изученного на прошлом уроке:

-Вспoмним  понятия, с которыми познакомились  на прошлых уроках  предмета «основы православной культуры».
- Решите кроссворд так, чтобы по вeртикали получилось название одного из важнейших православных праздников». На заполнениe данного задания  отводится 5-6 минут.
Вопросы:
1.    Величайший дар Бога человеку
2.    «Книги»
3.    Главный праздник христиан
4.    Новый завет
5.    Ученик Христа
6.    Религиозная культура России
7.    Праздник рождения Иисуса Христа
8.    Праздник Богоявления 19 января
9.    Божий вестник, посланник
10.    То, что имеет большое значение для человека: Бог, Отечество, семья, любовь.
11.Разговор с Богом
12. Союз Бога и человека

-Какое ключевое слово у вас получилось?
-Какие слова вызвали затруднения

-Молодцы!
Вы сейчас работали  в группах. Какие  качества человека помогли вам  справиться с заданием? Используйте ключевые слова, записанные на доске при ответе на мой вопрос.
(Дети берут для ответа многие слова из   написанных)
-Что  помогает людям  дружно жить в коллективе, в обществе - назовите общим словом?











Дети встают, берутся за руки.






Ученики отвечают на вопросы, заполняют кроссворд.













Благовещение(если у одной группы затруднения- другая объясняет)
-Взаимоуважение
-равенство
-ответственность перед другими
-стремление помочь
-совместное переживание
-умение слышать друг друга
-взаимопомощь
- не перебивать друг друга

- Правила, законы и традиции)

Настроить учеников на учебную деятельность.




Каждая группа получает рабочий лист с заданием


Дети могут пользоваться учебником и собственными тетрадями

















Используется прием : беседа.













II. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ

Постановка проблемы:

- Ребёнок, совершая поступки, не всегда может понять, хорошо это или плохо, то что он делает.

- Сегодня мы познакомимся с заповедями, которые стали законами для всех людей.

- Как вы понимаете слово, которое является темой урока – заповеди?

- Заповеди пришли к нам из древности. Какие заповеди знаете вы?

- Прочитайте текст в учебнике .

-Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник, заповедный?
- Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел  на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены  в ящик, обитый  золотом, который  назывался Ковчегом. Моисей поставил  ковчег  в особой палатке (скиния), где для него было отведено  специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей  вынес  скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что  вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя  сам он этой перемены в себе не замечал.

- Прочитайте  все заповеди.
-Какие заповеди, говорят об отношениях человека с Богом, а какие касаются  отношений людей между собой?
На листочках обведите цифру заповедей, касающихся отношений между людьми.
- Проверяем!

- На первом месте Бог, люби Его,
Он выше всех, главней всего,
Дороже Он игрушек всевозможных,
Дороже папы с мамой и пирожных.


Немало знаем мы людей хороших,
Но среди них на Бога нет похожих,
Его не сравнивай ни с кем и не ищи,
Лишь Богу одному служи!






Должны святить мы имя Божье,
Бесцельно к Господу ты не взывай.
И если встанешь пред задачей сложной,
Молись Ему, на помощь уповай.



Ты за неделю сделай все дела,
А в день седьмой славь дорогого Бога.
Не только день, но всё сполна отдай,
Чтоб к вечной жизни привела дорога.


Люби и слушайся ты маму с папой,
И тогда будешь долго жить.
Когда ты вырастешь и взрослым станешь,
То будут дети и тебя любить.


Бог нас для жизни создает,
Не убивай, благословляй людей.
Убийца против Бога восстаёт
И носит тяжкий грех в душе своей.
Кому и сколько жить на свете,
Решать дано лишь Богу, дети.


Бог создал мужа и жену,
И повелел Он им любить друг друга,
Не разрушать свою семью
И не искать себе другого друга.
Когда вы вырастете, дети,
То вспомните заветы эти.


Пусть у приятеля игрушки лучше,
Но ничего без спроса не бери.
Бог Сам подарит то, что нужно,
Ты только помолись и попроси.


Не ябедничай взрослым на друзей
И ложных слов не говори.
Не одобряет Бог таких детей,
Правдивым будь и никогда не лги.



У друга твоего есть всё – пускай,
Ему ты не завидуй и чужого не желай.
С другими сравнивать мы не должны себя –
Бог любит одинаково и друга, и тебя!



В ходе  беседы учителя и обучающихся:
Заповедь пятая:
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
-Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?
Заповедь шестая:
Не убивай.
-Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.
Заповедь седьмая:
Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай близких).
Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.
Заповедь восьмая: Не кради.
-Что общего у убийства и воровства?
Заповедь девятая:
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)
-Какая  у христиан есть особая причина, чтобы  не лгать? ( Они  верят, что Бог видит  и знает  всё.  Его  не  обманешь.)
Заповедь десятая:
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)
-Как зависть мешает радости, гасит её?
Вывод: для чего же служат заповеди людям? (заповеди даны людям  для того чтобы  они могли стать счастливыми)
–А какой это счастливый человек? (если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть  правдивым, поступает по совести, живёт в мире  со всеми)
-Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?











Работа с толковым словарем




Дети предлагают свои варианты.



Дети отвечают на вопрос.






Дети должны  правильно обвести № 5,6,7,8,9,10



































































Дети отвечают на вопросы.






















Дети отвечают на вопросы.

Показ презентации.

Слайд № 1

Слайд № 2

Заповедь - в иудаизме, христианстве, исламе - повеление, обращенное Богом к человеку или общине верующих в целом и имеющее характер предписания или запрета

Используется прием : беседа

Самостоятельное чтение.

Слайд №3 История Моисея из Библии

Слайд № 4(Демонстрация  слайда,  изображающих гору Синай и  Моисея  со скрижалями)


Слайд №5 - 10 заповедей.

Слайд № 6

Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.


Слайд № 7 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой


Слайд № 8 Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.


Слайд № 9 Помни день субботний, чтобы святить его.

Слайд № 10 Почитай отца твоего и мать твою



Слайд № 11 Не убивай.







Слайд № 12 Не прелюбодействуй.





Слайд № 13 Не кради.




Слайд № 14 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.



Слайд № 15 Не завидуй.


III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Закрепление изученного. Работа в рабочей тетради:

№1, с.24 – отметь те заповеди, которые относятся к верующему человеку.

№5, с.26 – работа с пословицей

№6, 26 – знакомство с новым словом (работа с толковым словарём)

№7, с.26 –чем отличаются по значению слова «гордыня» и «гордость» (Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него.)

(Если остаётся время)
-Можете взять дополнительное задание на  карточках  «Соотнеси заповедь и пословицу»

Дети выполняют задание.

Слайд № 16 Задание для рабочей тетради. .







Карточки готовые  заранее распечатаны.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Домашнее задание:
Уч. стр.40-41 Сделайте приятное и доброе дело своим близким. Расскажите  об этом на след. уроке.

Записывают домашнее задание.

Слайд № 17

Домашнее задание

V. ИТОГ УРОКА

Подведение итогов урока:

- Что такое заповеди?

- Какие заповеди вы запомнили?

-Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

- Запомните то, что услышали сегодня на уроке. Старайтесь следовать заповедям и пусть главным правилом в вашей  жизни будут слова «Люди, любите друг друга!», живите честно и  по-доброму относитесь к  друг другу.
- Если вам понравилось на уроке, улыбнитесь друг другу, и мне.

- Кому на уроке было интересно и всё понятно, поднимите зелёные кружки, кому было  трудно, но интересно- поднимите жёлтые кружки, кому неинтересно и непонятно- красные.


Учащиеся рассуждают, отвечают на вопросы, подводится итог урока.





Поднимают кружки .

Беседа.









Рефлексия.

VI. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

-Благодарю вас за работу. Вы все молодцы, все сегодня старались, отвечали на вопросы, выполняли задания ! Очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по ОРКСЭ на тему "Заповеди"

Автор: Вязанкина Ирина Андреевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка урока по ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики) по теме «Десять заповедей»"
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapoorksemodulosnovysvietskoietikipotiemiediesiatzapoviediei"
    ["file_id"] => string(6) "327491"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463443659"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства