Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности
Планируемые результаты
Предметные:
научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами
из текста
Метапредметные:
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения
Личностные:
пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
Психологически настраивает учащихся класса на урок
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя
Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
II. Проверка
домашнего задания
Вот новый день и новый час,
Урок литературного чтения новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.
– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)
- Как он относится к людям?
Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.
- Что помогают понять эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)
- Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?
- А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы. На работу вам даётся 4 минуты.
- Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным ответом.
«Акула», «Прыжок»
Выполняют тестовые задания
Самопроверка
Владеют логическими действиями.
Анализируют содержание рассказов.
Осуществляют самопроверку.
III. Постановка учебной задачи / Разминка
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
- А сейчас прочитайте стихотворение про себя
Бедная собака – бросили её Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед неё, бедной, Нет уже дорог.
– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему?(Ответы детей.)
– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.
Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».
- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)
- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).
Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.–
- Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?
– О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.)
– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
– Что означает слово «быль»?
– Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
Читают стихотворение
Читают стихотворение про себя
Чтение стихотворения хором
Беседа
Прослушивание
Читают название.
Рассуждают о содержании произведения.
– Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.
Владеют логическими действиями.
Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
Высказывают свое мнение.
III. Изучение нового мате-
риала. 1. Первичное восприятие
текста.
2. Словарная
работа
– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».
– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?
Прослушивание записи рассказа
– Понравился рассказ?
– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
– Смысл каких слов вам был непонятен?
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла– умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?
– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
– Какой эпизод показался вам самым напряженным?
– Назовите главных героев были.
– Где происходит действие?
– Было ли вам кого-нибудь жалко?
Физкультминутка
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)
Внимательно слушают.
Делятся своими впечатлениями.
Определяют совместно
с учителем толкование слов.
– О любви и привязанности животных друг к другу.
– Печаль, грусть, тревогу.
– Лев и собачка.
– В зверинце.
Выполняют физкультминутку
Принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Владеют навыками работы со справочной литературой.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
IV. Продолжение работы над темой.
Анализ произведения
Работа в парах
(составить диалог героев)
- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.
- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. – Ему стало её жалко, она ему понравилась.
- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.
Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…
– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.
Составляют диалог животных при первой встречи
Работа с иллюстративным материалом
– Как лев относился к собачке?
– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)
Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? – Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку
Как выглядят животные? – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? – Дружба животных. Нам вместе очень весело.
– Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.
– Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.
– В дружбу.
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)
– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)
– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)
- Отчего лев умер? – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
– Собачка заболела
и умерла.
– Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
– Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться
в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.
Высказывают свое мнение.
Работа в группах
1, 3 группа – сочинить четверостишье про животных по рассказу.
а) “Лев и собачка друзья лучших лет, Лев и собачка прекрасный дуэт. Дружат они без ссор и без драк, Любит лев собачку так”
б) Лев и собачка хорошие друзья, Им расстаться никак, никак нельзя. А через год собачка умерла, Зачем и почему? Лев спрашивал себя. И от тоски он погубил себя.
2, 5 группа портрет героя – льва
3, 6 группа портрет героя – собачки
– Какой конец в этой истории? (Печальный.)
– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…
– Кого вам сейчас жалко? Почему?
– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?
Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
Отвечают на вопрос.
Полно и точно выражают свои мысли
V. Домашнее
задание
- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?
Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Выполнить задание в рабочей тетради, с. 40
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Осуществляют поиск средств достижения цели
VI. Итог урока.
Рефлексия
-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.
- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?
Какова была цель писателя?
(ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...)
Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.)
- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
• Я узнал…
• Я научился…
• Мне понравилось…
• Новыми знаниями я смогу поделиться…
Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!
Делают выводы и обобщения.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности
Формулируют ответы на вопросы.
Владеют навыками самоанализа
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б.Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б.Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б.Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б.Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б.Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б.Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.
3. Когда отца охватил страх?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
А. Его сковал страх за детей, за сына.
Б. Ему было все равно, что происходило в море.
5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
6. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
7. Когда мальчик опомнился?
А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.
Б. Когда открыл глаза.
8. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»