Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), 4 класс
Модуль «Основы светской этики», урок №14
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Дружба» (1 час)
Цель:формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, добродетельности в дружеских отношениях и их отличие от других отношений.
Задачи:
- показать значимость, необходимость и ценность дружбы в жизни каждого человека;
- развивать эмоционально-нравственные качества, умение оценивать свои поступки и поступки других людей, соотносить их с общими человеческими ценностями;
- воспитывать у школьников чувство толерантности, сочувствия, доброжелательности, готовности помочь другому.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой речи.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Оборудование урока: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4 - 5 классы, «Рабочие листы», ПК, экран.
Ход урока:
Ι. Организационный момент и мотивация учебной деятельности.
Поговорим о разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим. Вдруг будет интересно…
- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?
II. Актуализация знаний и формулирование темы урока.
- Я предлагаю начать сегодняшний урок с просмотра мультфильма по произведению Сергея Козлова «Если тебя нет, то и меня нет». Он поможет вам понять, о чем мы будем сегодня на уроке говорить и размышлять.
… Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:
— Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
Медвежонок кивнул.
— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
— А ты где?
— А меня нет.
— Так не бывает, — сказал Медвежонок.
— Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?..
— Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
— Нет меня, нигде нет!!!
— Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-ок!..». Вот.
— Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?
— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…
- О чем же размышляли главные герои этого рассказа?
- Сформулируйте тему урока.
- Действительно, мы сегодня будем говорить о дружбе.
III. Изучение нового материала.
- Человек находится в разных отношениях с людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителем и учеником, отношения между одноклассниками, соседские отношения и др. Но человек может быть одинок, если у него нет друга.
- Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»? – С какими животными можно связывать слово «дружба»?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
- Какое определение дружбы дадите вы? (копилка идей)
- Подведем итог сказанному вами, узнаем, как в учебнике (стр.32) раскрывается понятие «Дружба» и запишем его в «Рабочих листах».
Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.
- Как называют людей, которых связывает между собой дружба?
- Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека.
- Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Друг – это твой одноклассник, с которым ты вместе познаёшь окружающий мир, каждый день делаешь новые открытия.
- У настоящей дружбы есть отличительные черты. Назовите их, прочитав в учебнике (стр. 32 – 33) и запишите в «Рабочих листах».
1.Избирательность
2.Бескорыстность
3.Взаимная симпатия и общность интересов
- Кто бы мог стать вашим другом?
- Выберите пять самых важных качеств, которыми должен, по вашему мнению, обладать настоящий друг и запишите их в «Рабочих листах» в порядке убывания по их значимости: честный, справедливый, веселый, привлекательный, надежный, спортивный, умный, внимательный, способный, преданный, щедрый, открытый, прямой, имеет чувство юмора, понимающий, неконфликтный.
- Если бы твой лучший друг сказал о том, что ему больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он сказал бы?
- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько вы обладаете качествами настоящего друга, оцените себя. Сделайте пометку на шкале самооценки в «Рабочих листах»: насколько вы – настоящий друг. Обоснуйте свой вывод.
- Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить. Напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом.
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Что может помешать дружбе?
- Послушайте притчу о дружбе, которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне:
«Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.» – О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, даже когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».
- Вернемся к народной мудрости.
IV. Игра – физминутка «Собери пословицу»
- Пословица разделена на две части. Каждый ученик получает одну часть пословицы. Ему надо найти свою вторую половинку и объединиться в новую пару.
Нет друга – ищи, … …а нашел - береги
Не имей сто рублей - … … а имей сто друзей.
Человек без друзей … … что дерево, без корней.
Дружба – как стекло :.. … разобьёшь – не сложишь
Старый друг … … лучше новых двух.
Скажи мне, кто твой друг, … … и я скажу, кто ты.
Дружбу помни,… … а злобу забывай.
Будь с другом и в горе,… … и в радости.
Дружба крепка не лестью,…. а правдой и честью.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, ….. а тот, кто в беде помогает.
Друг спорит,…. а враг поддакивает.
Дружба не гриб, ….в лесу не найдёшь.
Друг лучше старый,…. а платье новое.
V. Закрепление изученного материала.
- Какие отличительные черты дружбы проявились в этих пословицах?
- Сейчас мы говорили о народной мудрости, а вот с какими размышлениями о дружбе делится с нами современный писатель Феликс Кривин:
«Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придётся нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другим не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести целый трамвай»
- Часто дружба проверяется на прочность в различных ситуациях. Некоторые из них мы сейчас разберем, чтобы понять, как лучше поступить в той или иной ситуации.
Работа в парах. «Как бы я поступил?»
- Выберите и обсудите в парах предложенную ситуацию.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.
- Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
- Я приглашаю вас к доске. Чтобы все увидели, кто в классе настоящие друзья. Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга». В этой игре участвуют пары друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответы на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
1. Какой урок у него любимый?
2. Какое время года у него любимое?
3. Кем хочет стать, когда вырастет?
4. Какое животное он любит?
5. В какие игры любит играть?
- Ну что ж, как видим, ребята хорошо знают, чем живет каждый из друзей, какие у них интересы и мечты.
- А для тех, кто еще не нашел себе друга в классе, предлагаю поиграть в игру
«Пусть встанут те, кто….»
- Я буду называть особенности характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать.
…кто любит конфеты;
…кто помогает одноклассникам;
…кто любит рисовать;
…кто никогда не обманывает;
…кому нравится класс, в котором он учится…
- Ребята, чем больше общего вы нашли между собой, тем легче вам будет стать настоящими друзьями.
VI. Творческое задание.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Для этого выполним небольшое творческое задание по теме урока «Дружба» - составим синквейн и запишем в «Рабочих листах».
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Дружба.
Верная, взаимная.
Сближает, связывает, помогает.
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.
Друг.
VIΙ. Итог урока.
- Оцените свою работу на уроке в «Рабочих листах»:
Мне было сегодня интересно.
Я сегодня был активен.
Тема разговора для меня была важна.
- Как на уроке работал класс:
Добросовестно
Увлеченно
Без интереса
VIΙ. Домашнее задание: составить «Кодекс дружбы» (перечень правил, которыми должны пользоваться друзья).