kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Дружба" (ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с темой "Дружба", в ходе которого дети знакомятся с законами и секретами дружбы.                                                                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дружба" (ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")»

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), 4 класс

Модуль «Основы светской этики», урок №14

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Дружба» (1 час)

Цель:формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, добродетельности в дружеских отношениях и их отличие от других отношений.

Задачи:

- показать значимость, необходимость и ценность дружбы в жизни каждого человека;

- развивать эмоционально-нравственные качества, умение оценивать свои поступки и поступки других людей, соотносить их с общими человеческими ценностями;

- воспитывать у школьников чувство толерантности, сочувствия, доброжелательности, готовности помочь другому.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;

- умение определять успешность своего задания;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

- формировать умение отбирать главное, синтезировать;

- оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой речи.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Оборудование урока: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» 4 - 5 классы, «Рабочие листы», ПК, экран.

Ход урока:

Ι. Организационный момент и мотивация учебной деятельности.

Поговорим о разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Поговорим. Вдруг будет интересно…

- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

II. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Я предлагаю начать сегодняшний урок с просмотра мультфильма по произведению Сергея Козлова «Если тебя нет, то и меня нет». Он поможет вам понять, о чем мы будем сегодня на уроке говорить и размышлять.

Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:

Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!

Медвежонок кивнул.

Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.

А ты где?

А меня нет.

Так не бывает, — сказал Медвежонок.

Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?..

Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!

Нет меня, нигде нет!!!

Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-ок!..». Вот.

Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?

Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…

- О чем же размышляли главные герои этого рассказа?

- Сформулируйте тему урока.

- Действительно, мы сегодня будем говорить о дружбе. 

III. Изучение нового материала.

- Человек находится в разных отношениях с людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителем и учеником, отношения между одноклассниками, соседские отношения и др. Но человек может быть одинок, если у него нет друга.

- Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.

– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово «дружба»?

– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

- Какое определение дружбы дадите вы? (копилка идей)

- Подведем итог сказанному вами, узнаем, как в учебнике (стр.32) раскрывается понятие «Дружба» и запишем его в «Рабочих листах».

Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.

- Как называют людей, которых связывает между собой дружба?

- Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека.

- Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний. Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Друг – это твой одноклассник, с которым ты вместе познаёшь окружающий мир, каждый день делаешь новые открытия.

- У настоящей дружбы есть отличительные черты. Назовите их, прочитав в учебнике (стр. 32 – 33) и запишите в «Рабочих листах».

1.Избирательность

2.Бескорыстность

3.Взаимная симпатия и общность интересов

- Кто бы мог стать вашим другом?

- Выберите пять самых важных качеств, которыми должен, по вашему мнению, обладать настоящий друг и запишите их в «Рабочих листах» в порядке убывания по их значимости: честный, справедливый, веселый, привлекательный, надежный, спортивный, умный, внимательный, способный, преданный, щедрый, открытый, прямой, имеет чувство юмора, понимающий, неконфликтный.

- Если бы твой лучший друг сказал о том, что ему больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он сказал бы?

- Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько вы обладаете качествами настоящего друга, оцените себя. Сделайте пометку на шкале самооценки в «Рабочих листах»: насколько вы – настоящий друг. Обоснуйте свой вывод.

- Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить. Напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом.

- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

- Что может помешать дружбе?

- Послушайте притчу о дружбе,  которая рассказывает про двух друзей, идущих в пустыне:

«Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.»
– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: «Настоящий друг с тобой, даже когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой».

- Вернемся к народной мудрости.

IV. Игра – физминутка «Собери пословицу»

- Пословица разделена на две части. Каждый ученик получает одну часть пословицы. Ему надо найти свою вторую половинку и объединиться в новую пару.

  1. Нет друга – ищи, … …а нашел - береги

  2. Не имей сто рублей - … … а имей сто друзей.

  3. Человек без друзей … … что дерево, без корней.

  4. Дружба – как стекло :.. … разобьёшь – не сложишь

  5. Старый друг … … лучше новых двух.

  6. Скажи мне, кто твой друг, … … и я скажу, кто ты.

  7. Дружбу помни,… … а злобу забывай.

  8. Будь с другом и в горе,… … и в радости.

  9. Дружба крепка не лестью,…. а правдой и честью.

  10. Не тот друг, кто на пиру гуляет, ….. а тот, кто в беде помогает.

  11. Друг спорит,…. а враг поддакивает.

  12. Дружба не гриб, ….в лесу не найдёшь.

  13. Друг лучше старый,…. а платье новое.

V. Закрепление изученного материала.

- Какие отличительные черты дружбы проявились в этих пословицах?

- Сейчас мы говорили о народной мудрости, а вот с какими размышлениями о дружбе делится с нами современный писатель Феликс Кривин:

«Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придётся нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другим не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести целый трамвай»

- Часто дружба проверяется на прочность в различных ситуациях. Некоторые из них мы сейчас разберем, чтобы понять, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Работа в парах. «Как бы я поступил?»

- Выберите и обсудите в парах предложенную ситуацию.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

- Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

- Я приглашаю вас к доске. Чтобы все увидели, кто в классе настоящие друзья. Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга». В этой игре участвуют пары друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответы на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

1. Какой урок у него любимый?

2. Какое время года у него любимое?

3. Кем хочет стать, когда вырастет?

4. Какое животное он любит?

5. В какие игры любит играть?

- Ну что ж, как видим, ребята хорошо знают, чем живет каждый из друзей, какие у них интересы и мечты.

- А для тех, кто еще не нашел себе друга в классе, предлагаю поиграть в игру

«Пусть встанут те, кто….»

- Я буду называть особенности характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать.

…кто любит конфеты;

…кто помогает одноклассникам;

…кто любит рисовать;

…кто никогда не обманывает;

…кому нравится класс, в котором он учится…

- Ребята, чем больше общего вы нашли между собой, тем легче вам будет стать настоящими друзьями.



VI. Творческое задание.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Для этого выполним небольшое творческое задание по теме урока «Дружба» - составим синквейн и запишем в «Рабочих листах».

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Дружба.

Верная, взаимная.

Сближает, связывает, помогает.

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.

Друг.

VIΙ. Итог урока.

- Оцените свою работу на уроке в «Рабочих листах»:

  • Мне было сегодня интересно.

  • Я сегодня был активен.

  • Тема разговора для меня была важна.





- Как на уроке работал класс:

  • Добросовестно

  • Увлеченно

  • Без интереса

VIΙ. Домашнее задание: составить «Кодекс дружбы» (перечень правил, которыми должны пользоваться друзья).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Дружба" (ОРКСЭ модуль "Основы светской этики")

Автор: Демьянова Лидия Александровна

Дата: 10.08.2016

Номер свидетельства: 339013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства