Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой "Лев и собачка".»
МОБУ «Покровская начальная общеобразовательная школа
Октябрьского района»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 «Б» классе
Тема: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Учитель начальных классов:
Ражева Инна Анатольевна
10.12.2020г.
Тема открытого урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Тип урока:комбинированный урок.
Методы и приемы: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.
Цель урока: Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка».
Задачи:
1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.
2. Помочь понять, в чем особенность жанра “быль”.
3. Обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению.
4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.
5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.
6. Раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, магнитофонная запись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка".
Ход урока.
Организационный момент.
- Прозвенел звонок на наш открытый урок.
Доброе утро, дети! Доброе утро, гости!
Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
II. Проверка домашнего задания.
- Вот новый день и новый час,
Урок литературного чтения новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.
(Портрет на доске с надписью)
- О каком писатели эти слова? Мы уже много знаем об этом писатели. Давайте вспомним, какой он человек? (Ответы детей, с помощью светофорчика)
- Нашим помощником в течение всего урока будет, следующая фраза – «Чуткому сердцу откроются тайны». Прочитайте ее.(Дети читают)
- Что означают эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить и печалиться)
- Ребята, с какими произведениями Л.Н.Толстого мы с вами уже познакомились? («Акула», «Прыжок»)
- А на сколько внимательно мы изучили эти произведения, мы сейчас и узнаем. Предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами карточки, вам необходимо соединить стрелочками вопрос и ответ к нему. На задание у вас 2-3 минуты.(Дети выполняют карточку, готовность показывают зеленым цветом светофорчика).
- Давайте проверим ваши работы(презентация, дети отвечают светофорчиком)
Карточка
Вопросы
Ответы
«Акула»
1. Где стоял корабль в этом произведении?
У берегов Африки
2. Какой приказ отдал капитан из-за жаркой и душной погоды?
«Купаться»
3. Как устроили матросы купальню?
Спустили в воду парус
4.Почему два мальчика стали плавать в открытом море?
Им было тесно в общей купальне
5. Что случилось с мальчиками в воде?
Они увидели и испугались плавающую рядом акулу
6.Как артиллерист спас мальчиков?
Выстрелил из пушки в акулу
«Прыжок»
7. Что произошло между обезьяной и мальчиком?
Обезьяна забрала шляпу, корчила рожицы
8. Кем был отец мальчика 12 лет?
Капитан корабля
9. Какая опасность ждала мальчика на корабле?
Взобрался на самую верхнюю перекладину мачты, мог оступиться и упасть
10 Как отец-капитан спас своего сына?
Прицелился в него и сказал, что будет стрелять, если тот не прыгнет в воду
(Проверка задания на экране с озвучиванием ответов, дети себя оценивают)
III Постановка учебной задачи.
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.
- Возьмите листок (желтого цвета), прочитайте стихотворение про себя.
***
Бедная собака – бросили её Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный, Выгнал за порог! Перед неё, бедной, Нет уже дорог.
(Дети читают сначала про себя, затем вслух)
- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Ответы детей.)
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали.
– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с еще одним прекрасным произведение Л.Н.Толстого «Лев и собачка» (название на доску) В этом произведения главная героиня не только собачка, но и лев.
- Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать? (дети подымают руки)
Идрисов Алексей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.
- Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.
- Вернемся к заголовку! Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?
– Что означает слово «быль»?
- Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.
***
Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
– Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.
IV. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
А) Первичное восприятие текста.
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии (картинка)
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
- Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?
***
Включается аудиозапись были «Лев и собачка» (дети читают и следят по учебнику)
-Понравился рассказ?
- Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?(Печаль, грусть, тревогу.)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
Было ли вам кого – нибудь жалко?
ФИЗМИНУТКА!
Б) Словарная работа.
Давайте обратим внимание на те слова, которые могли быть не понятны.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
В). Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.
1) Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? (За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
2) В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
-Прочитайте, как лев повел себя?(Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
3) Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?
Найди и прочитай это место.
(Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)
4) Как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) .
6) Как лев относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.)
7) Найди и прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
8) Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу)
9) Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в не воле не весела, и не особо богата событиями.)
10) Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
11) Почему лев стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать).
12) Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай(дал новую собачку)
13) Почему он убил другую собачку?(не остыла боль утраты, остался верен своей подруге)
14) Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
-Какой конец в этой истории? (печальный)
- Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
- Ребята, а теперь давайте попробуем восстановить последовательность событий в нашем тексте. Для этого выполним следующее задание. У вас на столе карточке, которую нужно выполнить «Восстанови текст».
Карточка
1.Смотрины диких зверей
2.Встреча льва и собачки
3.Жизнь льва и собачки в одной клетке
4.Мучения и смерть льва от одиночества
- Молодцы ребята. Я хотела бы предложить вам еще одно задание. Давайте попробуем составить пословицу из слов.
Старый друг лучше новых двух.
V. Итог урока: рефлексия.
- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)
- Какие выводы вы сделали с сегодняшнего урока?
- У вас на партах лежат три сердечка: розовое, желтое и оранжевое. Давайте образуем большое сердце нашего класса. Если вы всегда следуете принципам дружбы – возьмите розовое сердце, если стараетесь соблюдать - оранжевое, а если редко – желтое.
Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Ваши творческие работы будут соответственно оценены.
Перед окончанием урока мне хочется дать слово Юлии, которая нам расскажет небольшое стихотворение.
- На примере рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.
Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.