Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем | Приветствуют учителя | Л: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки |
Актуализация знаний | -Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется. Родной край – часть большой страны. -Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он потом не жил, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством. - Давайте дадим характеристику своему краю по плану: 1.Название. 2.Положение на карте. 3.Соседи. 4.Административный центр. Крупные города. -Называя соседей, что вы перечисляли? | Кемеровская область На юго-востоке Западной Сибири. На севере граничит с Томской областью, на северо-востоке с Красноярским краем, на востоке с республикой Хакасия, на юге на небольшом протяжении с республикой Алтай, на западе с Алтайским краем и Новосибирской областью. Административным центром и самым крупным городом является Кемерово, второй по величине город области Новокузнецк. -Это субъекты РФ. | Л: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу К: слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог |
Постановка учебной задачи | - Молодцы, сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. -А что мы будем изучать в путешествии, вы узнаете, вставив пропущенные буквы в слова. Каждая точка, соответствует пропущенной букве. П.В.Р.Н.СТЬ -Верно, это поверхность, а тема нашего сегодняшнего урока? -Россия - самое большое государство в мире по площади. Она отличается от других тем, что на ее территории встречаются практически все природные зоны и удивительные ландшафты. В путешествии по стране мы пройдем, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Увидим, как выглядит поверхность, откуда и куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница - карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность. -Сегодня мы с вами будем путешествовать по карте. -Какие виды карт вы знаете? -Сегодня мы с вами будем работать с физической картой | ПОВЕРХНОСТЬ Поверхность нашего края Физические, политические, карта полушарий | Л: развивать пространственное воображение, абстрактное мышление; формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки Р: формулировать тему и цель урока с помощью учителя; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем; определять и формулировать цель деятельности на уроке К: слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог П: научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала |
Открытие новых знаний | - Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф на территории России? - Покажите на карте равнины и плоскогорье России. - Каким цветом они обозначены на карте? - Где расположена территория нашего края? - Какие здесь встречаются формы рельефа? Да, большую часть территории области занимают горные массивы, но имеются равнины и котловины с плодородными почвами, что позволяет успешно вести сельское хозяйство. В настоящее время в Кемеровской области выделяется пять орфографических районов: Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина и часть Западно- Сибирской равнины (показываю на карт расположение) - Откройте рабочую тетрадь 67 и самостоятельно выполните задание 1, а затем вы прочитаете, что написали о поверхности нашего края. - Давайте вспомним, из каких частей состоит холм. - Гора тоже имеет подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? - Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте. (Можно подзывать учеников к карте) | На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы. Дети показывают на карте равнины и плоскогорья России. Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым. -Территория нашего края расположена на стыке Западно-Сибирской равнины и гор Южной Сибири. - Здесь встречаются холмистые равнины, возвышенности, горные хребты. -У холмов есть подошва, склон, вершина. -Гора и холм различаются высотой. Дети показывают горы на карте | Л: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу Р: определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем; соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения К: слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог, умение работать в парах П: научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала |
Применение полученных знаний | -А сейчас встаем из-за парт и выполняем движения вместе со мной. По равнине все пойдем Там цветочки мы найдем. Маки яркие, гвоздики, Васильки, ромашки В беленькой рубашке. Руки вверх, в кружок все встали Теперь холмиками стали. А сейчас пойдем к горам, Но овраг мешает нам. Быстро прыгнули вперед Кто к горе быстрей придет? На носочках потянулись До вершины дотянулись, Это горы, Это холм, На равнине мы живем - Скажите, а что встречается на равнинах? - Давайте откроем учебник на странице стр.104. и прочитаем его и ответим на вопрос, что такое балка и овраг? - Назовите причины появления оврага? - Давайте прочитаем, что можно сделать, чтобы остановить его увеличение? На стр. 106 –Предлагаю вам прочитать про необычные горы. (терриконы) на стр.108. - В чем их необычность? - Давайте откроем учебник на странице 107 и ответим на вопросы 2 и 3. И так прочитаете вопрос и подумайте - Откройте рабочую тетрадь на стр. 67 и самостоятельно выполните задание 2 и 3 затем мы с вами проверим | Овраг – это глубокая длинная рытвина на поверхности земли, с крутыми склонами. Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами. В том, что эти горы возникли с помощью человека Распахивают землю, сеют хлеб, сажают овощи, разводят сады. На пастбищах и лугах пасут скот и заготавливают сено, застраивают домами Охрана природы — одна из основных наших обязанностей. Природа дарит нам все свое богатство (материальное и духовное). А мы в свою очередь должны его расходовать разумно и аккуратно, потому что оно не бесконечно. Охранять природу-значит охранять жизнь | Л: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки Р: определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения К: слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог П: научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала |
Закрепление полученных знаний | - Предлагаю вам поработать в парах с кроссвордом «Узнай меня» 1. Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земли. 2. У меня есть подошва, пологий склон и невысокая вершина. 3. Я - гора, которую создал человек. 4. Строение земной поверхности. 5. Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. 6. Я – углубление земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарником. 7. Я – ровная, без гор и холмов земная поверхность. - И так ребята давайте проверим задание по презентации Поднимите руку если у вас нет ошибок, поднимите руку, если у вас одна или более ошибок | Овраг Холм Террикон Рельеф Гора Балка Равнина | Л: формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу Р: определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника К: слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог, умение работать в парах П: научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала |
Итог. Рефлексия | Наш урок подошел к концу. - Что мы сегодня узнали на уроке? -Какова поверхность нашего края? -Какой вред приносят овраги людям? -Что наиболее интересного было на уроке? -А сейчас ребята приготовьте свои цветные карандаши и поднимете карандаш красного цвета – если на уроке вы всё поняли и не возникло никаких затруднений, зелёного – если были затруднения при выполнении задания и в освоение новой информации. Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду. А сейчас запишите домашнее задние 1. Прочитать текст на с. 104—110 учебника. - Хочу отметить ребят, которые активно работали на уроки- - ( имена) Эти ребята, которые принимали участие в роботе урока, но не до конца себе раскрыли - А остальным ребятам советую быть по активнее на уроках | Отвечают на вопросы учителя Проводят рефлексию Записывают д.з. | Л: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки Р: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения К: слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалогП: научатся строить логическое высказывание; делать выводы из изученного материала |