kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка», 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л.Н.Толстой "Лев и собачка".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка», 2 класс»






УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

«Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка», 2 класс



Тип урока: Открытие.

Тема: Характер героя, его портрет, поступок.

Нравственная коллизия.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Автор: Головчанская Л.В.

Планируемые результаты (УУД) на данном уроке.

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы:

  • эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим»;

  • способность осознавать нравственные по­нятия и моральные нормы, такие как подде­ржка, понимание, взаимопомощь, милосер­дие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

  • умение выражать свое эмоциональное от­ношение к содержанию прочитанного (уст­ное высказывание по поводу героев и обсуж­даемых проблем).

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир клас­са, школы;

  • способности осознавать себя как лично­стную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;

  • представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека;

  • ответственности за свое дело, понятий о дружбе, верности, коллективизме;

  • мотиваций к самовыражению в чтении, рисуночной и игровой деятельности;

  • стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • менять позиции слушателя, читателя, зри­теля в зависимости от учебной задачи;

  • ориентироваться в принятой системе учеб­ных знаков;

  • принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать в соответствии с алгоритмом и контролировать этапы сво­ей работы;

  • участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, корректировать его выполнение, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей работы, самостоятельно работать с учебными пособиями.





Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • читать тексты, понимать фактическое со­держание текста, выделять в нем основные части;

  • находить в тексте ответ на заданный воп­рос;

  • ориентироваться в содержании учебника;

- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные вы­воды.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать информацию, заложенную в вы­разительных средствах произведения;

- подбирать слова-определения для харак­теристики героев;

- осознавать роль названия произведения;

- выполнять первоначальный анализ худо­жественного текста.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;

  • проявлять интерес к общению и группо­вой работе;

  • участвовать в выразительном чтении;

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать контекстную речь взрослых;

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- высказывать оценочные суждения, рас­суждать, доказывать свою позицию;

- уважать мнение собеседников;

-корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.


Предметные результаты:

- осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера;

- ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;

- участие в обсуждении (диалоге, полилоге) прослушанного и прочитанного произведения;

- овладение навыками осознанного, правильного, выразительного чтения;

- расширение представлений о произведениях Л.Н.Толстого.


Возможные виды деятельности обучающихся:


- отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;

- характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев;

- определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;

- читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения для выражения эмоционального подтекста;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.





Демонстрационный материал:

  1. презентация;

  2. карточки:

лев


собачка






















Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.


Коллизия – столкновение каких – нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.


Быль – то, что было в действительности.


Пословица – краткое народное изречение с назидательным характером.






  1. картина дерева с листочками.







Этапы урока

Образова-тельные

задачи

Ход урока.


УУД, формирующиеся на данном этапе

Возможные методы и приемы выполнения

1.Оргмо-

мент

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность

- Здравствуйте, дети.

  1. Сейчас у нас урок литературного чтения. Я желаю вам успехов в открытии нового и уверена, что у нас все получится.


Регулятивные:

-волевая саморегуляция.

Личностные:

-смыслообра-

зование (Я должен настроиться на работу)

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Приветствие учителя, психоло-

гический настрой.

2. Под-

готовка к работе на основном этапе

Организо-вать актуализа-цию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

Организо-вать построение проекта изучения нового материала.

  1. -Прочитайте тему урока.

-Как вы понимаете словосочетание «нравственная коллизия»?

- Если мы не знаем значение того или иного слова, то к каким источникам нам следует обратиться?

- Но сначала давайте порассуждаем.


- Что такое нравственность? (внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек и поступает в соответствии с ними).

- Какое слово напоминает? Какие человеческие качества вам нравятся? Назовите их.

- Прочитайте значение слова.

Нравственные понятия: доброта, любовь, верность, дружба, взаимовыручка и т.д.


- Что такое коллизия? Прочитайте.(столкновение каких-либо противоположных сил, интересов, стремлений).

- Как вы думаете, уже в названии произведения присутствует противоречие? Между кем и кем?


Работа в парах.

Опишите, каким представляете льва

- Лев – он какой? (сильный, смелый, беспощадный…)

- Собачка? (маленькая, беззащитная, слабая….)


- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

-Цель нашего урока – выяснить, какое нравственное противоречие заложено в произведении Л.Н.Толстого.


- Как вы понимаете жанр произведения – быль? (это то, что было в действительности).



3) -Сформулируем шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели .

1.Познакомимся с произведением.

2.Проанализируем характеры и поступки главных героев.

3.Ответим на вопросы, порассуждаем.

4.Сделаем выводы.

5.Оценим свою работу.



Личностные:

-развитие способности осознавать нравственные по­нятия и моральные нормы, такие как подде­ржка, понимание, взаимопомощь, милосер­дие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;


Познавательные:

-общеучебные умения структуировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- осознавать роль названия произведения;


Регулятивные:

-планирование;

-прогнозирование;


-выполнение

учебных действий в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

- участие в обсуждении плана выполнения поставленной цели на уроке.

Коммуникативные:

-реализовывать потребность в общении со сверстниками;

-проявлять интерес к общению и группо­вой работе;

понимать контекстную речь учителя;

-высказывать оценочные суждения, рас­суждать, доказывать свою позицию.

Логические:

-анализ, сравнение, синтез.

Сообщение темы и цели в виде эвристического вопроса, составление плана работы.

Работа в парах.

3.Усво-ение новых знаний и реализа-ция построенного проекта.

Организо-вать реализацию построен-ного проекта в соответствии с планом.


  1. – Приступим к реализации нашего плана м познакомимся с произведением.

Чтение произведения учителем.

- Какое это произведение по характеру? Трогательный, печальный, грустный или веселый, радостный?


5) Анализ произведения:

-Скажите, о ком этот рассказ? ( о льве и собачке)

-Как вела себя собачка? (стр79, 3 абзац)

- Он бегала вокруг льва, лаяла на него, нападала?

- А что она сделала? Найдите в тексте и прочитайте. (поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, махала хвостиком)

- Т.е. она старалась расположить к себе льва. Удалось ей это?

- А значит она какая? (добрая, умная, покорная, ненавязчивая, ласковая, отзывчивая, искренняя, непосредственная).

- В какой момент она поняла, что лев ее не тронет? ( когда он оставил ей мяса)


- Найдите в тексте и прочитайте, как вел себя лев с собачкой? (он заботился, делился, переживал, защищал)

- Что необычного было в поведении льва? ( лев проявил качества, свойственные только человеку).


- Прочитайте, как вел себя лев после смерти собачки? (сильно переживал)

- Почему лев разорвал другую собачку? (он был предан своему другу и другой ему был не нужен)

- Лев умер от голода или…. (от отчаяния, от тоски)


- В чем же заключается нравственное противоречие?

(Со львом произошло чудо какое-то: свирепый , беспощадный лев, оказывается, способен на нежную трогательную дружбу с собачкой, заботу, защиту, любовь, тоску.

Он помнил, как она вся сжалась от страха, когда попала к нему в клетку. Но вела себя умно, ненавязчиво, присматривалась, прислушивалась ко льву. Своей ласковостью, покорностью она расположила к себе льва.

Лев умер от отчаяния, что не вернуть собачку, милого друга, умер от тоски по ней.)


- Ребята, вот когда я спросила вас , о ком это произведение, вы правильно ответили, что о льве и собачке. А вот, если я спрошу вас, о чем это произведение, как вы ответите? ( о человеческих качествах – дружбе, верности, преданности)

- Ребята, а как вы думаете, зачем читать такие произведения? ( чтобы стать умнее, добрее, лучше, ценили своих друзей)

- А если бы вам предложили отредактировать рассказ, то, чтобы вы в нем изменили или добавили?




Личностные:

-эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать «братьям нашим меньшим»;

умение выражать свое эмоциональное от­ношение к содержанию прочитанного (уст­ное высказывание по поводу героев и обсуж­даемых проблем).

Регулятивные:

-менять позиции слушателя, читателя, зри­теля в зависимости от учебной задачи;



Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-смысловое чтение;

-построение логической цепи рассуждения;

-понимать информацию, заложенную в вы­разительных средствах произведения;

-подбирать слова-определения для харак­теристики героев;

-выполнять первоначальный анализ худо­жественного текста


Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества;

участвовать в выразительном чтении;

-высказывать оценочные суждения, рас­суждать, доказывать свою позицию;

- уважать мнение собеседников;

-корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.



Использование бытовых аналогий.

Вопросно-ответное общение.


4.Включение в систему знаний и повторе

ние.

Организо-

вать повторение учебного содержания необходи-мого для обеспечения содержа-тельной непрерыв-ности.

Создать условия для фиксации учащимися преодоления возникших ранее затруднений.

– Ребята, если жизнь человеческую изобразить в виде дерева, то, что для дерева нужно, чтобы оно росло, появлялись листочки, плоды, были хорошие корни? (ухаживать за ним, заботиться)

- А что нужно человеку, чтобы он был здоровым, успешным, сильным, умным, благополучным?

( забота, защита, понимание, любовь, доброта, отзывчивость, сердечность, ласка, дружба, искренность, ум, взаимопомощь, взаимовыручка, верность.

(вешаю листочки)

-Сравните обе стороны дерева. Если не будет в человеческой душе этих качеств , что произойдет с человеческой жизнью? (жизнь исчезнет)


Ребята, русский народ создал много пословиц.

- Что такое пословицы? (краткие изречения, имеющие смысл)

- Может быть вы знаете пословицы о дружбе?

Дружка нет – не мил и белый свет.

Друга ищи, а нашел – береги.

Друга иметь – себя не жалеть.

Друг за друга держаться – никого не бояться.



Личностные:

-способность осознавать нравственные по­нятия и моральные нормы, такие как забота, защита, понимание, любовь, доброта, отзывчивость, сердечность, ласка, дружба, искренность, ум, взаимопомощь, взаимовыручка, верность.

  • способности осознавать себя как лично­стную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;

  • представле-ний о глубине и разнообразии внутреннего мира человека.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания;

-умение структурировать знания.

Регулятивные:

- осознание того, что усвоено и применение в жизни.

Задания на выделение существенных признаков.

Структурно-логическая схема.

Вопросно-ответное общение.

5.Подведение итогов урока. Рефлек

сия.

Зафиксиро-

вать степень соответствия

поставлен-

ной цели и результатов деятель-

ности.

Оценить собственную деятельность на уроке.

Оцените свою работу.

–Наш урок подходит к концу. Закончить его мне хочется словами:

Эта удивительная история про зверей помогает понять нам , людям, что дружба – это великое чудо. Дружба нужна всем, живущим на нашей планете, потому что все нуждаются во взаимопонимании, защите и помощи.


Все, что мы отдаем, возвращается вновь-

Возвращается вера, надежда, любовь,

Возвращается помощь, поддержка, участье,

Возвращается радостью, мудростью, счастьем…




Познавательные:

-оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

-волевая саморегуляция;

-осознание того, что уже усвоено.

Коммуникативные:

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Сообщение учителя о работе класса.

Подведение итогов самими учащимися.

1)Я…

2)Мы…









5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Головчанская Лариса Викторовна

Дата: 26.08.2017

Номер свидетельства: 426315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства