Просмотр содержимого документа
«Квартира как источник опасности»
Урок безопасности
Тема: Квартира, как источник опасности
Класс: 2-Б
Задачи:
рассмотреть с обучающимися возможные опасные ситуации в жилище, установить причину их возникновения; выработать алгоритм действий в случае возникновения некоторых опасных ситуаций; учить правильному и безопасному поведению во время таких ситуаций;
развивать внимание, память, инициативу и активность;
воспитывать у школьников серьёзное отношение, ответственность и стремление к обязательному соблюдению правил безопасного поведения в быту.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Введение в тему урока
А сейчас предлагаю вам послушать стихотворение, а, послушав, ответить, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное - Домой так и тянет меня. (Ответы школьников)
Действительно, сегодня мы будем говорить о доме, как о жилище человека. Кто-то из вас живет в квартире, а кто-то в своём доме, куда вы возвращаетесь после школы. Там вас ждут ваши родные, а также любимые игрушки и вещи. Там тепло и уютно. Именно там вы чувствуете себя в безопасности.
«Мой дом – моя крепость» - эти слова принадлежат английскому правоведу Эдуарду Коку. Но …
Как вы считаете, что имел в виду правовед Кок? О чём говорят эти, ставшие сегодня, поговоркой, слова? (Ответы обучающихся)
Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Ходить к ручью или колодцу ему расхотелось, и он заставил ручей течь к нему в дом. Так появился водопровод.
Жарить мамонтов на костре было очень неудобно, и человек придумал газовую плиту. А сколько электроприборов придумал человек! Невозможно представить современное жилище без телевизора, утюга, магнитофона, пылесоса... Вот только со временем оказалось, что вещи, сделанные человеком для своего удобства, могут не только помогать. Очень часто в нашем доме что-нибудь выходит из строя, ломается. Тогда человека подстерегают опасности.
По статистике детских травм можно увидеть, что большинство увечий несовершеннолетние получают именно дома, в быту. Бытовые травмы составляют 57% от всех травм. Это, как правило, ожоги и переломы.
Что же получается, наше жилище не безопасно?
Кто может сказать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? О чём будет тема урока? (Обучающиеся отвечают)
3.Сообщение темы и цели урока
Вы правы, целью нашего урока является рассмотрение опасных и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в нашем жилище. Кроме того, мы с вами обязательно должны выработать алгоритм действий во время возникновения таких ситуаций. А значит – обязательно должны разобраться, почему они происходят, эти неприятные для нас ситуации.
Итак, тема урока: «Квартира, как источник опасности»
4.Изложение нового материала
Опасность первая. Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.
Отгадайте загадки:
Только я, только я, Я на кухне главная. Без меня, как ни трудитесь, Без обеда насидитесь. (Электроплита)
Он охотно пыль вдыхает, Не болеет, не чихает. (Пылесос)
На столе, в колпаке, Да в стеклянном пузырьке Поселился дружок – Развеселый огонек. (Лампа)
Посмотри на мой бочок, Во мне вертится волчок, Никого он не бьет, Быстро крем вам собьет. (Миксер)
Два соседа колеса Собирают голоса, Друг от друга тянут сами Поясочек с голосами. (Магнитофон)
Не радио, а говорит, Не театр, а показывает. (Телевизор)
Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.
Правило 2. Никогда не тяни за электрический провод руками.
Правило 3. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.
Если прибор невзначай заискрился, Греть перестал или вдруг задымился, То побыстрее его выключай! Только потом до конца выясняй, Что же случилось и как же с ним быть, Можно ли этот прибор починить. Будет включённым прибор оставаться – Очень опасно к нему прикасаться: Или получишь тока удар, Или от искры начнётся пожар. Так что ты времени зря не теряй И из розетки прибор выключай! Выдернул вилку? – Тогда всё в порядке, Смело теперь устраняй недостатки!
Опасность вторая. Стиральная машина
Правило 1. Нельзя совать руку в стиральную машину во время работы. Руку может затянуть внутрь и искалечить. Ни в коем случае не открывай боковую дверцу. Тебя может ошпарить кипятком.
Опасность третья. Острые, колющие и режущие предметы.
Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности
Отгадывание кроссворда:
По горизонтали:
1.Без ног бежит, без огня горит,
без зубов, а кусается.
(Электричество) 7.Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег. Не зевай и не стой,
А залей его ... (Вода)
8.Шипит и злиться, Воды боится,
С языком, а не лает, 9.Посмотри на меня –
Без зубов, а кусает. (Огонь) Вся дырявая я
Но зато я ловко
Тру тебе морковку.(Терка)
11.Что опасного во мне, Если супа нет на дне? Только если суп горяч — От детей меня ты прячь!
(Кастрюля)
13. Это тесный-тесный дом,
Сто сестричек живут в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими... (Спички)
15.Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.
(Утюг)
16.Тит на работу вышел, Каждый услышал.
Сам он худ, голова с пуд,
Как ударит, крепко станет.
(Молоток)
По вертикали:
2.Как начнет говорить - разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать,
Да пальцы беречь — не обваривать. (Кипяток)
3.Остренькая проволочка,
Дырявая головочка.
Остренький зубок –
Береги-ка свой глазок. (Иголка)
4.Я пузатый и пыхтящий,
Ротозеев не терпящий.
Если только захочу,
Кипятком всех окачу. (Самовар)
5.Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
6.В брюхе жарко у меня, А в носу моем дыра. Когда все во мне кипит, Из нее пар валит. (Чайник)
10. Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как не трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Плита)
12. Он целый день звенел в бору
густом, от инея белесом.
А ночью, подойдя к костру,
Заснул, в бревно уткнувшись
носом. (Топор) 14.Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
(Гвоздь)
Опасность четвертая. Лекарства и бытовая химия.
Правило 1. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
Вот, что произошло с Алисой из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:
«На столе оказался стеклянный пузырек. «Раньше его тут не было», - вспомнила Алиса. К горлышку пузырька была привязана бумажка, а на ней большими печатными буквами было выведено: «Пей».
Это, конечно, было очень мило, но рассудительная Алиса не торопилась. «Сначала, - решила она, - посмотрим, не написано ли где-нибудь тут «ЯД». Алиса уже читала в детских книжках, как одни дети заживо сгорают на пожарах, а других пожирают кровожадные звери, и прочие занятные поучительные истории. А случались они потому, что эти дети не слушались старших и никак не желали запомнить, что если попилить палец пилой, то их него пойдет кровь, что если долго держаться за раскаленный утюг, то можно обжечься, и так далее. Вот почему Алиса никогда не забывала: если отпить из бутылки, на которой написано «ЯД», не исключено, что заболит живот.
На пузырьке не было написано «ЯД», и Алиса решила попробовать, что в нем. Оказалось до того вкусно — вроде вишневого сиропа со сливочным кремом, ананасом, хлебом с маслом, ирисками и жареной курицей, - что Алиса тут же выпила до капельки.
Помогите! - закричала она. - Я складываюсь! Как телескоп!
Так оно и было...»
Видите, что произошло с героиней книги.
Правило 2. Ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.
Химикаты - это яд!
И не только для ребят.
Жили в доме великаны,
И жили в доме тараканы.
Что же делать? Как тут быть?
Тараканов уморить!
И купили великаны
Средство против тараканов.
Но остались тараканы,
А не стало великанов.
Аккуратней надо быть,
Чтоб себя не отравить.
Опасность пятая (невидимая и неслышимая). Газ.
Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:
Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
Правило 6. Не бери спички без спроса.
- Что обозначают знаки?
Опасность шестая. Лестница, балкон и перила.
Как вы думаете, перила, лестница, балконы - это опасная зона? (Да.)
Человек - не птица!
Удобнее по лестнице спуститься.
Без парашюта с высоты прыгают только коты.
Больно падать с этажа мягким местом на ежа!
Тот, кто ездит по перилам,
может стать больным и хилым!
Он в больницу попадет
или в мусоропровод!
Опасность седьмая - незнакомцы
Ребята, а какие опасности подстерегают ребенка дома, если он остается один?
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком.
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник - он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Если кто-то лезет в дом,
Пробивая двери лбом,
Двери держатся едва...
Опасность седьмая - пожар
- Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно - возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Прежде чем вам представится такая возможность, ознакомьтесь с планом или с вопросами, на которые вам нужно будет ответить в своем звонке.
Адрес.
Объект (что горит - квартира, склад, школа...).
Что горит (что конкретно горит в квартире, школе...).
Номер дома.
Есть ли опасность для людей.
Фамилия.
Телефон.
Отгадывание загадок
1.Красная корова всю солому поела. (Огонь)
2.В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички)
3.Закопай — не сгниет, кинь в воду - поплывет. (Уголь)
4.Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь и дым)
5.Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра)
6.От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь)
7.Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я — огня сестричка, маленькая...(Спичка)
8.Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)
9.Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар) От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра)
10. Кто меня не бережется, тот так скоро обожжется. (Огонь)
11. На столе, в колпаке, да в стеклянном пузырьке поселился дружок - развеселый огонек. (Лампочка)
12. В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробка спичек)
13.Шипит и злится, воды боится, с языком, а лает, без зубов, а кусает. (Огонь)
14.Он для всех опасен нас, называют его... (Газ)
- А если случится беда, необходимо обратиться в службы спасения.
При пожаре не сидим, набираем... (101)
Видишь, на дороге случилась беда –
Незамедлительно звони …(102)
Стало плохо человеку-
Ты не медли, не реви.
Ведь помочь ему сумеешь,
Позвони, набрав…(103)
Коль почувствовал запах газа в квартире,
К телефону беги и звони…(104).
- Соблюдайте, ребята, меры безопасности и будьте здоровы.
5. Подведение итогов урока
Как вы сегодня увидели, в каждой опасной ситуации есть явная или скрытая причина её возникновения, являющаяся результатом нашей невнимательности и нашего незнания. Чтобы не попасть в такие ситуации, нужно изучать правила ОБЖ и быть внимательным.
Литература
1.Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Унивирсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».
2. Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности.