Тема: птичий двор
Цель: развивать лексико-грамматические представления по теме «Домашние птицы»
Задачи:
-актуализировать предметный и глагольный словари по теме «Домашние птицы»;
-закрепить умение образовывать существительные, обозначающие детенышей животных с помощью суффиксов –ОНОК, -ЁНОК;
-закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;
-закрепить умение согласовывать имена существительные с количественными числительными два и пять;
-закрепить умение употреблять имена существительные единственного числа в родительном падеже.
Лингвистический материал:
Задание 3
У петуха с курицей - цыпленок.
У гуся с гусыней – гусенок.
У селезня с уткой – утенок.
У индюка с индюшкой – индюшонок.
Задание 5
(гусиное, петушиное, куриное, утиное, индюшиное).
Задание 6
Один петух, два петуха,…, пять петухов.
Один индюк, два индюка,…, пять индюков.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна курица, две курицы,…, пять куриц.
Оборудование: волшебная палочка, перья, мяч, наглядный материал по теме «Домашние птицы», аудиозаписи «голоса домашних птиц», песня «Танец маленьких утят».
I Организационный момент
Здравствуйте, Ребята! Сегодня вы будете путешествовать, а поможет вам в этом волшебная палочка (показ «волшебной» палочки). Закройте все глаза и считайте до трех. Открывайте глаза. Где это вы? Посмотрите, что это? (перья)
Ребята, волшебная палочка отправила вас на птичий двор.
II Основная часть
Актуализация предметного словаря по теме «Домашние птицы»
1.Отгадав загадки, вы узнаете, кто же живет на птичьем дворе.
- Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
- Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
- Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)
(после того, как дети называют отгадку, на доске появляется картинка конкретной птицы)
Ребята, а как назвать одним словом жителей птичьего двора? (домашние птицы)
Актуализация глагольного словаря по теме «Домашние птицы»
2.Ребята, послушайте внимательно (звучат аудиозаписи с голосами домашних птиц).
Кто так голос подает? Что он(она) делает?
(Петух кукарекает, гусь гогочет, индюк болбочет, утка крякает, курица кудахчет)
Закрепление образования имен существительных, обозначающих детенышей домашних птиц
3.Ребята, на птичьем дворе очень много детенышей – птенцов домашних птиц. Вспомните, как их зовут (игра с мячом)
У петуха с курицей - цыпленок.
У гуся с гусыней – гусенок.
У селезня с уткой – утенок.
У индюка с индюшкой – индюшонок.
4.Физминутка
Ребята, а как называют птенцов селезня и утки? Правильно, утята. Сейчас все станцуют танец маленьких утят (сначала вспоминают движения, затем звучит песня «Танец маленьких утят», и дети вместе с логопедом танцуют).
Закрепление образования притяжательных прилагательных
5.Ребята, возьмитесь за руки по двое и прогуляйтесь по птичьему двору.
Посмотрите, пока вы танцевали каждая птица обронила перо. Определите, кому принадлежат эти перья (гусиное, петушиное, куриное, утиное, индюшиное).
(Логопед показывает перо и картинку к нему)
Закрепление согласования имен существительных с количественными числительными два и пять
6.Игра “Поиграем - посчитаем”.
Ребята, на птичьем дворе много домашних птиц. Посчитайте их до пяти.
Я начинаю считать, а вы продолжайте (игра с мячом)
Один петух, два петуха,…, пять петухов.
Один индюк, два индюка,…, пять индюков.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна курица, две курицы,…, пять куриц.
III Итог
Ребята, волшебная палочка подает сигнал (мигает), что вам пора отправляться в детский сад. Закройте все глаза и считайте до трех. Открывайте глаза. Вот вы и в детском саду.
Ребята, где вы сегодня были? У кого вы были в гостях? (ответы детей «у петуха, у курицы, у утки и т.д.)
Выполнила:
учитель-логопед
ГБУ ЦППМСП
м.р. Безенчукский
Самарской области
Калмыкова Т.А.