kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конструкт урока математики по теме «Действия с величинами. Решение задач»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся через создание проблемных ситуаций при решении задач с величинами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока математики по теме «Действия с величинами. Решение задач»»


Пояснительная записка

Изначально разработка представляла собой конспект урока с приложением в виде дидактических материалов. Однако учитывая переход начального образования на ФГОС второго поколения, считаю необходимым внести коррективы и представить конструкт урока, который будет отражать системно-деятельностный подход, направленный на получение конкретных результатов (личностных, метапредметных и предметных) через формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Урок математики в 4 классе по теме «Действия с величинами. Решение задач» (учебник Моро М.И. из УМК «Школа России») проводится в конце изучения раздела «Величины», что определяет тип урока - закрепление изученного материала. Урок включен в систему занятий, направленных на активизацию мыслительной деятельности обучающихся через создание проблемных ситуаций, поэтому ведущей технологией является технология проблемного обучения. Однако при организации самостоятельной работы во второй половине урока считаю важным предоставить каждому ребенку выбор трудности задания в соответствии с его возможностями, поэтому использую технологию уровневого обучения. Помимо этих технологий, которые названы базовыми для данного урока, используются элементы таких технологий как игровая, здоровьесберегающая, технология сотрудничества.

Цель урока: создание условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся через создание проблемных ситуаций при решении задач с величинами.

Задачи:

- обобщить знания о единицах длины, площади, массы, времени;

- закреплять умение преобразовывать величины;

- формировать умения пользоваться изученными величинами при решении задач разных видов;

- развивать логическое мышление – умение анализировать;

- формировать умения применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.

Планируемые результаты:

- личностные – развитие навыков сотрудничества со сверстниками при нахождении выхода из проблемных ситуаций;

- метапредметные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;; освоение способов решения проблем поискового характера; формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- предметные - приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-практических задач.

Оборудование:

- карточки с изображением героев (Кот Леопольд и мыши), с величинами;

- раздаточный материал – листы с текстами задач (по кол-ву учеников) и листы с инструкциями (один на группу).

В перспективе – перенос наглядных средств обучения на интерактивные, что позволит сделать процесс обучения более интересным для обучающихся.

Содержание занятия представлено в таблице (деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД), которая дополнена методическими советами для педагогов по организации отдельных этапов урока.

Такие этапы урока, как организационный момент и физпауза, которые имеют место на любом уроке, проведение которых у каждого учителя отработаны свои и которые не очень затратны по времени, в содержании урока не обозначены. Единственное замечание – физпауза проводится после этапа «Представление результатов работы группы» с целью организации мини-отдыха обучающихся перед самостоятельной работой.

Приложение содержит премерное размещение наглядности на доске на разных этапах урока, листы с текстами задач, листы с инструкциями, ключ с решениями задач.




Содержание занятия

1. Обозначение темы и цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

- Сегодня мы будем не просто решать задачи, а создавать матем-ий мультфильм. А вот какой теме он посвящен и кто станет его главным героем, вы узнаете, выполнив задание.

- На доске карточки, найдите лишнюю, объясните свой выбор.

- Подберите обобщающее слово к оставшимся карточкам, и конкретизируйте тему нашего урока.

- Чтобы узнать имя главного героя, нам понадобятся только единицы длины.

- Расположите единицы длины в порядке убывания, на обороте карточек прочитайте имя героя.


- Дети узнают форму проведения урока.





- Дети указывают карточку – на ней простое число.


- Делают обобщение – все остальные величины. Озвучивают тему – решение задач с величинами.

- Три ученика убирают единицы массы, единицы площади, единицы времени.

- Один ученик выполняет задание у доски, остальные контролируют и помогают.

- Проверяют правильность выполнения задания, читая имя на обороте карточек.

Л – развитие мотивов учебной деятельности;

Р – определение цели деятельн на уроке в диалоге с учителем;

П – развитие умения анализировать: классифицируют изученные величины, преобразовывают единицы длины и устанавливают взаимоотношения между ними;

К – умение выражать и аргументировать свои мысли.

Методические советы педагогам.

Дети распределены по группам заранее. Количество и наполняемость групп определяется учителем в соответствии с особенностями конкретного класса.

Листы с заданиями у всех одинаковые, но каждая группа будет работать подробно с одной конкретной задачей.

2. Работа в группах: анализ задач.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

- Нам предстоит составить план решения матем-ого мультфил. «Кот Леопольд на рыбалке», который состоит их 4 кадров. Мы поработаем подробно с тремя из них по группам. Каждая группа будет работать с отдельным кадром (они на листах отмечены заранее)– ответит на вопросы, предложенные в инструкции; разработает и представит план решения своей задачи, которым воспользуются все ребята класса.

- Принимают план работы учителя.

- Знакомятся с текстами задач своей группы.

- Совместно отвечают на вопросы, предложенные в инструкциях.

- Определяют проблему, предлагают возможный выход.

- Составляют план решения задачи.

- Готовятся к представлению результатов работы - распределяют роли для выступления.


Л – развитие навыков сотрудничества со сверстниками,;

Р – планирование деятельности;

П – создание способов решения проблем, выбор эффективных способов решения задач;

К –умение выражать свои мысли.

Методические советы педагогам.

На данном этапе используется технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций через подбор задач, в которых предложены нестандартный вопрос, нестандартная запись решения задачи, недостающие данные.

Возможно, дети не смогут выявить проблемную зону при самостоятельном анализе задач, поэтому инструкции двусторонние (лицевая сторона содержит план анализа, а обратная сторона - наводящие вопросы, подталкивающие обучающихся к обнаружению проблемы и путей ее устранения).

Учитель наблюдает за работой учащихся в группах и в случае необходимости оказывает помощь. В частности, предлагает данные для задачи, в которой они отсутствуют (У Леопольда было 2кг300г, у мышей – 1кг600г); показывает запись нестандартного решения (81=9х9).

3. Представление результатов работы группы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

- Группы завершили работу и готовы представить вашему вниманию план решения своей задачи. Я прошу вас представить свои выводы и внимательно послушать ответы одноклассников, т.к. вам предстоит записать решение нескольких задач.

- Учитель организует представление детских работ.

- Представляют результаты работы:

1 – выносит на доску план,

2 – зачитывает текст задачи,

3 – формулирует проблему и найденный выход,

4 – рассказывает план.

- Выслушивают ответы одноклассников, задают уточняющие вопросы, оказывают помощь в случае необходимости.

- Отражают ход своих рассуждений в плане решения задач, который вынесен на доску.

Л – развитие самостоятельности и личной ответственности за свою деятельность, формирование уважительного отношения к иному мнению

Р – прогнозиров.

результата;

П – знаково-символические – моделирование

К – умение выражать свои мысли.

Методические советы педагогам.

Необходимо настроить обучающихся на активное слушание. Для этого обязательно акцентировать внимание детей на том, что им предстоит записать решение не только той задачи, которую они анализировали в своей группе, но и остальные. А поскольку в каждой задаче есть что-то необычное, нужно не просто выслушать представление работы одноклассников, а выслушать осознанно, задать вопросы, если что-то непонятно.





4. Самостоятельная работа обучающихся по решению задач

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

- Итак, теперь вам предстоит самостоятельно«смонтировать»

кадры мультфильма. Задания предлагаю выбрать по уровням: на «5» - верно записать решение всех трех задач,

на «4» - верно записать

решение двух задач,

на «3» - верно записать

решение одной задачи.

- На дополнительную отметку вы самостоятельно решаете задачу из кадра №4. С задачами такого вида мы познакомились два урока назад, поэтому я хочу проверить, кто уже усвоил пройденный материал.

- Всем желаю успешной самостоятельной работы.

- Определяются с выбором задач для записи их решения.

- Записывают решение задач самостоятельно.

- Осуществляют самопроверку.

- По времени приступают к решению четвертой задачи.

Л – наличие мотивации к работе на результат;

Р – волевая саморегуляция;

П – самостоятельн создание способов решения задач.

Методические советы педагогам.

На данном этапе использую технологию уровневого обучения, т.к. считаю важным предоставить каждому ребенку выбор трудности задания в соответствии с его возможностями.

Изначально планировалось предложить на «3» записать решение той задачи, которая обсуждалось в группе, но потом предположила, что ребенку может больше понравиться другая задача. А как показала практика, один учащийся неверно оформил запись решения именно той задачи, которая обсуждалось в группе, но справились с задачей другого вида. Поэтому считаю нужным предлагать полную свободу выбора.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

- Итак, вы закончили самостоятельную работу, сдали тетради.

- Предлагаю вам домашнее задание по желанию:придумать свою задачу, которая будет претендентом для кадра №5.

- Оцените эффективность своей работы на уроке, закончив предложения:

«Я узнал…»

«Я удивился…»

«Я смог…»

«Я хочу…»

- Сдают тетради на проверку.

- Принимают объяснение д/з.

- Оценивают свою деятельность во время урока и свои достижения.

Л – формирование установки к творческому труду;

Р – оценивание качества и уровня усвоения материала;

К – умение выражать свои мысли.


Методические советы педагогам.

На уроке детьми оценивается собственная деятельность, позволившая достичь определенных результатов.

Оценивание самих предметных результатов (количество и качество решенных задач) осуществляется учителем в ходе проверки самостоятельных работ.

Для домашнего задания могут быть предложены различные варианты заданий на усмотрение учителя.









Приложение


Примерное размещение наглядности на доске во время этапа №1.

А)

420дм

4ц 7кг 2ч 5мин 5км 24года

4см 2мм 500 35м 400см

3дм 5см 50м 35т

3км 400м 3га 24мм 8м




Б)


5км 3км 400м 50м 420дм 35м 3дм5см 4см2мм 24мм

Л е о п о л ь д







Примерная запись планов решения задач на доске во время этапа №3.

Кадр №1

1)Ск. отрезали?

2)Ск. стоит отрез. кусок?

Кадр№2

1)Сторона квадрата?

2)Новая сторона?

3)Площадь новая?

4)На ск. больше?


Кадр №3

1)Ск. в ведре?

2)Ск. в котелке?

3)На ск. больше?






Инструкция (лицевая сторона листа)

  1. Прочитайте задачу и определите, о чем в ней речь.

  2. Объясните, что обозначает каждое числовое данное.

  3. Определите, что нужно знать для ответа на главный вопрос.

  4. Запишите план решения задачи в виде вопросов.


Инструкция (обратная сторона листа)


Для группы, которая работает с кадром №1.

1.Что обозначают величины 2м 94см и 163?

2. Что нужно сделать для удобства работы с этими величинами?

3. Что можно узнать, исходя из этих данных?

4. Перефразируйте вопрос задачи, чтобы было понятнее, что нужно узнать?

5. Запишите план решения в виде вопросов.


Для группы, которая работает с кадром №2.

  1. Какие величины встречаются в задаче и как они связаны между собой?

  2. О какой фигуре идет речь и каким свойством она обладает?

  3. Какая величина квадрата известна? Что можно из нее узнать?

  4. Как изменится длина квадрата при работе мышей?

  5. Что можно сосчитать, зная сторону нового квадрата?

  6. Каким будет последний вопрос?


Для группы, которая работает с кадром №3.

  1. О какой величине идет речь?

  2. Перечитайте вопрос задачи.

  3. По какому правилу ищем ответ на подобный вопрос?

  4. Как узнать? Чего не хватает в задаче?

  5. Внесите недостающие данные.

  6. Запишите план решения в виде вопросов.

Ключ. Решения задач.


№1

  1. 294-163=131(м) – отрезали

  2. 2х131=262(к.) – сэкономили

262к.=2р.62к.



№2

1. 81=9х9 9см – длина квадрата

2. 9+1=10(см) – новая сторона

3. 10х10=100(см ) – новая площадь

4. 100-81=19(см ) – увеличится



№3

1.2300+1200=3500(г) – в ведре

2. 1600+3350=4950(г) – в котелке

3.4950-3500=1450(г) – больше



№4

1.6-4=2 (о.) – больше

2. 300:2=150(г) – весит один окунь

3. 6+4=10(о.) – всего

4. 150х10=1500(г) – всего

Или 3.150х6=900(г) – съел Леопольд

4.150х4=600(г) – съели мыши

5. 900+600=1500(г) - всего



Литература

  1. БахтинаС.В. Поурочные разработки по математике: 4 класс: к учебнику М.И. Моро и др. «Математика. В двух частях. 4 класс» / С.В. Бахтина. – М.: Издательство «Экзамен», 2010

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификация пед. кадров/ под ред. Е.С. Полат – М.: Издат. Центр «Академия», 2005







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конструкт урока математики по теме «Действия с величинами. Решение задач»

Автор: Скворцова Светлана Владимировна

Дата: 11.06.2016

Номер свидетельства: 334024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок математики в 1 классе. УМК "Школа 2100" Тема: "Числа от 10 до 20" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-matiematiki-v-1-klassie-umk-shkola-2100-tiema-chisla-ot-10-do-20"
    ["file_id"] => string(6) "197515"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428252255"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства