Мастерская письма как средство развития умения использовать сравнения в речи
Мастерская письма как средство развития умения использовать сравнения в речи
В данной публикации описан опыт разработки 5 мастерских письма, в ходе проведения которых, создаются условия для формирования умения использовать сравнения в речи младших школьников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастерская письма как средство развития умения использовать сравнения в речи»
«Мастерские письма как средство развития умения использовать сравнение в речи»
Тухкина А.А.,учитель начальных классов школы №36 г.Петрозаводска
Большинство специалистов области развития речи признают, что в начальной школе уделяют недостаточное внимание работе над выразительностью и богатством речи. Именно в младшем школьном возрасте воспитывается способность наслаждаться художественным образом и словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его меткости и образности. Но начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности. Речевая работа должна носить практический характер. Учителя часто требуют, чтобы в письменных работах, особенно в сочинениях, средства выразительности активно использовались.
Сравнение — это важное изобразительно-выразительное средство языка и не учитывать этого нельзя. Оно способствует лучшему пониманию предмета, его сути, подчеркивает неповторимую особенность, индивидуальность предмета. Изучив особенности сравнения как средства художественной выразительности, мы сделали вывод: сравнение имеет огромный потенциал для развития речи в начальной школе. Однако, научить учащихся, как именно самому составить сравнение учителя стремятся не всегда. Задания, которые предлагаются школьникам в основном сводятся к поиску выразительных средств в готовых текстах, их комментированию и анализу.
Между тем, сначала необходимо раскрыть сущность сравнения как особого познавательно- эмоционального приема сопоставления явлений окружающей действительности, а затем создать условия для его практического усвоения в речи. Практический характер работы требует уроков практической направленности. Мастерские письма-одна из эффективных форм организации учебной деятельности школьников, которая в наибольшей степени учитывает природные особенности ребенка. Важная особенность мастерских-путь подражания, работа вместе с учителем. Именно в мастерской письма дети обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно выражать свои мысли. На занятиях, проведенных в форме мастерской письма, есть возможность активизировать как интеллектуальную, так и эмоциональную сферу личности ребенка.
Тематика мастерских была выбрана в соответствии с особенностями сравнения как изобразительно-выразительного средства. Темы мастерских письма были следующие: 1. Мастерская построения знаний «Что такое сравнение» 2. Мастерская построения знаний с элементами мастерской творческого письма «Учимся подбирать ассоциации» 3. Мастерская построения знаний с элементами мастерской творческого письма «Фразеологизмы с животными» 4. Мастерская построения знаний с элементами мастерской творческого письма «От отгадки к загадке» 5. Мастерская творческого письма «Сочиняем загадки»
На мастерских были использованы такие приемы, как наблюдение, сравнение, описание, сопоставление, поиск ассоциаций, обобщение. Все занятия включали в себя задания эвристического характера
Первая мастерская построения знаний «Что такое сравнение» была вводной. На этапе «Индуктор» учащиеся с закрытыми глазами представляли летнее небо, мысленно наблюдали за проплывающими облаками. Затем пробовали назвать облака другими словами, которые бы в той или иной мере говорили бы о признаках или свойствах этого предмета, обосновывая свое мнение. Это задание позволило включить эмоции детей в работу. После этого была проведена беседа о неиссякаемых возможностях русского языка. Было предложено сравнить 2 вида высказываний-одно без сравнений, второе со сравнениями, Л.Н. Толстого. Проанализировав, сделали вывод, что со сравнениями речь становится ярче, выразительнее. Далее была организована работа со стихотворением Р.Сефа «На свете все на все похоже». Затем ребята работали в группах с текстами разных жанров, в результате которой вывели способ выражения сравнения. На этапе творческой работы было предложено выполнить рисунок предмета и всего, на что он похож. Устно описывали, опираясь на свои рисунки, обосновывая свою точку зрения.
Вторая мастерская начиналась со стихотворения Т.Боковой «На что похоже солнце». Дети выписывали сравнения, добавляли свои, пытались описать солнце. Дальше была организована работа с ассоциативными гнездами. Группам были предложены слова-снег, арбуз, елка, котенок. Дети записывали все признаки данного предмета. Дальше центральное слово заклеивалось, карточка передавалась другой группе. Вторая группа получала карточку с уже заклеенным словом и работала уже с признаками, приписывала слова, отвечающие на вопрос «А что бывает таким же?». Вывод-получаются сравнения. В группах ети пробовали составить предложения или тексты с получившимися сравнениями.
Третья мастерская была посвящена фразеологизмам с животными. В начале дети отгадывали фразеологизмы по картинкам, затем вспомнили, что это такое. Вспомнили случаи, когда в речи можно использовать фразеологизмы. Далее дети получали конверты со словами и картинками, была организована групповая работа. Нужно было изучить слова и картинки и предположить, как они могут быть связаны и объединить их. После этого сделали вывод, что получили зооморфизмы. Вместе вывели слово-помощник «как». Далее в совместной работе был проведен анализ фразеологизмов, из каких частей состоят, какую оценку несут. После этого дети заполняли таблицы: 1 столбик -качества человека, 2 столбик –животное, которое может ассоциироваться с этим качеством. На этапе творческой работы необходимо было придумать 4 своих выражения, которое возможно потом станут устойчивыми. Можно было выбрать другие качества человека и других животных, использовать свои ассоциации, можно было придумать фразеологизм противоположный известному.
Четвертая мастерская была посвящена загадкам. Сочиняя загадки, дети учатся сравнивать, проводить аналогии, видеть сходство и различие. Дети становятся более сообразительными, работа с загадками помогает почувствовать образность родного языка. Суть мастерской заключен в названии- «От отгадки к загадке». Задачи-познакомить с природой загадок и со скрытым сравнением(метафорой). На первом этапе мастер загадал детям загадку про радугу, после этого дети молча, нарисовали отгадку у себя на листочках. Далее обсудили, по каким словам, догадались, записали слова, какими еще можно описать радугу, ассоциации с этим словом. Затем мастер предложил записать ассоциации с цветами радуги. На каждый цвет были записаны\зарисованы предметы-ассоциации по цвету. При этом дети закрывали глаза, называли вслух цвет, затем записывали или зарисовывали тот предмет, который представили. После этого была проведена беседа о загадках, в ходе которой было предложено порассуждать над выражением: «Загадка не отгадывается сама, надо попробовать силу ума». Рассмотрели из чего состоит загадка, что нужно, чтобы ее отгадать. Для работы в группах участники получили загадки, где необходимо было написать отгадку и подчеркнуть слова, которые помогли это сделать. После того, как все группы отчитались, а отгадки был вынесены на доску, дети обнаружили, что отгадки одинаковые. Проанализировав цепочки слов, которые получились, дет сделали вывод, что одно слово можно сравнить с разными предметами и явлениями, тем самым создав новые образы. После этого цепочки были дополнены своими сравнениями. На этапе творческой работы детям было предложено составить «загадочные предложения», зашифровав слова, связанные с зимой, используя сравнения и метафоры.
Заключительная мастерская была также посвящена сочинению загадкам и была разработана по технологии А.Нестеренко, описанной в книге «Страна загадок». Цель-научить создавать творческие работы в жанре загадки, продолжать знакомить со скрытым сравнением. На первом этапе дети работали словом (придумали сами)«замок», на каждую букву слова «загадка» нужно было подобрать предмет или явление, на которое похож замок или с которым можно сравнить(здесь можно поработать и с формой букв). Затем мастер загадал загадку о «Теремке». Было предложено вспомнить героев сказки, путем отгадывания анаграмм. После этого учащимся было предложено описать медведя, не называя его. Сделали вывод, что из описаний получилась загадка. После этого была организована работа в группах с таблицами.
Таблица 1: Какой? Что бывает таким же?
Таблица 2: Что делает? Что(кто) делает также?
Таблица 3: На что похоже? Чем отличается?
Заданием было-описать ежика. После афиширования сделали вывод, если добавить слова-помощники «как» и «но не», получатся загадки. На этапе творческой работы дети составляли свои загадки по любой из понравившихся таблиц. После этого дети с удовольствием поучаствовали в Аукционе загадок
Вывод: проведение уроков в форме мастерской письма способствует развитию умения использовать сравнения в речи учащихся, что напрямую повлияет на повышение качества письменных работ.