Цель: научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в прцессе лепки, формировать у детей приемы лепки из соленого теста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, сегодня мы с вами будем лепить сказочную радужную рыбу из солёного теста.
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
В последние годы лепка из соленого теста вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Сейчас ценятся экологически чистые изделия, особенно, сделанные своими руками.
Рецепт солёного теста:
1 неполный стакан соли;
2 стакана муки;
1 неполный стакан воды.
Приготовление цветного теста:
Для этого отделим небольшой комочек теста, возьмём капельку жёлтой гуаши или зелёной (ваш выбор). После этого хорошенько помните комочек, чтобы цвет стал ровным. Возможно, тесто станет более жидким и начнёт немного прилипать к рукам. Обваляйте в муке два – три раза, каждый раз разминая. Тогда тесто возьмёт муки столько, сколько надо – вы точно не переборщите.
Окрашивать лучше в перчатках: потом, во время работы, краски уже не будут так сильно пачкать руки, как сейчас.
3. Планирование работы.
- Дети, сначала вы должны вылепить саму рыбу. Подумайте, какая она у вас будет? А для её выполнения мы с подготовили подробный мастер-класс по ее изготовлению.
Раскатываем шарик теста и затем с помощью скалки расплющиваете его
С помощью пальцев делаем рыбе хвост (защипыванием)
С помощью колпочка от ручи - рот
Лепим глаза, рот, чешую и прикрепляем их к рыбе с помощью кисточки, смоченной водой.Рисунок чешуи наносим с помощью колпочка от фломастера и других подручных инструментов.
Скатываем тонкие «колбаски» и помощью кисточки и воды крепим(прищипываем) их рыбе на хвост.
Готовую рыбу отправляем на сушку до следующей недели!
4. Инструктаж по правилам лепки.
Основные приёмы лепки.
Раскатывание.
Скатывание.
Сплющивание.
Защипывание.
Прищипывание.
5.Подготовка рабочих мест.
- Прежде чем начать работу, необходимо приготовить рабочее место.
- Содержите в чистоте и порядке рабочее место.
- После работы уберите инструменты и материалы.
6. Практическая работа.
Выполнение заготовительных и сборочных операций (под руководством учителя). Оказание индивидуальной и фронтальной помощи учащимися.
7. Итог занятия.
При оценке изделий учитывается точность передачи формы. Отличается изменение и дополнение в изделиях, которые придумывают дети.
Обобщающая беседа. – Ребята, вот и закончился наше занятие. На следующем занятии мы продолжим работу с нашей рыбой и будем ее раскрашивать.
Каким способом мы лепили с вами?
Как вы соединяли детали?
Какие основные приёмы лепки вы использовали?
8. Уборка рабочих мест.
Занятие №2
Тема:Лепка из нескольких частей «Рыбка» (соленое тесто)
Цель:
учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено
формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур
развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы
развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета
Задачи – совершенствовать приёмы лепки конструктивным способом; обогащать и закреплять приёмы восприятия и умения передачи формы и строения предметов;
- воспитывать такие положительные качества, как доброта, смелость; воспитывать бережное отношение к материалу, самостоятельность и терпение;
- развивать внимание, воображение, психомоторику.
Оборудование: высушенная рыба из соленого теста, акварельные или гуашевые краски, стакан с водой, палитра, доска, кисточка, бумажные салфетки.
Ход урока:
Орг. момент.
а) Проверка готовности учащихся к уроку
б) Сообщение темы и цели урока.
2. Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня мы с вами будем разукрашивать сказочную радужную рыбу из солёного теста.
Нет более универсального материала для живописи, чем акварель. Акварельные краски состоят из порошкового пигмента, смешанного с водой и связующим веществом. Благодаря последнему краска «прилипает» к листу бумаги. Связующие вещества бывают разными. Чаще всего это гуммиарабик, реже - мука, яичный белок или яичный желток, животный клей или казеин. Чтобы краски сохли медленнее, в них иногда добавляют мед или глицерин.
Акварельные краски - не новомодное изобретение. Еще в Древнем Египте ими раскрашивали папирусные свитки. В Китае и Японии в далекой древности писали такими красками на рисовой или шелковой бумаге. В Европе эпохи Возрождения акварельные краски нашли применение во фресковой живописи, ими работали по влажной штукатурке. Иллюстрации в пергаментных манускриптах тоже были нередко акварелями. Альбрехт Дюрер (1471-1528) создавал акварельные пейзажи, а Антонис Ван Дейк (1599-1641) и Питер Пауль Рубенс (1577-1640) писали такими красками и законченные картины. Рембрандт (1606-1669) часто украшал цветными пятнами акварели свои рисунки.
Первый подробный перечень акварельных красок приведен в трактате о миниатюрах, написанном приблизительно в 1630 году Эдвардом Норгейтом. Автор перечисляет 24 пигмента, которые можно было купить в аптекарских лавках. Все эти пигменты делались из природных материалов. Норгейт указывает, что их следует растирать в порошок и смешивать с гуммиарабиком и сахарным сиропом, «дабы они при высыхании оставались ровными и гладкими».
В XVIII веке в больших европейских городах появились мастера, специально составлявшие краски для живописи. С этого момента стало стремительно расти число доступных пигментов. Сухие акварельные краски, которые можно было носить в коробке и разводить водой на месте, впервые были выпущены в Англии около 1780 года. Акварельные кисти в старину делали из оленьей шерсти, меха лисицы, кролика и даже крысиных усов.
3. Планирование работы.
- Дети, сначала вы должны подобрать цвета для вашей рыбы. Отдельные цвета можно смешивать на палитре. Выбираем фон тела. Закрашиваем все, особенно обращая внимания на углубления.
4. Инструктаж по правилам разукрашивания.
5.Подготовка рабочих мест.
- Прежде чем начать работу, необходимо приготовить рабочее место.
- Содержите в чистоте и порядке рабочее место.
- После работы уберите инструменты и материалы.
6. Практическая работа.
Выполнение разукрашивания (под руководством учителя). Оказание индивидуальной и фронтальной помощи учащимися.
7. Итог занятия.
Обобщающая беседа. – Ребята, вот и закончился наше занятие. На следующем занятии мы продолжим работу с нашей рыбой, покроем ее лаком и будем крепить на основу. Продумайте какие материалы нужны вам для окончательной отделки рыбы.
8. Уборка рабочих мест.
Занятие №3
Тема:Лепка из нескольких частей «Рыбка» (соленое тесто)
Цель:
учить покрывать изделие из соленого теста лаком, которое было разукрашено на предыдущем занятии и тщательно высушено
продолжить формировать навыки аккуратности при лакировании готовых фигур
развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы
продолжить развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета
Задачи – совершенствовать приёмы лепки конструктивным способом; обогащать и закреплять приёмы восприятия и умения передачи формы и строения предметов;
- воспитывать такие положительные качества, как доброта, смелость; воспитывать бережное отношение к материалу, самостоятельность и терпение;
- развивать внимание, воображение, психомоторику.
Оборудование: высушенная и разукрашенная рыба из соленого теста, акриловые краски, стакан с водой, палитра, доска, кисточка, бумажные салфетки, лак, готовая рамка, морские камушки и ракушки, отрезы ткани, клеевой пистолет, маска аптечная.
Ход урока:
Орг. момент.
а) Проверка готовности учащихся к уроку
б) Сообщение темы и цели урока.
2. Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня мы с вами будем заниматься окончательной отделкой нашей сказочной радужной рыбы из солёного теста.
3. Планирование работы.
Для начала мы должны покрыть нашу рыбу лаком (мебельным).
А пока она сохнет, подготовим для нее рамку и фон, обтянув соответствующей тканью подрамник.
Высохшую рыбу крепим на подрамник с помощью клеевого пистолета.
Украшаем фон, рыбу и рамку по своему вкусу с помощью клеевого пистолета и акриловых красок.
4. Инструктаж по правилам безопасности.
При работе с электроприборами
При работе со строительным термопистолетом
Работа с сильно пахнущими лакокрасочными изделиями
5. Подготовка рабочих мест.
- Прежде чем начать работу, необходимо приготовить рабочее место.
- Содержите в чистоте и порядке рабочее место.
- После работы уберите инструменты и материалы.
6. Практическая работа.
Выполнение окончательной отделки изделия (под руководством учителя). Оказание индивидуальной и фронтальной помощи учащимися.
7. Итог занятия.
Обобщающая беседа. – Ребята, вот и закончился наше занятие. У вас получились замечательные рыбы!