kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Л. Толстой "Зайцы", Н. Рубцов "Про зайцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требования, предъявляемыми к урокам по ФГОС по учебно-методическому комплекту "Гармония" 2 класс. На уроке учащиеся работают с различными видами текстов: худжественным, научно-популярной статьёи и стихотворением. На уроке учащиеся работают над приёмом "Инсент" или пометки на полях. Дети читают текст и делают пометки на полях: + - знали, - не знали, ! - очень понравилось. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Л. Толстой "Зайцы", Н. Рубцов "Про зайцев"»

Тема: Л. Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайца»

Цель: Продолжить знакомство с творчеством Л.Толстого, познакомить с биографией Н. Рубцова, новыми произведениями.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки чтения, формировать умения определять жанр и тему, развивать художественное восприятие при слушании стихотворения.

  2. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас учащихся, воображение.

  3. Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.

Планируемые результаты 
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»; 
работать над развитием читательских умений; 
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление; 
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник; 
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия; 
Коммуникативные действия: 
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. 
Личностные учебные действия: 
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения. 
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой»,выставка книг Толстого, Рубцова.

1. Организационный момент 

Приветствие. Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?

2. Актуализация знаний учащихся.

а) Литературная разминка.

Чтение детьми отрывков из сказок.

– Узнайте, из какой сказки герой?

“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.

“Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. Заяц от собак ушёл”.

“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”

– Кто главный герой сказок?
– Чем похожи зайцы из этих сказок?
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.)

2. Работа с текстом

Перед вами текст. Задание для вас будет следующее: вы читаете текст и делаете пометки на полях. Если это вам известно, то на полях ставите +, если не известно было - , а если какой-то материал вам очень понравился поставьте !

Что знали о зайцах?

Что вы не знали, но узнали из этого текста?

Какой материал вас особо заинтересовал?

Обобщение

3. Постановка целей урока.

– Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями о зайцах, Л. Толстого и Н.Рубцова, и сравним, как по-разному можно рассказать об одном и том же.
– Рассмотрите портрет Л. Н. Толстого. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) 

Лев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна. 
Детство провел в имении Ясная Поляна Тульской губернии, Москве и Казани. Рано осиротел, воспитывали опекуны. 
Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет. В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Имеет награды. 
Позже уезжает за границу и знакомится со школами Европы. 
Вернувшись, в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это была скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Лев Николаевич создает школы в других деревнях. 

Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете?

(Косточка, Вместе тесно, а врозь скучно…)

4. Изучение нового материала.

а) Подготовительная работа 

О-ХОТ-НИ-КИ охотники
ПРО-КЛА-ДЫ-ВА-ЕТ прокладывает
ПРО-СЫ-ПА-ЮТ-СЯ просыпаются
ПРИ-ТА-ИВ-ШИСЬ притаившись
ПУ-ГА-ЮТ-СЯ пугаются
ПУ-ТА-ЮТ-СЯ путаются
МЕ-ТАТЬ-СЯ метаться
ПО-ВЕР-НЁТ-СЯ повернётся

б) Словарная работа. В тексте встретятся трудные слова.

Что они обозначают 

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.

Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью. 
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды; 


в) Первичное чтение учащимся.

– К какому жанру относится произведение? Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, в нём описано поведение зайца, мало действующих лиц.) 
– С какой целью Л. Толстой написал рассказ? (Для крестьянских детей из школы в Ясной поляне. Своими рассказами Л. Толстой отвечал на самые трудные детские вопросы).
– Что нового узнали о жизни животных, их повадках , отношениях между людьми и братьями нашими меньшими?

г) Повторное чтение учащимися 

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

лесные




полевые




гуменники






Виды зайцев

Чем кормятся?

Кто их враги?

Как спасаются?

Лесные

Корою деревьев

Охотники, собаки, волки, лисицы

Путают следы

Полевые

Озимями и травой

Вороны, орлы

Путают следы

Гуменники

Хлебными зёрнами

Люди, собаки

Путают следы

Проверка заполненной таблицы

- Что нового узнали из жизни зайцев?

Как вы думаете это рассказ художественный или научно-познавательный. Сначала дадим отличие этих видов.

-Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает зайцев. 
-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании? 
Сравнение. Привести примеры. Сравнивают, чем кормятся зайцы разных видов, как спасаются от врагов. 

Надо ли детям читать такие рассказы? Для чего? 
Что означает, литературный приём - противопоставление? Привести примеры. 
Физкультминутка.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись, а затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

д) Составление пословиц (в группах).

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

– Проверьте, как вы составили пословицы. 

Объясните смысл последней пословицы. (Поймать зайца из всех наших животных может только борзая собака. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 км/ч.

е) Первичное чтение стихотворения Н. Рубцова.



Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в Архангельской области. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где Рубцовых и застала война. Мальчик рано остался сиротой — отец ушёл на фронт и погиб в 1941. В 1942 умерла мать, и Николая направили в Никольский детский дом Вологодской области, где он окончил семь классов школы.

С 1950 по 1952 будущий поэт учился в лесотехническом техникуме. Затем работал кочегаром, учился в горно-химическом техникуме, был разнорабочим на опытном военном полигоне в Ленинграде.

С октября 1955 по 1959 проходил армейскую службу на Северном флоте (в звании матроса и старшего матроса). После демобилизации жил в Ленинграде, работая попеременно слесарем, кочегаром и рихтовщиком на Кировском заводе. Однако в душе он живёт поэзией, а потому решает изменить свою судьбу.

В июле 1962 выпускает свой первый машинописный сборник «Волны и скалы». В 1969 Рубцов заканчивает Литературный институт. Погиб он случайно в семейной ссоре 19 января 1971.

– Сейчас мы познакомимся с его произведение “Про зайца”. 
– Читает учитель.
– Ваши впечатления?
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины нарисовали в своём воображении?

ё) Повторное чтение стихотворения учащимся.

Вопросы по содержанию:

– К какому жанру относится произведение? Обоснуйте. (Стихотворение – в стихотворной форме, рифма.)
– Где встретились автор и заяц?
– Как повёл себя каждый из них? Зачитайте.
– О чём думал после встречи с поэтом заяц? Зачитайте.
– Кто такой дедушка Мазай?

ж) Чтение стихотворения (в парах).

– Как автор относится к зайцу? (Добродушно, весело, с любовью.)
– Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей? (Зайцу одиноко, труслив зверь.)
– Кто думает, что хорошо подготовился к выразительному чтению?

з) Выразительное чтение стихотворения.

– Конкурс чтецов.
5. Сравнение произведений.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями.

– Чем отличаются произведения, с которыми мы познакомились на уроке? (Рассказ, стих-е.)
– Что общего? (Тема: про зайца.)
– Есть ли в рассказе Л.Толстого научные сведения? А в стихотворении Н. Рубцова?
– Какое произведение дало вам новые сведения о зайце? А затронуло ваши чувства?
– Где больше авторского вымысла в рассказе Л. Толстого или в стихотворении Н. Рубцова?
– Вывод: Произведения разные по жанру, объединены одной темой.

Рассказ даёт научные сведения, стихотворение затронуло чувства. 

– В каких ещё произведениях по жанру встречается заяц? (Сказки, песни, познавательная литература

6. Рефлексия:

– Что больше всего запомнилось на уроке?
– Что заинтересовало вас? Что затронуло?
– Как считаете, вы работали на уроке?

На партах у вас лежат зайчики, напишите на них впечатление ваше от урока. Если урок понравился, поместите их в лес, нет – оставьте на парте.

7. Домашнее задание: (по выбору)

а) Выразительно прочитать рассказ “Зайцы” Л.Н.Толстого.
б) Выучить наизусть стихотворение “Про зайца” Н. Рубцова.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Л. Толстой "Зайцы", Н. Рубцов "Про зайцев"

Автор: Кришкевич Елена Геннадьевна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Сходство и различие научных и художественных текстов. Л.Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайца» Гармония 3 класс"
    ["seo_title"] => string(119) "skhodstvo-i-razlichiie-nauchnykh-i-khudozhiestviennykh-tiekstov-l-tolstoi-zaitsy-n-rubtsov-pro-zaitsa-garmoniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "287485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454496793"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация . Л.Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайца» Гармония 3 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-l-tolstoi-zaitsy-n-rubtsov-pro-zaitsa-garmoniia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "287488"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454496992"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация . Л.Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайца» Гармония"
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-l-tolstoi-zaitsy-n-rubtsov-pro-zaitsa-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "287490"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454497193"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства