Актуализация знаний. | - Наш урок мы с вами начнём с речевой разминки, которая представлена на слайде. Речевая разминка. - Прочитайте сначала про себя, а потом подготовьтесь читать вслух все вместе. - Сейчас мы с вами прочитаем на одном выдохе слоги: На – на – на – наконец пришла весна. Ло – ло – ло – на улице тепло. Ка – ка – ка – разлилась наша река. Ель – ель – ель – с крыши капает капель. Чьи – чьи – чьи – на улице ручьи. Ождь – ождь – ождь – льет весенний дождь. - О каком времени года идет речь? - Даём полный ответ. - Правильно. А какие слова - помощники вам помогли в ответе на данный вопрос? - Верно. Молодцы. - Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, название которого вам предстоит сейчас узнать. - Итак, работать будем в парах. Задание будет называться «Расшифруй слово». - На столах у вас лежат карточки, вам нужно будет зачеркнуть ненужные буквы и у вас получится название раздела. - Прочитайте, какое название раздела у вас получилось. Как вы его понимаете? - Предположите, что мы будем изучать в данном разделе? Чему учиться? Чему научимся? - Ребята, а где можно проверить наши предположения? - Правильно. - Откройте учебник на с. 73. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе. Зачитайте. - Чему мы будем учиться? - Верно. Молодцы. - Пришло время определить цели нашего урока. Для этого необходимо сопоставить карточки со словами. (Работа возле доски.) - Правильно. | Читают про себя, затем вслух. - Речь идёт о весне. - Нам помогли такие слова как: пришла, тепло, разлилась, капает капель, ручьи. - Люблю природу русскую. Весна. Ответы детей. Дети делают предположения. - В учебнике. - Мы будем учиться читать стихотворения выразительно, передавать настроение с помощью голоса, интонации; Наблюдать за жизнью слова, представлять картины весенней природы; Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Соединяют стрелочками слова. - Познакомиться с новыми стихотворениями. - Развивать речь, мышление, выразительное чтение. - Воспитывать в себе любовь к природе. | Ф П Ф | Л Р Пр |
Открытие новых знаний. | - А сейчас, мы с вами послушаем отрывок музыки из произведения П. И. Чайковского «Весна». Сядьте удобно, приготовьтесь к прослушиванию. - Что вам представилось во время прослушивания? - Ребята, какое время года сейчас наступило? - А какие признаки весны вам известны? -Какие праздники отмечают все люди весной? -Как называются весенние месяца? -А какие первые цветы появляться, когда сходит последний снег? Внимание на слайд. -Сейчас я вам прочитаю текс о весне, вы послушайте внимательно и скажите, о каких признаках весны говорится в тексте. - Как автор относится к весне, докажите словами из текста. Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат. Сколько звуков, ярких красок! Весной всего прибавляется. Появляются цветы, листики на деревьях, птенцы… Весной хочется писать стихи. Иногда сами собой вспоминаются строки: «Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят. Поэты не только видят и чувствуют красоту природы, но и передают в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. -Что вы узнали из этого текста, как называет автор весну? - Верно. -О каких весенних признаках говорит автор, перечислите их. -Что еще весной происходит с людьми? - Правильно. Вот и мы с вами сейчас погрузимся в поэзию. - Но для начала вспомним, что такое стихотворение? - Предположите, что может передавать стихотворение? - Верно. Читая стихи, мы радуемся и переживаем вместе с поэтами. В одних стихотворениях строки звучат плавно, напевно, как красивая музыка. В других ритм резкий и напряжённый. - Давайте прочитаем стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злиться» и проанализируем его. - Назовите главных персонажей этого стихотворения. - Почему их имена написаны с большой буквы? - О чём это стихотворение? - Давайте посмотрим, что хотел показать нам автор стихотворения. - Давайте найдём олицетворения и эпитеты в стихотворении. - А теперь давайте пронаблюдаем за настроением. - С чем олицетворяет образ весны автор. - Я вижу, вы устали и сейчас мы с вами отдохнём. - Сядьте удобно, закройте глаза. Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело - Приступаем к дальнейшей работе. - Поэты видят и чувствуют красоту природы, они передают это в стихах, в своих строчках. - Вам нравится весна? Почему? -А, что вы чувствуете, когда выходите весной на улицу? - Почему весна самое радостное время года? - А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, когда появляются первые теплые лучики солнца, весна воды, когда все начинает таять и весна травы, когда мы видим, что пробивается первая травка и на улицах все зеленеет. (на слайде) -Так же о весне писали не только рассказы, стихотворения, но и загадки. А кто знает, что такое загадка? - Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и определять слова признаки, который нам помогают с ответами. - Давайте прочитаем первую загадку: 1.Прилетает к нам с теплом Путь проделав длинный Лепит домик по окну Из травы и глины. -Кто догадался, кто это? -А теперь давайте найдем с вами в этой загадки слова-помощники, которые нам помогли догадаться, что это ласточка. -Читаем следующую загадку: 2.Из-под снега Вышел друг И весной запахло вдруг -Что это? -Молодцы, а какие слова вам подсказали, что это подснежники? - Давайте отгадаем следующую загадку: 3.Эти маленькие бочки, Распечатает весна, А пока в них спят листочки И растут во время сна. -Что же это, кто догадался? -Хорошо, какие слова-помощник помогли вам отгадать? -Молодцы, а почему автор сравнил почки с бочками? -Теперь нам осталось отгадать с вами последнюю загадку: 4.Я от солнца плачу! Не могу иначе? -Что это? - Какие слова вам помогли догадать о том, что это сосулька? -Верно, вы отгадали все загадки и хорошо потрудились. - А сейчас вам самим нужно будет придумать загадку про весну и сделать к ней рисунок. Загадку записать в рабочую тетрадь. Работать будем в группах по 4 человека. | Слушают произведение Чайковского. - Нам представилось во время прослушивания пробуждение весны, первые проталины и т.д. - Весна. - Солнечный день, появление почек, зеленых листов на деревьях, первые весенние цветы. - Первый день весны, день смеха, праздник весны и труда, день Победы советского народа в Великой Отечественной войне. - Март, апрель, май. - Подснежники, медуница, нарцисс, фиалка. Слушают и следят за текстом. - Самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. - Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат, появляются цветы, листики на деревьях, птенцы. - Весной хочется писать и читать стихотворения. - Стихотворение - это поэтическое произведение сравнительно небольшого размера. Строки в стихотворении расположены особым образом. В окончаниях строк мы слышим созвучия, рифмы. Ударение в словах чередуются определённым образом, и создаётся ритм. - Стихотворение передаёт чувства, переживания поэта. - Зима и Весна. - Потому что о них говориться, как о живых. - Как пришла Весна, а Зима злиться и не хочет уходить. Тема – борьба зимы и весны как символ вечного противостояния уходящего и нового, неизбежная победа юности. - Эпитеты: ведьма злая, прекрасное дитя. Олицетворения: зима...злится; прошла её пора; весна...стучится и гонит со двора; зима ещё хлопочет и на Весну ворчит; та...хохочет и пуще лишь шумит; умылася в снегу. - Стихотворение проникнуто радостным, воодушевленным настроением. Всё живое с улыбкой встречает долгожданную весну, а зиму «нудит вон». С приходом весны не только возрождается окружающий мир, но и душа человека. На сердце становится радостно, легко. - Весна, олицетворение всего живого, юного, побеждает «злую ведьму» зиму, которая связана с чем-то мрачным, неживым. Выполняют физминутку. - Нам нравиться весна. С приходом весны становится тепло, прилетают птицы с юга, появляются почки на деревья и т.д. - Природа просыпается. Рассматривают иллюстрации. - Загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать Читают загадки по цепочке. - Ласточка. - Словами-помощниками являются: Прилетает с теплом, домик под окном. - Подснежник. - Из-под снега вышел, весной запахло. - Почки. - Маленькие бочки, распечатает весна, спят листочки, растут во время сна. - Потому что они похожи по рифме. - Сосулька. - Плачу от солнца. Придумывают загадку и рисуют рисунок. После зачитывают получившуюся загадку. | Ф Ф Ф П | П Л Пр Пр |
Применение знаний. | - Ребята, обратите внимание на слайд, если посмотреть на картины, в общем, то какая картина здесь лишняя? Почему? -Действительно, лишняя оказалась картина, где изображено зимнее время года. Эта картина называется «На севере диком», ее написал известный художник – Иван Иванович Шишкин, в детстве он очень любил рисовать. Отец ему читал много книг, часто бывал с сыном на природе и поощрял в мальчике любовь к рисованию. Когда Иван вырос, он поступил в Академию художеств, где был одним из самых лучших учеников. -Обратите внимание на картину И. И. Левитана «Весна – большая вода». -Какое время года изображено на картине? По каким признакам мы видим, что это весна? -Кто знает, как называется явление природы, которое изобразил художник? -А кто скажет, почему вода кажется голубого цвета? -Что еще можно сказать о воде, глядя на картину? -Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, какими красками пользовался художник, рисуя эту картину. На картине «Большая вода» изображена ранняя пора весны. Это время, когда тает снег, птички прилетают и поют песни, расцветают первые цветочки, деревья только готовятся к появлению листьев. Художник использовал яркие краски, которые подходят весенней погоде и повышают контрастность картины. Исаак создал такую атмосферу весны, что когда смотришь на картину, мгновенно представляется целостный облик весны. Автор картины подобрал цвета и оттенки, подходящие для описания весны. Ранней весною, когда выходишь на улицу, сразу замечаешь яркий свет солнца и великолепие погоды. Левитан писал картину с помощью оттенков коричневого, голубого цветов. Исаак выбрал также белый цвет, чтобы показать чистое небо и то, что погода становится лучше. Картина рисовалась с помощью оттенков желтого цвета, которые тоже придавали контраста, яркости. -А теперь обратите внимание на следующую картину В. Н. Бакшеева "Голубая весна". - Опишите эту картину с использованием средств художественной выразительности. - А сейчас мы с вами сделаем синквейн на тему «Весна». Работать будем в парах. Несколько пар зачитают свой получившейся синквейн. (алгоритм на слайде) | -Картина, на которой изображена зима лишняя, потому что все остальные отображают весну. - Весна. - Половодье, разлив. - Небо отражается в ней. - В ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная. - Неяркими, размытыми, акварелью. -В этой картине очень хорошо передано весеннее пробуждение природы в березовом лесу. Здесь чувствуется теплый и душистый воздух. Снега нет, земля почти просохла. Пахнет только прелым листом. Кое-где пробивается зеленая трава. Так и кажется, что кругом раздается пение птиц. Причудливо выглядят на голубом фоне неба ажурные с распустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет. От берез тянутся голубовато-лиловые тени. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Какую радость вызывает это пробуждение природы! -Теперь вы понимаете, что не только поэты могут передать красоту весны, но и художники. | Ф П | К |