kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика обучения теме «Слово»: «Названия действий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал,как преподать детям тему по "Название действий"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения теме «Слово»: «Названия действий»»



Методика обучения теме «Слово»

«Названия действий»



































Выполнил (а):

Учитель начальных классов

Зайцева Алёна Павловна










Челябинск

2022

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ 4

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ «НАЗВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ» 8

ГЛАВА 3. ПОСТЕПЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПО ТЕМЕ «НАЗВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ» 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15



































ВВЕДЕНИЕ



Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.













ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ



Методики формирования грамматически правильной речи можно встретить в трудах Е. Ф. Соботович, Н. С. Жуковой, Е. М. Масткжовои, Г. В. Чиркин, Л. М. Ефименковои, Г. А. Каше, А. В. Ястребиных, Г. И. Лалаевои, Н. В. Серебряков и другие. По словам Л. Н. Ефименковои, на основе опыта с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углубленной работы над словом. Предлагаемая последовательность упражнений дает возможность логопеду формировать у ребенка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи, совершенствовать память, внимание. Прежде всего ребенок должен научиться оперировать словом в различных ситуациях и вариантах и тем самым значительно обогащается словарь; у нее должен появиться интерес к семантике слова. Особое внимание обращается на работу над словами, которые часто встречаются в нашей речи, малопонятные, незнакомые, требуют объяснений. Работая над словом, логопед учит детей последовательно характеризовать его значение. Логопед дает название предмета и обрабатывает ее по схеме. Основным объектом изучения является слово, его связь в словосочетании и предложении. Такая работа способствует созданию у детей готовности более тонкого и сложного вида аналитико-синтетической деятельности, формирование фонематического восприятия и слуха.

На основе речевого опыта ребенка с помощью системы специальных упражнений создают необходимые условия для углубленной работы над словом. Предложенная последовательность упражнений дает возможность логопеду формировать у ребенка ряд речевых операций над словом, формировать внимательное отношение к речи, совершенствовать память, внимание[7].

На конкретных примерах детям наглядно объясняют, что такое «слово», что его, во-первых, нельзя смешивать с тем, что оно обозначает, например с предметом, или действием, во-вторых, разъясняют, что слово нельзя смешивать с его частями, например с составами, из которых оно состоит.

В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.

Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит [1].

Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много [1].

Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает? 

При этом логопед оперирует такими признаками слова:

1. Слово есть звуковой совокупности (внимание ребенка обращают на звуковую сторону слова).

2. Слово всегда имеет определенное значение («всегда что-нибудь обозначает», «о чем-то говорит»).

В специальных группах детям постепенно дают понятие «слова - названия предметов», «слова - названия действий», «слова - названия признаков предметов».

Слова, обозначающие действия предметов [9].

При проведении занятий у детей формируют понимание понятий «предмет» и «действие предмета». Изучение этой темы начинают с живых предметов, действие которых легче осознается детьми (по вопросом что делает предмет?). Применяют упражнения на подбор к каждому названия живых предметов ряда действий, на определение предмета по названным действиями. После этого формируют представление о том, что действия можно отнести и к неодушевленным предметам. В процессе изучения этой темы детей также вправляют в сочетании слов - названий действий по словам - названиями предметов.

Во время учебы достигают таких целей:

1. Раскрытие и объяснение детям значение понятия "действие предмета", формирование этого понятия путем выполнения различных упражнений. Обучение самостоятельно определять слова - названия действий по вопросами что делать?

2. Формирование понятия о том, что один и тот же предмет может выполнять несколько действий.

3. Формирование понятия о действиях неодушевленных предметов. Воспитывать умение находить слова - действия предметов, выделять их из предложений, где они стоят перед прямым дополнением. Дать первые представления о понятии "предложения".

4. Формирование понятия о том, что действия могут происходить в разное время. Закрепление понятий о связи слов - названий действий и слов - названий предметов.





































ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО ТЕМЕ «НАЗВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ»

Для достижения этих целей используют такие методы и приемы обучения:

беседа - объяснение логопеда с детьми. Названия слов-действий путем демонстрации. Логопед приглашает к себе одного ребенка и дает ей задание выполнить определенное действие (например, Таня, прыгай). Ребенок ее выполняет. Логопед обращается к детям с вопросом: что делает Таня? Дети дают ответ, одним словом. Одному ребенку дают различные задания на выполнение действия, а другие дети их называют;

названия действий живых предметов (существ) по рисункам. Детям предлагают рассмотреть ряд картинок с изображением живых предметов (существ), например, бабушка, мальчик, птичка. Параллельно этим картинкам дают еще одни с аналогичными предметами, которые выполняют определенные действия, например, бабушка вяжет, мальчик пишет, птичка летит. Логопед задает детям вопросы что делать? Уточняет, на какой вопрос отвечает слово, обозначающее действие. Объясняет, что эти слова называют "слова - названия действий"[2];

постановка вопросов детьми. Логопед называет слова, а дети ставят в них вопросы (например, бежит - что делать? Поет - что делает?);

составление "таблички" на формирование понятия "слова - названия действий предметов":

Таблица 1 Слова - названия действий предметов

наглядно-действенное

рисунок

название предмета

вопрос

название действия

девочка

? (Что делает?)

играет



Условное графическое обозначение слов - названий действий предметов названия действий демонстрируемого предмета (например, игра с куклой бибабо): Петрик, что делает? Петрик танцует. Петрик читает. Петрик пишет. Логопед объясняет, что слово "Петрик" можно называть один раз, поскольку все действия Петрик выполняет сам: Петрик танцует, читает, пишет и тому подобное;

подбор действий к данному предмету: кошка (что делает?) Ходит, мяукает; собака (что делает?) лает, рычит, грызет;

определение предметов по их действиям: прыгает, летает, чирикает (кто это?) - Воробей; ходит, клюет, квохчет (кто это?) - курица;

определение слов - названий действий в предложениях, когда действие предмета стоит рядом с прямым дополнением: Саша читает книгу;

демонстрация неодушевленных предметов и их действий; вопрос к детям: что делает мяч? Мяч катится; прыгает, лежит [5];

рассматривание картинок с изображением неодушевленных предметов в действиях: самолет летит, машина едет, вода бежит, дождь идет и тому подобное. Объяснение неодушевленные предметы также могут выполнять определенные действия, но при участии живых существ, или по законам природы (например, самолет ведет пилот) [2]

Первое знакомство с понятием "предложение". Поэтапный разбор содержания простого предложения. Логопед называет предложение: "Девочка бежит", вопрос к детям: о ком говорится в этом предложении? (О девочке). - Какой вопрос можно поставить к слову "девочка»? (Кто?). - Какой вопрос можно поставить к слову "бежит?» (Что делает?). - Повторите предложения, поставьте к каждому слову вопросы (Девочка бежит. - Кто? - Девочка. - Что делает? - бежит).

Закрепление грамматического связи слов логопед предлагает рассмотреть два наглядно действующие рисунки (изучается изменение глагола по числам): например, кролик грызет морковь, кролики грызут морковь. Дети определяют, сколько предметов изображено на каждом рисунке. К соответствующему предмету подбирают слова - действия и задают вопрос: кролик (что делает?) Грызет морковку. Кролики (что делают?) Грызут морковь;

• изучение действий, которые происходят сейчас и которые произошли уже ранее (изучается изменение глагола по времени). Постановка вопросов: что делать? Что делал? Названия действий по их демонстрацией: Саша рисует. - Что делает Саша? - Рисует. Ребенок заканчивает действие. - Что делал Саша? - Рисовал;

• объяснение детям того, что действие может сейчас и может уже произойти раньше. К действию, которая уже состоялась, ставим вопрос что делал? А слова - действия предметов меняют свою форму: пишет - писал, летает - летал и тому подобное;

• изучение действий, которые выполнялись предметами в прошлом (согласование глагола с существительным по родам). Постановка вопросов и подбор аналогичного действия, которую выполняют живые существа: петух (что делал?) Клевал; курица (что делала?) клевала; куры (что делали?) клевали;

• дополнить предложение словами - названиями предметов по словам - названиями действий ... писала письма (кто?); Писал письма (кто?) Писали письма (кто?).

Для развития связной речи по этой теме можно давать как грамматические упражнения, так и лексические. Особое внимание следует уделять объяснению многозначности слов (бежит ручей, человек, время).







































ГЛАВА 3. ПОСТЕПЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПО ТЕМЕ «НАЗВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ»



В отличие от введения понятия «названия предметов» тема «Названия действий» отрабатывается сначала на словах, указывающих на деятельность одушевленных предметов. Осознание детьми значений этих глаголов происходит легче, так как семантика последних близка представлениям школьников о самих действиях. Это глаголы движения, обозначающие трудовые и игровые процессы (бежал, строгал, бросал). Позднее вводят слова, обозначающие действия неодушевленных предметов (река течет, деревья растут), и, наконец, слова, называющие состояние, чувства, мыслительную и речевую деятельность человека (краснеть, радоваться, думать, рассказывать)[6].

О методике знакомства с данной темой говорилось выше. В процессе закрепления названий действий ученики тренируются в умении практически пользоваться различными грамматическими категориями глагола, такими, как число (2-й класс), время, род в прошедшем времени (3-й класс), лицо (4-й класс). Образование этих форм и употребление их в речи выполняются на основе речевых ситуаций, образцов, вопросов. В качестве одного из видов упражнений можно использовать редактирование в игровой форме. Например, Незнайка перепутал карточки со словами, в результате чего получились странные предложения: Он играли. Я бежишь. Они идет. Ты пишу. Учащимся следует помочь Незнайке правильно переставить карточки. В другом варианте игры учитель может произносить предложения с правильным или неверным согласованием. Дети одобряют их или исправляют ошибки, получая за верные ответы баллы либо игровые фишки [3].

В работе с названиями действий школьники вновь возвращаются к изученным формам имени: числу (2—4-й классы), роду (3—4-й классы). Для закрепления родовых окончаний глагола можно использовать следующий прием:

— Дима, иди к доске. Возьми мел. Что сделал Дима?

— Зина, теперь ты иди к доске. Тоже возьми мел. Что сделала Зина?

— Повторите слова, которые называют действия Димы и Зины. Запишите их. Дима напишет на доске название своего действия, а Зина — своего.

— О ком мы говорим «взял»? А о ком «взяла»? Сравните слова по буквам. Чем отличаются слова? Какую букву (окончание) мы прибавляем, когда говорим о девочке, о женщине? Выделите у себя в тетрадях это окончание: взял — нет окончания, взяла — окончание -а.

После разбора грамматических признаков рода выполняются упражнения с другими названиями предметов и действий.

В работе по данной теме некоторое место должны занимать упражнения с образными средствами языка, когда учащиеся сравнивают предложения: Девочка смеется. — Гриб смеется. Вместе с детьми устанавливается, в каком предложении говорится о том, что бывает в жизни, а в каком — о том, что бывает в сказке. Школьники сами пробуют составить предложения с названиями действий (опорные слова предлагает учитель) в том и другом значениях. На уроках чтения внимание школьников специально обращают на подобные сочетания. Умение замечать образные средства языка, использовать под руководством учителя слова с переносным значением, объяснять сказанное («Почему гриб смеется? Над кем смеется? Нарисуй смеющийся гриб») — это еще один путь формирования лингвистического отношения к слову, чувства языка, развития речи и мышления [3].









ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Таким образом, данная тема «слово» «название действий» выступает как одно из основных средств человеческого общения, описания действия предмета.

Во время изучения данной темы определяются основные функции, для чего служит эта тема для младших школьников:

  • средством оформления и выражения мысли,

  • коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой,

  • средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

     Важнейшее и даже главенствующее место темы «слово» «название действий предмета» определяется в учебном плане, и определяется ролью в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания и самосознания.

     От уровня преподавания методики по теме «слово» «действия предмета», во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., МГУ 2008.

2. Мисири Г.С., Габ С.П. Русский язык. М., Высшая школа. 2009.

3. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи в русском языке. М., Высшая школа. 2011.

4. Чеснокова Л.Д., Букаренко С.Г. Сборник упражнений по русскому языку. М., Высшая школа. 2008.

5. «Морфологические категории современного русского языка» И. Г. Милославский.М. «Просвещение» 2011г.

6. «О транспозиции временных форм глагола в русском языке.» К. А. Тимофеев.М. Е. Дворникова. М. 2011г.

7. «Очерки по стилистике русского языка.» А. Н. Гвоздев.Спб. 2009г.

8. «Кое что о глаголах.» Сергей Диденко.С.пб.2008г.

9. «Большой Энциклопедический словарь для поступающих» М. 2000г.К. А.Войлова, В .В .Леденева.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Методика обучения теме «Слово»: «Названия действий»

Автор: Зайцева Алёна Павловна

Дата: 16.01.2022

Номер свидетельства: 597932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Использование активных методов  обучения на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(77) "ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "135532"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416932686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Активные методы обучения в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(50) "aktivnyie-mietody-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "135538"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416932992"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Активные методы обучения "
    ["seo_title"] => string(29) "aktivnyie-mietody-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "135540"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416933094"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Игры на уроках как средство обучения английскому языку "
    ["seo_title"] => string(62) "ighry-na-urokakh-kak-sriedstvo-obuchieniia-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "216274"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432917070"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства