Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.
Оборудование: Рисунки детей, мультимедийный проектор, презентация.
План:1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Актуализация знаний учащихся.
2 слайд
а) Литературная разминка.
Чтение детьми отрывков из сказок.
– Узнайте, из какой сказки герой?
“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”. (Заюшкина избуша)
3 слайд
“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!” (У страха глаза велики)
– Чем похожи зайцы из этих сказок? – Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.)
б) Сообщения о зайцах
4 слайд
5 слайд
– Что вы узнали интересного?
Изучение нового материала.
6 слайд
– Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями о зайцах, Л. Толстого и Н.Рубцова, и сравним, как по-разному можно рассказать об одном и том же. – Посмотрите на доску, на портрете изображен Лев Николаевич Толстой.. Что вы знаете о нём? (Рассказ детей о писателе)
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна. Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах. Бестолковый – непонятливый, бессмысленный. Горестно – печально, тоскливо.
в) Первичное чтение учащимся.
9 слайд
– К какому жанру относится произведение? Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, в нём описано поведение зайца, мало действующих лиц.) – С какой целью Л. Толстой написал рассказ? (Для крестьянских детей из школы в Ясной поляне. Своими рассказами Л. Толстой отвечал на самые трудные детские вопросы). – Что нового узнали о жизни животных, их повадках , отношениях между людьми и братьями нашими меньшими?
г) Повторное чтение учащимися (про себя).
– Чем кормятся зайцы? – Каким образом трусость спасает зайца? – Зачитайте, как заяц петляет, путает следы. – Чему удивляются охотники наутро?
Физкультминутка. 10 слайд
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки поднялись, а затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.
д) Составление пословиц (в группах).
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Заяц уж сед – навидался он бед. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
11 слайд
– Проверьте, как вы составили пословицы. Объясните смысл последней пословицы. (Поймать зайца из всех наших животных может только борзая собака. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 км/ч.
е) Первичное чтение стихотворения Н. Рубцова.
12 слайд
– Сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением, которое написал Н. Рубцов “Про зайца”.. – Читает учитель. – Ваши впечатления? – Какие чувства возникли в сердце? – Какие картины нарисовали в своём воображении?
ё) Повторное чтение стихотворения учащимся. (Хором, вслух). Вопросы по содержанию:
– К какому жанру относится произведение?
13 слайд
Обоснуйте. (Стихотворение – в стихотворной форме, рифма.) – Где встретились автор и заяц? – Как повёл себя каждый из них? Зачитайте. – О чём думал после встречи с поэтом заяц? Зачитайте. – Кто такой дедушка Мазай?
ж) Чтение стихотворения (в парах).
– Как автор относится к зайцу? (Добродушно, весело, с любовью.) – Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей? (Зайцу одиноко, труслив зверь.) – Кто думает, что хорошо подготовился к выразительному чтению?
з) Выразительное чтение стихотворения.
– Конкурс чтецов. – Поаплодируйте ребятам.
Физкультминутка(Для глаз). 14 слайд
Знакомство с биографией поэта Н. Рубцова
5. Сравнение произведений.
Сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями.
– Чем отличаются произведения, с которыми мы познакомились на уроке? (Рассказ, стих.) – Что общего? (Тема: про зайца.) – Есть ли в рассказе Л.Толстого научные сведения? А в стихотворении Н. Рубцова? – Какое произведение дало вам новые сведения о зайце? А затронуло ваши чувства? – Где больше авторского вымысла в рассказе Л. Толстого или в стихотворении Н. Рубцова? – Вывод: Произведения разные по жанру, объединены одной темой.
Рассказ даёт научные сведения, стихотворение затронуло чувства.
15 слайд
– В каких ещё произведениях по жанру встречается заяц? (Сказки, песни, познавательная литература
16 слайд
6. Рефлексия:
– Что больше всего запомнилось на уроке? – Что заинтересовало вас? Что затронуло? – Как считаете, вы работали на уроке?
На партах у вас лежат зайчики, напишите на них впечатление ваше от урока. Если урок понравился, поместите их в лес, нет – оставьте на парте.
7. Домашнее задание:(по выбору)
а) Выразительно прочитать рассказ “Зайцы” Л.Н.Толстого. б) Выучить наизусть стихотворение “Про зайца” Н. Рубцова.