Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим Ребята, сели все красиво, правильно! Давайте посмотрим на слова, которые написаны на доске, прочитаем их. Тюльпан, подарок, мимоза, ласка, любовь, март, солнышко. — О чём вы подумали, услышав их? С каким событием и с кем они связаны? (мама, 8 Марта). — А почему я вместе с другими словами произнесла слово солнышко? (Высказывания детей). Скажите, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о маме) Дома вам было задано выучить стихотворение о маме или подготовить пересказ рассказа о маме. Давайте проверим, как вы подготовились. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, Мыло Мила уронила. Прочитайте скороговорку. - Скажите, о чем в ней говорится. - Давайте прочитаем скороговорку шепотом. - вполголоса. - громко. - а сейчас давайте прочитаем ее так, как мы читаем скороговорки. Читаем все вместе. - сейчас прочитайте еще раз скороговорку про себя быстро, а затем вы прочитаете ее мне каждый. Готовьтесь. От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. Мы любим ее, Как хорошего друга, За то, что у нас С нею все сообща, За то, что, когда Нам приходится туго, Мы можем всплакнуть У родного плеча. Мы любим ее и за то, Что порою Становятся строже В морщинках глаза. Но стоит с повинной Прийти головою - Исчезнут морщинки, Умчится гроза. За то, что всегда Без утайки и прямо Мы можем доверить Ей сердце свое. И просто за то, Что она – наша мама, Мы крепко и нежно Любим ее. - о чем говорится в стихотворении? - за что мы любим маму? - кто для нас мама? - какое значение она для вас имеет? Посмотрите, на доске написана пословица. Прочитайте ее. При солнышке тепло, при матери добро. — Посмотрите, даже пословица согласна с вашими высказываниями. — Чем же похожи мама и солнышко? (Солнце прикреплено к доске) Обратите внимание на выставку книг. Прочитайте их названия, фамилии авторов. Давайте дадим нашей выставке название, используя строки из стихов, пословицы или предложите свой вариант. (предлагают) Ребята, а я придумала такое название. Прочитайте его. Давайте друзья потолкуем о маме. Мама – самый дорогой на свете человек. Нам всегда нужны её ласка и забота. Мама всегда поймёт своего ребёнка и простит. А дети должны не только получать материнскую любовь, но и уметь заботиться о родном человеке. Сейчас ребята, я вам прочитаю рассказ М. Скребцовой, который называется «Мамино сердце». Вы его внимательно прослушайте, а затем вам необходимо ответить на вопрос: Как помогает материнское сердце березкам? сейчас давайте попробуем объяснить слова, которые нам встретятся в рассказе, которые вам могут быть непонятны. тонкоствольные – березки с тонким стволом. раскидистые ветви – широкие палящее солнце – жаркое. итак, сейчас я вам читаю, а вы слушаете. Затем будете отвечать на вопросы по тексту. - расскажите, что случилось с мамой березкой? - предположите, как будут березки жить без мамы? - скажите, какова главная мысль этого рассказа? (материнское сердце не перестанет никогда биться) - Как вы думаете, почему мамы всегда защищают своих детей? - Как помогает материнское сердце березкам? - посмотрите на доску. Это материнское сердце. Перечислите, какие сокровища в нём живут? (доброта, ласка, верность, самопожертвование,…..) — Расскажите об одном из сокровищ. Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом – наоборот: Будет вправо поворот, Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок! Раз, два, три, четыре, Руки выше, плечи шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись У вас на партах лежат листочки с рассказом «Мамины руки». который написал Б.Емельянов. Сейчас вы самостоятельно будете читать этот рассказ, но для начала давайте разберем слова, которые вам встретятся в данном рассказе. шершавенькие руки – руки, на которых от работы появляются трещинки. полотно – ковры. сноровиста – тяжелый характер. сейчас вы читаете этот рассказ, а как прочитаете, вам нужно ответить на вопрос: Чему учит рассказ? - скажите, о чем этот рассказ? - Чем девочка обидела маму? (сказала, что у нее жесткие руки) - Почему же бабушка сказала, что у мамы “золотые руки”? как вы понимаете это выражение? (мама все умеет: она и работает, и готовит, и шьет, и вяжет) - как вела себя Маша по отношению к своей маме? (грубо, капризничала, обижала ее своими словами) - правильно ли она себя вела? (нет) А что очень хорошо делают ваши мамы, расскажите. - Какова главная мысль этого рассказа? (мамины руки – золотые, они все умеют делать, но остаются самыми нежными, ласковыми) - Дайте совет, как надо жалеть маму. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. На свете все сыщешь, кроме отца и матери. Лучше матери друга не сыщешь. При солнышке – тепло, при матери – добро. Без матушки родной и цветы не цветут. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Сердце матери лучше солнца греет. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, оберегает. Поиграем в игру “Мамочка”. Я задаю вопросы, а вы отвечаете хором “Мамочка!”. Только дружно и громко. Кто пришел ко мне с утра? Кто сказал: “Вставать пора?” Кашу кто успел сварить? Чаю в чашку кто налил? Кто косичку мне заплел? Целый дом один подмел? Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? А сейчас посмотрите у вас на партах лежат листочки со стихотворением С. Михалкова «А что у вас?». Сейчас вы прочитаете это стихотворение и скажете, какова главная мысль этого стихотворения? давайте прежде чем начать читать стихотворение, разберем трудные слова, которые встретятся вам в этом стихотворении. чердак - верхнее нежилое помещение палат или хором под скатной кровлей корь – болезнь бульвар – улица. Сейчас читаете стихотворение, а затем ответим на вопросы по содержанию стихотворения. Какова главная мысль этого стихотворения? Прочитайте строчки из стихотворения наизусть. (мамы разные нужны, мамы всякие важны) - А кем работают ваши мамы? - скажите, а важно ли кем работает мама? (нет, важно то, какие чувства она вам отдает) Сегодня мы поговорили о маме. - скажите, с произведениями каких авторов мы сегодня поработали на уроке? - как мы должны относить к маме? - какие стихи или рассказы тронули ваше сердце? почему? - скажите, чья мама лучше всех? - так вот, ребята, для каждого из нас, наша мама лучше всех, поэтому давайте закончим наш урок такими словами: «Наши мамы лучше всех!» Дома вам нужно будет найти любимую книгу, сделать ей рекламу и знать содержимое сказки. Рекламу делаете таким образом, чтобы остальным ребятам, кто эту книгу еще не читал, захотелось ее прочитать. Открываем дневники, записываем домашнее задание. Урок на этом окончен! Готовьтесь к следующему. |