Методическая разработка урока по ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики) по теме «Десять заповедей»
Методическая разработка урока по ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики) по теме «Десять заповедей»
Урок актуален, так как знакомит обучающихся с заповедями, записанными в Библии. Урок важен для духовно-нравственного развития, осмысления категорий добра и зла, соответствует требованиям новых стандартов («Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики) по теме «Десять заповедей»»
Методическая разработка урока по ОРКСЭ
(Модуль «Основы светской этики)
по теме «Десять заповедей»
Урок «Десять заповедей» является первым уроком раздела № 6 «Нравственный закон человеческой жизни» курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (используемый учебник «Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова; под ред. Т. Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – 174, (2) с.: ил.).
Урок актуален, так как знакомит обучающихся с заповедями, записанными в Библии. Урок важен для духовно-нравственного развития, осмысления категорий добра и зла, соответствует требованиям новых стандартов («Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников»).
Цель данного урока: знакомство обучающихся с десятью заповедями иудейской и христианской религиозной культуры.
Задачи:
Образовательные: формирование представления о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях иудейской и христианской религиозной культуры.
Развивающие: развитие у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
развитие волевой сферы: осознанности поведения и самоконтроля;
- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками, формирование умения поискового чтения.
Воспитательные: формирование уважительного отношение к нормам, правилам и запретам, ценностного отношения к жизни, родителям, духовному, к межличностным отношениям.
Данный урок ориентирован на достижение следующих результатов:
Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»), умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, анализировать поступки с точки зрения общечеловеческих норм, сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Предметные: знакомство учащихся с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.
Метапредметные, а именно:
Регулятивные УУД: формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; осуществление регулятивных действий самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке;
Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Познавательные УУД:освоение ознакомительного, изучающего и поискового чтения; формирование умения работать в группах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Урок включает в себя 3 этапа.
В рамках первого ориентировочно – мотивационного этапа урока была создана проблемная ситуация и деятельность по ее разрешению (что такое Заповеди и как они регулируют нормы поведения людей).
Использование видеопритчи на уроке способствует созданию проблемной ситуации и эмоциональному настрою обучающихся.
Основным этапом является операционно-исполнительский (этап решения задач урока), в рамках которого организована групповая и коллективная работа, что позволит за короткий промежуток времени выполнить большой объем работы, а именно:
- организовать самостоятельную деятельность обучающихся с текстом с целью поиска необходимой информации для выделения главного содержания в тексте и представления полученной информации;
- предоставить возможность обучающимся индивидуально ознакомиться с 4 заповедями, определяющими отношение верующих людей в Бога;
- провести коллективную работу по изучению 6 заповедей, используя разные формы представления учебной информации.
Роль учителя на данном этапе состоит в том, чтобы направлять деятельность обучающихся.
Использование видефрагмента, инсценировки, подготовленной заранее обучающимися, на данном этапе урока поможет поддержать интерес учащихся, активизировать их деятельность.
Использование компьютерной презентации поможет:
- представить необходимый наглядный материал,
- представить результаты работы в группе более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников.
В рамках рефлексивно-оценочного этапа обучающиеся оценят свою работу на уроке.
Использование интерактивной системы голосования позволит оперативно осуществить контроль и самоконтроль освоения учебного материала обучающимися.
Дифференцированное домашнее задание не вызовет затруднения у обучающихся.
Оборудование для учителя:
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- компьютерная презентация,
- карточки - цели урока,
- картинка «солнце» и карточки – лучи солнца с написанными на них заповедями,
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Учитель: Здравствуйте!— Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Вот такое доброе, радостное солнце сегодня будет светить нам всем на уроке (Приложение 1. Слайд 2.)
Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
1.2. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Сегодняшний урок мы начнём с притчи С. Копыловой «Окно» (Приложение 2).
Я предлагаю вам послушать её и выразить свое отношение к поступкам героев.
Какой человеческий порок заставил человека, лежащего в больничной палате у двери, совершить такой поступок? (Зависть).
Люди давно поняли, что зависть - опасный порок, чувство, которое может погубить человека, привести его к преступлению. Как вы думаете, может быть где-нибудь записано, как нужно поступать человеку, чтобы предостеречь его от неверного шага, от неверных поступков?
В древние времена жизнь людей была суровой: чтобы выжить, людям приходилось переступать законы жизни (Приложение 1. Слайд 4-5).
Древние источники рассказывают, что три с лишним тысячи лет назад еврейский народ (иудеи) и их пророк Моисей видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу.Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения.
Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.
Сформулируйте тему урока.
Тема урока: Десять заповедей (Приложение 1. Слайд 6-7).
Определите цели урока:
- Узнать, что такое заповеди.
- Какие есть заповеди.
- Почему нужно соблюдать заповеди?
Работу начнём по групам.
Личностные УУД: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, - анализировать поступки с точки зрения общечеловеческих норм,
сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
Регулятивные УУД: формирование умения определять цели своей деятельности.Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД: формирование умения отвечать на вопросы.
2. Операционно-исполнительский этап
2.1. Решение проблемы, открытие новых знаний.
1. Работа в группах.
- Каждая группа имеет название: «Учёный совет», «Теоретики», «Исследователи». Каждая группа получает своё задание. Правильно распределите обязанности в группе, выполните задание, заполните страничку «А знаете ли вы, что…», на работу вам даётся 7 минут.
(Приложение 3).
- Время работы в группах закончилось.
Мы слушаем представителей каждой группы очень внимательно. Вся добытая информация для нас очень важна.
2. Выступление представителей каждой группы.
1. Заповедь – повеление (запрет или предписание), данное Богом верующим в него людям(Приложение 1. Слайд 8).
2. Тора в переводе с древнееврейского означает – «учение» или «наставление».
С Торой положено обращаться с почтением. Свёрнутый свиток помещают в футляр или чехол, украшают короной.
К свитку запрещено прикасаться руками, поэтому при чтении пользуются указкой в форме руки, которая называется яд.
Свиток Торы изготавливается из кожи. Длина свитка может быть 60 метров.(Приложение 1. Слайд 9).
3. Библия в переводе с греческого означает «книги, сочинение». В двух частях Библии – Ветхом и Новом Завете рассказывается о самых главных законах человеческой жизни. В книгах Ветхого Завета рассказывается о событиях от сотворения мира до рождения Иисуса Христа. Новый Завет состоит из нескольких книг, главные из которые четыре Евангелия. Они описывают Земную жизнь Иисуса Христа(Приложение 1. Слайд 10 - 12).
3.Знакомство с заповедями.
Учитель: Перед каждым из вас карточки в виде скрижалей. На них записаны все 10 заповедей. Прочитайте сначала 4 заповеди самостоятельно. Эти заповеди записаны на первой скрижали (Приложение 4).
- Эти 4 заповеди говорят об отношениях человека с Богом, они касаются тех людей, которые верят в Бога, остальные 6 заповедей учат людей взаимоотношению друг с другом (Приложение 1. Слайд 13-14).
Коммуникативные УУД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, освоение умения слушать и понимать других, умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Познавательные УУД:освоение ознакомительного, изучающего и поискового чтения; формирование умения работать в группах, формирование умения отбирать главное, синтезировать, строить логическое рассуждение.
2.2. Физминутка.
А это значит, что мы должны быть в первую очередь внимательны друг к другу. Поэтому выйдите к доске, внимательно посмотрите друг на друга и постройтесь по росту,
по цвету глаз - от самых светлых до самых темных,
по настроению – от самого веселого до самого грустного.
Спасибо, садитесь. Вы старались быть внимательными друг к другу.
Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2.3. Выражение решения проблемы.
Работа с заповедями (Приложение 5).
Учитель: Наше солнышко поможет нам изучить 6 заповедей.
Прочитайте эти заповеди (по 1 человеку от группы, по цепочке).
А сейчас откроем лучики нашего солнышка, узнаем, какие секреты оно хранит.
Какой лучик солнца надо открыть, перевернуть, будем решать мы вместе.
10. Вспомните притчу, которая была в начале урока. С какой заповедью она соотносится?
(10 заповедь – «Не завидуй»).
- От чего предостерегает эта заповедь? (От причинения страданий ближнему, от зависти).
Прочитайте пословицы на экране (Приложение 1.Слайд 15) .
На свете все найдешь, кроме отца и матери. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Почитай учителя как родителя.
- С какой заповедью связаны эти пословицы? (5 заповедь, «Почитай отца твоего и мать твою»).
- Чему учит 5 заповедь? (Любить родителей, слушаться их наставлений, заботиться о них, быть опорою им в старости, уважать учителей).
9. Сценка «Лгун».
А сейчас посмотрим сценку, а потом обсудим её.
Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.
Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)
Решил он пошутить и стал кричать.
М: Помогите, волк! Волк!
Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).
-Как вы думаете, почему в Заповедях называют убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью?
- Чем может «убить» такой человек другого? (Злобой, жестокими, несправедливыми словами. Если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало).
- А как человек убивает себя? (Когда зависит от вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании).
- Посмотрите эпизод из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена» (Приложение 6).
- Чему учит заповедь? (Прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть).
- Что общего у убийства и воровства? (И убийца, и вор расценивают другого человека, как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны).
7. - Верность какой заповеди - залог сохранения семьи? (Заповедь 7, «Не прелюбодействуй», т. е. будь верным, не предавай близких).
Почему эта заповедь очень важная? (Она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой).
Вывод: для чего же служат заповеди людям? (Заповеди даны людям для того чтобы они могли стать счастливыми).
- Счастливый человек – это какой человек? (Если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми).
- Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?
Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!» (Приложение1. Слайд 18). Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
Личностные УУД:
определение собственной нравственной позиции.
Коммуникативные УУД: использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей,
освоение умения слушать и понимать других, умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Познавательные УУД:формирование
умение пользоваться новыми понятиями, применять их в своей речи.
2.4. Выполнение продуктивных заданий по теме.
Давайте посмотри, как внимательно мы друг друга сегодня слушали.
Тест – опрос (система интерактивного голосования) по теме «Десять заповедей».
Кто такой Моисей?
а) вождь и законодатель еврейского народа
б) греческий философ
в) писатель
2. Скрижали – это …
а) двери в храм
б) железные плиты, где записан свод законов
в) каменные плиты, где записан свод законов
3. Тора – это …
а) священная книга мусульман
б) священная книга иудеев
в) священная книга христиан
4. Библия – это …
а) священная книга мусульман
б) священная книга иудеев
в) священная книга христиан
5. Части Библии называются:
а) Ветхий и Новый Завет
б) Евангелие
в) скрижали
Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самоконтроля и самооценки.
Познавательные УУД:
формирование умения анализа и синтеза, умения пользоваться новыми понятиями, применять их.
3. Рефлексивно-оценочный этап
3.1. Итог урока
Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока (Приложение1. Слайд 19):
- Узнать, что такое заповеди.
- Какие есть заповеди.
- Почему нужно соблюдать заповеди?
-Мы получили ответы на все вопросы?
- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?
Личностные УУД:
формирование нравственной модели поведения детей.
Регулятивные УУД: формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; осуществление регулятивных действий самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
построение логической цепи рассуждений.
3.2. Домашнее задание.
Выберите одну из заповедей и попробуйте проиллюстрировать её.
А по желанию можно, объединившись в группы, сделать инсценировку, иллюстирующую одну из заповедей. Попросите родителей помочь вам создать костюмы к инсценировке. (Приложение 1. Слайд 20).
Регулятивные УУД:
планирование деятельности.
3.3. Рефлексия.
Кому на уроке было интересно и всё понятно, вставайте под этой табличкой,
Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Список использованной литературы:
Гусейнов А.А. «Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. М., 2009.
Интернет ресурсы для изучения библии: [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: - http://www.scienceforum.ru/2014/689/4751 - статья в интернете.
Иудаизм: [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: - http://sr.artap.ru/i_judaism.htm - статья в интернете.
Иудаизм: [Электронный ресурс]/. - Режим доступа: - https://ru.wikipedia.org/wiki/Иудаизм - статья в интернете.
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /А. А. Шемшурин, Н. М. Брунчукова, Р. Н. Демин, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова; под ред. Т. Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – 174, (2) с.: ил.).