2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | Вот новый день и новый час, Урок литературы новый. Но старый друг у нас в гостях – Мудрейший человек и мастер слова. Введение в тему и постановка задач (вызов) - Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? Что вы можете рассказать о нем? (слова выписывают на доску) Л.Н.Толстой сказки басни былины рассказ худож. научно-познават, писатель - С творчеством какого писателя мы продолжим с вами знакомиться? | Краткие высказывания детей о жизни и творчестве Толстого |
3. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения | Выявление учащимися места и причины затруднения. Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Методический прием “Предположение”. – Мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н.Толстого. – Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки льва и собачки со стр. - Что вы знаете о льве? О собаке? - Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? - Ответ на этот вопрос мы узнаем в ходе работы над этим произведением. - Предположите, какое название нового произведения. (ОТКРЫВАЕТСЯ ТЕМА УРОКА НА ДОСКЕ Экран – демонстрация обложки книги «Лев и собачка») - Откройте учебник на стр. 181, 182. Рассмотрите иллюстрации. - В этом произведении встретятся трудные незнакомые слова. Давайте попробуем их объяснить. (слова появляются на экране – по одному) Трудные слова: Лондон – город в Англии. Зверинец – зоопарк. Подле – возле. Барин – состоятельный человек, который имеет особое положение в обществе. Засовы – замки в клетке. - Исходя из названия произведения, трудных слов, иллюстраций, можете вы предположить, о чем это произведение? В какой стране будут происходить действия? В какой период времени? - Автор уточняет жанр этого произведения. Это быль. Что такое быль? Кластер: - Какие рассказы бывают? В чем различие художественных и научно – познавательных рассказов? Приведите примеры «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – сострадание, т. е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. - Какую цель поставим перед собой? - Какие задачи, поставим перед собой? - Чтобы решить все эти задачи нам необходимо спланировать наши действия. Восстановите порядок в плане нашей работы. Карточки с записями: Первичное чтение текста с пометками Беседа после первичного чтения Повторное чтение по частям. Анализ содержания, характеристика героев Выполнение заданий в группах. Самооценка. - Давайте проверим ваши предположения и прочитаем быль | Л.Н. Толстого « Лев и собачка» Высказывают свои предположения Достоверная история Художественный – вызывает чувства, Научно-познават. – сообщает факты (Познакомиться с новым произведение, будем учиться анализировать содержание, давать оценку событиям, характеризовать героев) выясним, что может быть общего между животными |
Повторное чтение по частям. Анализ каждой части. («медленное чтение») | обеспечить полноценное восприятие текста. | ПЕРЕХОДИМ К 3 ПУНКТУ НАШЕГО ПЛАНА Методический прием “Чтение с остановками» - Сколько логических частей можно выделить в этом рассказе? - Давайте озаглавим каждую часть и выберем подходящее слово и разберём знаки, которые вы отметили. -Прочитайте первую часть. Какие знаки вы отметили? -Какие чувства вызвал у вас поступок этого человека? -По вашему мнению, что могла чувствовать собачка, и мог ощущать лев? - Как озаглавим эту часть? Какие слова можно подобрать к этой части? (тревога, забота) ВСТЕЧА ЛЬВА И СОБАЧКИ ТРЕВОГА, ЗАБОТА -Прочитайте второю часть. Что здесь отметили? -Чему учит нас этот момент? -Как ещё можно сказать, когда полагаешься на друга? -Какие новые персонажи появляются в рассказе? -Как автор относится к ним? - Озаглавьте эту часть. Какие слова можно подобрать к этой части? (доверие) 2. ДРУЖБА ЖИВОТНЫХ ДОВЕРИЕ -Прочитайте заключительную часть. - После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитаем? -Почему он стал себя так вести? -Какие действия предпринимает хозяин? -Чему учит нас этот момент? -С кем сравнивает Толстой льва и собачку? -Найдите и прочитайте слова, в которых автор говорит о них как о людях. - Озаглавьте эту часть. Какие слова можно подобрать к этой части? (тоска) 3. СМЕРТЬ ДРУЗЕЙ ТОСКА Посмотрите на наш план и палитру чувств. 1. Встреча льва и собачки. Тревога, забота 2. Дружба животных. Доверие 3. Смерть друзей. Тоска - Почему меняется палитра чувств? Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ, не просто прочитали, а, работая с текстом рассказа, отразили все самое важное. | 1. Встреча льва и собачки. 2. Дружба животных. 3. Смерть друзей. Чувство ненависти. Сначала собачка испугалась, приготовилась защищаться, а «лев подошёл и понюхал её» - это дружелюбный жест. Собачка поняла добрые намерения льва и доверилась ему. Знакомство состоялось. Лев принял собачку. Отметим, что животные подружились, теперь живут вместе. Новое, что лев мог делиться своей едой, а собачка играла с ним. -Надо любить окружающих, дружить со всеми. -Чувство доверия, заботы. -Хозяин и барин. -С отвращением. -Он взбунтовался, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может. -Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку. Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину. -Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными. -С людьми. |
5.Включение в систему знаний и повторение. | | ПЕРЕХОДИМ К 4 ПУНКТУ ПЛАНА Работа в группах: 1 группа: Животные безмолвны, они не умеют говорить. Предположите, какой диалог мог бы произойти, когда собачку кинули ко льву. Составьте диалог, проиграйте его. 2 группа: Выберите пословицы, которые подходят к этому произведении, обоснуйте свой выбор. Ленивому всегда праздник. Не топор кормит, а работа Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Как волка не корми, он все равно в лес глядит. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Не мил и свет, коли друга нет. 3 группа: Моделирование обложки. Оценивание групп после каждого выступления. - Какая группа справилась с заданием лучше? | |
6. Обобщающая беседа Рефлексия деятельности | | Давайте подумаем, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю? - Так о чём же эта быль? - Почему эпиграфом урока стала эта пословица? - Какие чувства или мысли у вас возникли после работы над рассказом Л.Н.Толстого «Лев и собачка»? - Какие задачи вы ставили в начале урока? - Свой ответ вы можете начать со следующих слов … - Мне захотелось… (продолжить знакомство с творчеством Толстого) Оценка событиям - Я задумался… Характеристика героев- Я понял (а)… Что и животные - Я почувствовал (а)… ПЕРЕХОДИМ К 5 ПУНКТУ ПЛАНА Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат) Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Участвовал ли я в групповой работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Итого я заработал: ______ балла(ов). «Бонус от учителя» | О дружбе, о преданности |