kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме «Тайное становится явным» В.Драгунский»




Данный урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы следующие приемы технологии : стратегия "Вопросительные слова", построение прогноза по ключевым словам, чтение с остановками, чтение-разведка, работа в группах и в парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». »

Тема урока. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Цель урока: способствовать осмыслению обучающимися главной идеи рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с содержанием рассказа;

- формировать навык литературного осознанного чтения;

- развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;

- воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.

Планируемый результат:

  1. Личностные УУД

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа.

- воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям

2. Познавательные УУД

- способствовать осознанности обучающимися значимости чтения, пониманию цели чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения)

- формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.

3. Коммуникативные УУД

- формировать умение договариваться, находить общее решение.

- формировать умение аргументировать свое предположение, объяснять свой выбор.

4. Регулятивные УУД

- формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

- развивать умения дать оценку своей работы.



Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Ресурсы: учебник литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,

М.В. Голованова и др. 2 класс, мультимедийный проектор, ПК. Бланки для ответов на вопросы викторины. (См. приложение 1)







Ход урока.

  1. Мотивация на урок.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

- На каждом уроке вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу, что вы готовы к новым знаниям и у нас обязательно все получится!

  1. Актуализация знаний.



- Ребята, а любите ли вы тайны?

- А что такое тайна? (дети высказывают мнения)

1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;

2. нечто неразгаданное, ещё не познанное;

3. скрытая причина чего-нибудь;

- Назовите синоним к слову тайна (секрет).

-Что значит «тайное»? (Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.)

- Явное?(???)

- Значение незнакомого, непонятного нам слова, где мы можем с вами узнать? (Интернет, взрослые, словарь)

- Найди, пожалуйста, это слово.( ) (Открытое, откровенное.)

- Тайное – явное -……это…..(слова с противоположным значением, или антонимы)

- Значит, ребята, Нет той тайны, что не стала бы явной!

- Как вы понимаете моё выражение? (…)

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. Введение в тему

- Откройте учебники на с. 161,прочитайте заголовок произведения.

- Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?

- Как автор попытается нам доказать, что тайное становится явным?(…)

- Цель урока….(Выяснить главную мысль (идею) рассказа. Что автор хотел нам донести своим произведением?)

- Каковы же задачи нашего урока?

1. Познакомиться с содержанием произведения.

2. Проанализировать его.

3. Обсудить поступки героев.

2. Рассказ учителя о В.Драгунском

- Прочитайте, кто автор этого произведения.(В.Драгунский)

Рассказ учителя о Викторе Юзефовиче Драгунском (Слайд 2)

- Когда читаешь рассказы В.Драгунского, то кажется, что писатель прожил несколько жизней. Он был токарем, режиссером, лодочником, актером, даже работал в цирке клоуном. А когда в 40лет у него родился сын Денис, он стал писателем. И вот уже много лет его книги с большим интересом читают и взрослые и дети. Читая рассказы Драгунского, понимаешь, что писатель влюблен в своих героев, он понимает их мысли и чувства, переживания. Бывает, он подшучивает над своими героями, но это шутка добрая, с любовью к ним.

Словарная работа.

-Рассказ, над которым мы будем сегодня работать называется «Тайное становится явным».

- Но прежде, давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.

(слайд 3)

(слайд 4)

Кремль( Московский) - кремль, древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная

резиденция президента Российской Федерации.



- Прочитайте выражение «Грановитая палата». (слайд 5).

- Кто знает что это такое?

(Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы).

(6-7 слайд)

- Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным? (Ученики высказывают своё мнение.)

- Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре.

(Это человек, образованный, культурный, вежливый, воспитанный, опрятно одетый).

(8-9 слайд)

- Клевета – что оно означает? (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).

- Подберите синонимы к этому слову.

(Ложь, враньё, выдумка, наговор).

- Что значит слово язвительный? ( 10-11 слайд)

(Стремящийся досадить, злобно-насмешливый).

Физкультминутка (слайд 9)



  1. «Открытие» нового знания .

  1. Первичное чтение. (чтение детьми до 1-го вопроса)


Чтение 1 части вслух. Вопросы к 1 части:

- Что однажды услышал Денис от мамы? (что тайное становится явным)

- Как мама объяснила эти слова? (что когда человек поступает нечестно, все равно это узнают, и будет ему стыдно)

- Денис лег и стал думать об услышанном. Как это его характеризует?

- Какую хитрость придумал Денис, когда ел яйцо? (“...выел желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно...”)

- Почему Дениска не хотел есть кашу? (он ее видеть не мог, не любил)

- Почему мама назвала Дениса вылитым Кащеем? Кто это? (Персорнаж сказок)

- Как мама уговаривала съесть кашу, что она предложила? (пойти после завтрака в Кремль)

- Обрадовался ли мальчик, услышав предложение мамы?

- Мы прочитали с вами отрывок рассказа, а что может произойти дальше? Подумай-те.(…)

Чтение 2 части (чтение-разведка) Работа в паре, ответы на листах.

- Сейчас вы сходите в разведку. Разведчики добывают ценные сведения. Вы прочитаете 2 часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете ответить, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее. Можно карандашом делать пометки в тексте. Узнаем, чья команда возвратится скорее!

1. Пошлепал ее ложкой

2. Посолил.

3. Посыпал сахаром.

4. Долил кипятку.

5. Добавил хрен.

(Ответы команд)

Чтение 3 части .(Чтение учащимся или чтение по ролям)

Прогнозирование

- Прежде чем читать 3 часть, подумайте, чем по-вашему, закончится рассказ? (Высказывания детей)

Вопросы к 3 части

- Как отреагировала мама, когда увидела пустую тарелку Дениски?( обрадовалась)

- Что она ему сказала? Прочитайте. (- Ну, что за Дениска…..Кремль!)

- Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдет?

- Прочитайте, как выглядел дяденька.

- Хорошо ли Денис знал свою маму? Подтвердите словами текста.(“...глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а это верная примета, что мама рассердилась”)

- Что Дениска сказал маме? Почитайте.(- Да, мама,……явным!)

- Почему мама так долго смотрела на сына?

- Понял ли он мамины слова?

- Почему вы так считаете?

Тест. ( слайд 13- 19 ) РАБОТА на листах.

-А сейчас давайте проверим внимательно ли вы прослушали рассказ. Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Как зовут главного героя?

  1. Мишка

  2. Дениска

  3. Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

  1. в Мавзолей

  2. в Грановитую палату

С. в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

  1. манная

  2. гречневая

  3. овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

  1. съел

  2. выбросил в окно

  3. отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

  1. в магазин за покупками

  2. в театр на спектакль

  3. фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

  1. обрадовалась

  2. заплакала

  3. ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

  1. Я все равно пойду в Кремль!

  2. Тайное всегда становится явным.

  3. Я весь вечер проведу в углу.

(3 человека на оценку, остальные взаимопроверка)(слайд 20)

Молодцы! Справились с заданием.

Подведение итогов урока

- Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации?

- Как вы считаете, все ли средства подходят для достижения поставленной цели?

- По вашему мнению, какими качествами должен обладать человек, чтобы понять неправильность своих поступков.

- Так какую же ТАЙНУ скрывал от нас рассказ? Что хотел донести до всех нас Виктор Драгунский?(…)

VII. Рефлексия.

1.- Какое настроение у вас вызывало прочтение рассказа?

- К какому жанру относится это произведение? (Юмористический рассказ)

- О чем заставляет задуматься нас автор? Какая проблема его волнует?

( взаимоотношение детей и родителей, воспитание детей, воспитание честности, уважения к старшим)

2.Закончите одно из предложений: (слайд 21)

- Я понял(а),что…

- Я сделал(а) вывод, что…

- После сегодняшнего урока я….

VIII. Домашнее задание.(слайд 22)

- Подготовиться читать выразительно, разделить рассказ на смысловые части.

- В тетради с.50 (прочитайте цитатный план рассказа и восстановите последовательность событий.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»

- Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Байдак Людмила Николаевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 196147


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства