Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по чтению.»
2-й класс. Контрольная работа по чтению по теме «Жанры литературы. Виды текста» (Поур. разработки по лит. чтению к учебнику В.Ю Свиридовой)
Проверка техники чтения
Задание 1
Алёнка взяла красный шарик. И мы пошли. И вдруг Алёнка говорит: – Хочешь поносить? И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверное, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко: он может летать, а я его держу на привязи. Я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это взаправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря. Алёнка за голову схватилась: – Ой, зачем, держи!.. И стала подпрыгивать, как будто могла подпрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и заплакала: – Зачем ты его упустил? Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого хотел всю жизнь. И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка смотрела тоже, и многие взрослые останавливались и тоже задирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он всё летел и уменьшался. ...Мы шли и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна во дворе, и все нарядные и весёлые, а в чистое, синее небо улетает от нас красный шарик... И ещё я думал, как жалко, что я не могу это всё рассказать Алёнке. Я не сумею словами, и если бы сумел, всё равно Алёнке бы это было непонятно: она ведь маленькая. Вот она идёт рядом со мной, и вся такая притихшая, и слёзы ещё не совсем просохли у неё на щеках. Ей, небось, жаль своего шарика. И мы шли так с Алёнкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот она сказала: – Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик... чтоб ты его выпустил.
(По В. Драгунскому)
1. Прочитай текст тихо, вполголоса. 2. По сигналу учителя отметь место, где читаешь, простым карандашом. 3. Определи жанр текста, из которого взят этот отрывок, правильный ответ обведи кружком.
4. Подчеркни прямой линией строчки, где главный герой (Дениска) рассказывает, почему он выпустил шарик.
5. Аленка согласилась бы купить еще один шарик, чтобы выпустить его. Как ты думаешь, почему? Обведи кружком правильный ответ:
а) она не жадная, ей ничего не жалко для друга; б) ей интересно само явление: почему шарик полетел вверх; в) она увидела, что это необыкновенно красиво: красный шарик в синем небе; г) она жалеет шарики и отпускает их на волю.
6. Что можно сказать о Денисе, о его характере, прочитав этот текст? Выдели правильный ответ:
а) он эгоистичен, думает только о своих развлечениях; б) он очень смелый и решительный человек; в) он мечтатель и фантазер; г) он наблюдательный, любит все живое.
Определение стилевой принадлежности текста
Задание 2
1. Я всегда любил природу Алтайского края. Вот и этим летом решил отправиться в Белокуриху – небольшой курорт в предгорьях Алтая, знаменитый целебной водой. Когда-то я уже бывал в этих краях. Как сейчас помню недостроенную плотину на горной речушке Безымянке, в трёх километрах от Белокурихи. Я жил в низкой избе, прижатой горами к самой речушке. Безымянка лила прозрачные водопады, бормотала в камнях, должно быть, сердилась на тесноту. И над ней низко, как заботливые няньки, нависали кусты – ежевика, дикая малина и облепиха, – так что не прорвёшься к воде.
2. Речная долина – пространство, образованное разнообразной деятельностью рек. Долина состоит из русла, поймы (затопляемой части реки) и надпойменных террас. Река с её притоками образует речную систему. Территорию, с которой вода стекает в реку, называют бассейном реки. (Из энциклопедии)
1. Прочитай тексты 1 и 2 тихо, вполголоса.
2. В каком из текстов ощущается присутствие автора, его чувства и мысли? Обведи нужный ответ: а) в первом; б) во втором.
3. Выбери правильные ответы и обведи буквы кружком:
а) первый текст – научный; б) первый текст – литературный, художественный; в) второй текст – научный; г) второй текст – литературный, художественный.
4. В том тексте, который ты считаешь научным, подчеркни те слова, которые могут встретиться только в научном тексте.
5. В том тексте, который ты считаешь художественным, подчеркни сравнение волнистой линией, а олицетворение – прямой чертой.
Анализ стихотворения
Задание 3
Зацепилось солнце за сосну, Уронило в снег лучей охапку; Проходил медведь, сложил их в шапку. Рыжий мех у шапки был худой, Снег под ней растаял, стал водой, Той воды берёзка напилась, С перелётным ветром обнялась. Ни покоя ей теперь, ни сна – Так и началась в лесу весна!
(С.А. Островой)
1. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
2. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.
3. О чем это стихотворение?
а) о зимовье зверей; б) о снеге; в) о весне; г) о жизни медведя в лесу.
4. Какие строчки показались тебе самыми красивыми? Подчеркни их волнистой линией.
5. Найди прием олицетворения в стихотворении. Подчеркни нужные строки прямой линией.
Уровни выполнения работ
Задание 1
Проверка техники чтения. Темп чтения (при норме 50 слов в минуту)
4-й уровень – выше нормы;
3-й уровень – 40–50 слов;
2-й уровень – 30–40 слов;
1-й уровень – менее 30 слов.
Умение анализировать рассказ – понимать характеры героев
4-й уровень – даны верные ответы на все вопросы:
3. Б.
4. Подчеркнуты строки:
И сразу услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверное, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко: он может летать, а я его держу на привязи. Я взял и выпустил его.
5. В.
6. В.
3-й уровень – в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.
Задание 2
Умение отличать научный текст от художественного
4-й уровень – даны верные ответы на вопросы:
2. А.
3. Б, В.
4. Подчеркнуты слова, указывающие на принадлежность второго текста к научному: «речная долина», «пространство, образованное разнообразной деятельностью рек», «русло», «пойма», «затопляемая часть реки», «надпойменные террасы», «речная система», «бассейн реки».
5. Сравнение: «как заботливые няньки».
Олицетворение: «Безымянка... бормотала в камнях, сердилась на тесноту».
3-й уровень – в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.
Задание 3
Анализ стихотворения: умение понимать поэтическое слово, видеть его красоту, находить рифмы
4-й уровень – даны ответы на все вопросы:
2. Найдены рифмы: охапку – шапку, водой – худой, напилась – обнялась, сна – весна;
3. В.
4. Могут быть подчеркнуты любые строчки;
5. «Зацепилось солнце, уронило лучей охапку...», «той воды берёзка напилась, с перелётным ветром обнялась».
3-й уровень – в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й уровень – выполнена половина задания;
1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.