2. Под- готовка к работе на основном этапе | Организо-вать актуализа-цию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Организо-вать построение проекта изучения нового материала. | -Прочитайте тему урока. -Как вы понимаете словосочетание «нравственная коллизия»? - Если мы не знаем значение того или иного слова, то к каким источникам нам следует обратиться? - Но сначала давайте порассуждаем. - Что такое нравственность? (внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек и поступает в соответствии с ними). - Какое слово напоминает? Какие человеческие качества вам нравятся? Назовите их. - Прочитайте значение слова. Нравственные понятия: доброта, любовь, верность, дружба, взаимовыручка и т.д. - Что такое коллизия? Прочитайте.(столкновение каких-либо противоположных сил, интересов, стремлений). - Как вы думаете, уже в названии произведения присутствует противоречие? Между кем и кем? Работа в парах. Опишите, каким представляете льва - Лев – он какой? (сильный, смелый, беспощадный…) - Собачка? (маленькая, беззащитная, слабая….) - Как вы думаете, какова цель нашего урока? -Цель нашего урока – выяснить, какое нравственное противоречие заложено в произведении Л.Н.Толстого. - Как вы понимаете жанр произведения – быль? (это то, что было в действительности). 3) -Сформулируем шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели . 1.Познакомимся с произведением. 2.Проанализируем характеры и поступки главных героев. 3.Ответим на вопросы, порассуждаем. 4.Сделаем выводы. 5.Оценим свою работу. | Личностные: -развитие способности осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть; Познавательные: -общеучебные умения структуировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - осознавать роль названия произведения; Регулятивные: -планирование; -прогнозирование; -выполнение учебных действий в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их; - участие в обсуждении плана выполнения поставленной цели на уроке. Коммуникативные: -реализовывать потребность в общении со сверстниками; -проявлять интерес к общению и групповой работе; понимать контекстную речь учителя; -высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию. Логические: -анализ, сравнение, синтез. | Сообщение темы и цели в виде эвристического вопроса, составление плана работы. Работа в парах. |
3.Усво-ение новых знаний и реализа-ция построенного проекта. | Организо-вать реализацию построен-ного проекта в соответствии с планом. | – Приступим к реализации нашего плана м познакомимся с произведением. Чтение произведения учителем. - Какое это произведение по характеру? Трогательный, печальный, грустный или веселый, радостный? 5) Анализ произведения: -Скажите, о ком этот рассказ? ( о льве и собачке) -Как вела себя собачка? (стр79, 3 абзац) - Он бегала вокруг льва, лаяла на него, нападала? - А что она сделала? Найдите в тексте и прочитайте. (поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, махала хвостиком) - Т.е. она старалась расположить к себе льва. Удалось ей это? - А значит она какая? (добрая, умная, покорная, ненавязчивая, ласковая, отзывчивая, искренняя, непосредственная). - В какой момент она поняла, что лев ее не тронет? ( когда он оставил ей мяса) - Найдите в тексте и прочитайте, как вел себя лев с собачкой? (он заботился, делился, переживал, защищал) - Что необычного было в поведении льва? ( лев проявил качества, свойственные только человеку). - Прочитайте, как вел себя лев после смерти собачки? (сильно переживал) - Почему лев разорвал другую собачку? (он был предан своему другу и другой ему был не нужен) - Лев умер от голода или…. (от отчаяния, от тоски) - В чем же заключается нравственное противоречие? (Со львом произошло чудо какое-то: свирепый , беспощадный лев, оказывается, способен на нежную трогательную дружбу с собачкой, заботу, защиту, любовь, тоску. Он помнил, как она вся сжалась от страха, когда попала к нему в клетку. Но вела себя умно, ненавязчиво, присматривалась, прислушивалась ко льву. Своей ласковостью, покорностью она расположила к себе льва. Лев умер от отчаяния, что не вернуть собачку, милого друга, умер от тоски по ней.) - Ребята, вот когда я спросила вас , о ком это произведение, вы правильно ответили, что о льве и собачке. А вот, если я спрошу вас, о чем это произведение, как вы ответите? ( о человеческих качествах – дружбе, верности, преданности) - Ребята, а как вы думаете, зачем читать такие произведения? ( чтобы стать умнее, добрее, лучше, ценили своих друзей) - А если бы вам предложили отредактировать рассказ, то, чтобы вы в нем изменили или добавили? | Личностные: -эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать «братьям нашим меньшим»; умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем). Регулятивные: -менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; -смысловое чтение; -построение логической цепи рассуждения; -понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения; -подбирать слова-определения для характеристики героев; -выполнять первоначальный анализ художественного текста Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества; участвовать в выразительном чтении; -высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; - уважать мнение собеседников; -корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения. | Использование бытовых аналогий. Вопросно-ответное общение. |
4.Включение в систему знаний и повторе ние. | Организо- вать повторение учебного содержания необходи-мого для обеспечения содержа-тельной непрерыв-ности. Создать условия для фиксации учащимися преодоления возникших ранее затруднений. | – Ребята, если жизнь человеческую изобразить в виде дерева, то, что для дерева нужно, чтобы оно росло, появлялись листочки, плоды, были хорошие корни? (ухаживать за ним, заботиться) - А что нужно человеку, чтобы он был здоровым, успешным, сильным, умным, благополучным? ( забота, защита, понимание, любовь, доброта, отзывчивость, сердечность, ласка, дружба, искренность, ум, взаимопомощь, взаимовыручка, верность. (вешаю листочки) -Сравните обе стороны дерева. Если не будет в человеческой душе этих качеств , что произойдет с человеческой жизнью? (жизнь исчезнет) – Ребята, русский народ создал много пословиц. - Что такое пословицы? (краткие изречения, имеющие смысл) - Может быть вы знаете пословицы о дружбе? Дружка нет – не мил и белый свет. Друга ищи, а нашел – береги. Друга иметь – себя не жалеть. Друг за друга держаться – никого не бояться. | Личностные: -способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как забота, защита, понимание, любовь, доброта, отзывчивость, сердечность, ласка, дружба, искренность, ум, взаимопомощь, взаимовыручка, верность. Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания; -умение структурировать знания. Регулятивные: - осознание того, что усвоено и применение в жизни. | Задания на выделение существенных признаков. Структурно-логическая схема. Вопросно-ответное общение. |
5.Подведение итогов урока. Рефлек сия. | Зафиксиро- вать степень соответствия поставлен- ной цели и результатов деятель- ности. Оценить собственную деятельность на уроке. | Оцените свою работу. –Наш урок подходит к концу. Закончить его мне хочется словами: Эта удивительная история про зверей помогает понять нам , людям, что дружба – это великое чудо. Дружба нужна всем, живущим на нашей планете, потому что все нуждаются во взаимопонимании, защите и помощи. Все, что мы отдаем, возвращается вновь- Возвращается вера, надежда, любовь, Возвращается помощь, поддержка, участье, Возвращается радостью, мудростью, счастьем… | Познавательные: -оценка процессов и результатов деятельности. Регулятивные: -волевая саморегуляция; -осознание того, что уже усвоено. Коммуникативные: - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. | Сообщение учителя о работе класса. Подведение итогов самими учащимися. 1)Я… 2)Мы… |