kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка»;

Задачи: способствовать формированию  умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении;

умения  через создание системы образов анализировать содержание текста, обеспечить формирование читательских умений и навыков,

развитие литературной речи, умения высказывать собственное мнение  о собственных впечатлениях и переживаниях при чтении  художественного текста; воспитание  нравственных представлений у учащихся.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат 

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой "Лев и собачка"»



Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка»;

Задачи: способствовать формированию  умения воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении;

умения  через создание системы образов анализировать содержание текста, обеспечить формирование читательских умений и навыков,

развитие литературной речи, умения высказывать собственное мнение  о собственных впечатлениях и переживаниях при чтении  художественного текста; воспитание  нравственных представлений у учащихся.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.



Этап урока

Цель

Содержание работы


1.Мотивирование к учебной деятельности.


Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

(Эпиграф к уроку)

Язык дружбы не нуждается в переводе.


Дети читают высказывание и объясняют, как они понимают слова

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Вот новый день и новый час,
Урок литературы новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.

Введение в тему и постановка задач (вызов)

- Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? Что вы можете рассказать о нем? (слова выписывают на доску)

                                Л.Н.Толстой

сказки  басни     былины  рассказ    худож.     научно-познават, писатель   

 - С творчеством какого писателя мы продолжим с вами знакомиться?









Краткие высказывания детей о жизни и творчестве Толстого

3. Выявление места и причины затруднения.






































Постановка учебной задачи.






Построение проекта выхода из затруднения

Выявление учащимися места и причины затруднения.







































Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе





 выбрать способ и средства её  реализации.

Методический прием “Предположение”.

– Мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н.Толстого.

– Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки льва и собачки со стр.

- Что вы знаете о льве? О собаке?

- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

- Ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- Предположите, какое название нового произведения.

(ОТКРЫВАЕТСЯ ТЕМА УРОКА НА ДОСКЕ

Экран – демонстрация обложки книги «Лев и собачка»)

- Откройте учебник на стр. 181, 182. Рассмотрите

иллюстрации.

- В этом произведении встретятся трудные незнакомые слова. Давайте попробуем их объяснить. (слова появляются на экране – по одному)

Трудные слова:

Лондон – город в Англии.

Зверинец – зоопарк.

Подле – возле.

Барин – состоятельный человек, который имеет особое положение в обществе.

Засовы – замки в клетке.

- Исходя из названия произведения, трудных слов, иллюстраций, можете вы предположить, о чем это произведение? В какой стране будут происходить действия? В какой период времени?

- Автор уточняет жанр этого произведения. Это быль. Что такое быль?

Кластер:

- Какие рассказы бывают? В чем различие художественных и научно – познавательных рассказов? Приведите примеры

«Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – сострадание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни.

- Какую цель поставим перед собой?

- Какие задачи, поставим перед собой?

- Чтобы решить все эти задачи нам необходимо спланировать наши действия. Восстановите порядок в плане нашей работы.

Карточки с записями:

  1. Первичное чтение текста с пометками

  2. Беседа после первичного чтения

  3. Повторное чтение по частям. Анализ содержания, характеристика героев

  4. Выполнение заданий в группах.

  5. Самооценка.

- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем быль









Л.Н. Толстого « Лев и собачка»




Высказывают свои предположения










Достоверная история

Художественный – вызывает чувства,

Научно-познават. – сообщает факты







(Познакомиться с новым произведение, будем учиться анализировать содержание, давать оценку событиям,  характеризовать героев) выясним, что может быть общего между животными

4.Реализация построенного проекта.

Первичное чтение текста


-Я предлагаю вам поработать с текстом. По ходу чтения отмечайте знаки.

Знаки: + - знаю,

V – новое, ? – непонятно.



Беседа после первичного чтения




ПЕРЕХОДИМ КО 2 ПУНКТУ НАШЕГО ПЛАНА

- Верны ли ваши предположения по содержанию рассказа?

- Назовите действующих лиц в рассказе

- Где происходит действие?

- Какой эпизод показался вам самым напряженным

- Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа?

-Почему чувства такие разные?

- О чем это произведение?

- Ваша неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.





Высказывание детей




Повторное чтение по частям. Анализ каждой части. («медленное чтение»)


















































обеспечить полноценное восприятие текста.

ПЕРЕХОДИМ К 3 ПУНКТУ НАШЕГО ПЛАНА

Методический прием “Чтение с остановками»

- Сколько логических частей можно выделить в этом рассказе?

- Давайте озаглавим каждую часть и выберем подходящее слово и разберём знаки, которые вы отметили.


-Прочитайте первую часть. Какие знаки вы отметили?


-Какие чувства вызвал у вас поступок этого человека?


-По вашему мнению, что могла чувствовать собачка, и мог ощущать лев?

- Как озаглавим эту часть?

Какие слова можно подобрать к этой части? (тревога, забота)


  1. ВСТЕЧА ЛЬВА И СОБАЧКИ ТРЕВОГА, ЗАБОТА


-Прочитайте второю часть. Что здесь отметили?


-Чему учит нас этот момент?


-Как ещё можно сказать, когда полагаешься на друга?


-Какие новые персонажи появляются в рассказе?


-Как автор относится к ним?

- Озаглавьте эту часть. Какие слова можно подобрать к этой части? (доверие)

2. ДРУЖБА ЖИВОТНЫХ ДОВЕРИЕ

-Прочитайте заключительную часть.

- После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитаем?


-Почему он стал себя так вести?

-Какие действия предпринимает хозяин?

-Чему учит нас этот момент?

-С кем сравнивает Толстой льва и собачку?

-Найдите и прочитайте слова, в которых автор говорит о них как о людях.

- Озаглавьте эту часть. Какие слова можно подобрать к этой части? (тоска)

3. СМЕРТЬ ДРУЗЕЙ ТОСКА

Посмотрите на наш план и палитру чувств.

1. Встреча льва и собачки. Тревога, забота

2. Дружба животных. Доверие

3. Смерть друзей. Тоска

- Почему меняется палитра чувств? Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ, не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное.

1. Встреча льва и собачки.

2. Дружба животных.

3. Смерть друзей.






Чувство ненависти.


Сначала собачка испугалась, приготовилась защищаться, а «лев подошёл и понюхал её» - это дружелюбный жест. Собачка поняла добрые намерения льва и доверилась ему. Знакомство состоялось. Лев принял собачку.


Отметим, что животные подружились, теперь живут вместе. Новое, что лев мог делиться своей едой, а собачка играла с ним.

-Надо любить окружающих, дружить со всеми.


-Чувство доверия, заботы.

-Хозяин и барин.


-С отвращением.



-Он взбунтовался, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может.


-Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку. Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.


-Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными.

-С людьми.

5.Включение в систему знаний и повторение.


ПЕРЕХОДИМ К 4 ПУНКТУ ПЛАНА

Работа в группах:

1 группа: Животные безмолвны, они не умеют говорить. Предположите, какой диалог мог бы произойти, когда собачку кинули ко льву. Составьте диалог, проиграйте его.

2 группа: Выберите пословицы, которые подходят к этому произведении, обоснуйте свой выбор.

Ленивому всегда праздник. Не топор кормит, а работа Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Как волка не корми, он все равно в лес глядит. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Не мил и свет, коли друга нет.

3 группа: Моделирование обложки.

Оценивание групп после каждого выступления.

- Какая группа справилась с заданием лучше?


6. Обобщающая беседа

Рефлексия деятельности


























Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю?

- Так о чём же эта быль?

- Почему эпиграфом урока стала эта пословица?

- Какие чувства или мысли у вас возникли после работы над рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка»?

- Какие задачи вы ставили в начале урока?

-  Свой ответ вы можете начать со следующих слов …

- Мне захотелось… (продолжить знакомство с творчеством Толстого)

Оценка событиям - Я задумался…

Характеристика героев- Я понял (а)… Что и животные

- Я почувствовал (а)…


ПЕРЕХОДИМ К 5 ПУНКТУ ПЛАНА

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)

  1. Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  2. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  3. Участвовал ли я в групповой работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  4. Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  5. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

  6. Итого я заработал: ______ балла(ов).

«Бонус от учителя»



О дружбе, о преданности


9. Д.з.


Ребята, которые заработали 4 – 5 баллов могут составить картинный план, придумать другую концовку.

2 – 3 балла – подготовить пересказ

Любите животных.
Будьте преданны в дружбе.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Автор: Валеева Оксана Валихматовна

Дата: 23.03.2023

Номер свидетельства: 628233

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по литературному чтению на тему:Лев Толстой «Лев и собачка»"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-liev-tolstoi-liev-i-sobachka"
    ["file_id"] => string(6) "309714"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458841187"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnoie-chtieniie-3-klass-l-n-tolstoi-liev-i-sobachka"
    ["file_id"] => string(6) "201048"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428952224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""
    ["seo_title"] => string(27) "l-n-tolstoi-liev-i-sobachka"
    ["file_id"] => string(6) "205001"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429781832"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка», 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieraturnogo_chtieniia_po_tiemie_nravstviennaia_kolliziia_v_proizviedieni"
    ["file_id"] => string(6) "426315"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503748532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок литературного чтения "Л.Н. Толстой "Лев и Собачка""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_litieraturnogho_chtieniia_l_n_tolstoi_liev_i_sobachka"
    ["file_id"] => string(6) "435409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509349823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства