1. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
* организовать деятельность обучающихся по знакомству с понятием «приставка» и распознаванию родственных слов с приставками;
* формировать умение давать характеристику звукам, сравнивать их.
* регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;
* коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах;
* познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
* познавательные (общеучебные) - способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов;
* организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.
- магнитная доска.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация | Сегодня на уроке у нас находятся гости. - Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь. - Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке? | Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся. Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п. | Личностные: положительный эмоциональный настрой на урок. |
2. Актуализация знаний | - По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте тему урока . Слайд 1 На слайде появляется тема урока: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки» | На странице «Содержание» читают название темы урока: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки» | Познавательные: поиск информации в учебной книге. Регулятивные: постановка учебной задачи самостоятельно. |
- Какое высказывание мы уже встречали? - С помощью какой части слова мы уже умеем образовывать слова? -Где находится суффикс? -Смысл какого слова в названии темы вызывает у вас затруднение? | Как делаются слова. С помощью суффикса. Суффикс находится после корня. Приставка. |
- Кто уже может объяснить значение этого слова? | Ответы детей: -«это, может быть, такая часть речи» -«это, может быть, часть слова» и др. |
- Мнения разные. Как быть? | Предлагают на уроке выяснить (уточнить), что такое приставка. |
3. Мотивация и целеполагание | Давайте поставим цели на урок. Слайд 2. На слайде появляются опорные слова: Я хочу - узнать, что… - узнать, какие… - понять, где… | Я хочу научиться - находить…, - составлять…, - обозначать… | - Прочитайте ещё раз тему урока. | Самостоятельная деятельность детей: чтение темы урока. | Регулятивные: постановка учебной задачи самостоятельно. Личностные: учёт позиции собеседника. Коммуникативные: работа в парах. |
- По опорным словам сформулируйте для себя цель урока: чему вы хотите научиться на уроке?. | Обдумывают свою цель. |
- Проговорите в парах друг другу цель, которую постараетесь сегодня достичь. | В парах по опорным словам продолжают фразы: -«Я хочу узнать, что такое приставка, какие бывают приставки», - «Я хочу понять, где стоят приставки», -«Я хочу научиться находить приставки, обозначать на письме приставки» и т. п. |
- Озвучьте свою цель. Учитель благодарит ребят. | Несколько обучающихся произносят вслух собственную цель. |
4. Открытие новых знаний. | - На какой странице надо открыть учебник? | На странице 59. | Познавательные: поиск информации в учебной книге. Личностные: учёт позиции собеседника. Коммуникативные: работа в парах. Регулятивные: работа по совместно составленному плану. Познавательные: поиск информации в учебных словарях. |
Слайд 3. На слайде появляется изображение Волшебницы Анишит Йокоповны со словами «ПЛАН РАБОТЫ» Что предлагает нам сделать волшебница Анишит Йокоповна? | Читают на слайде: Плана работы. Предполагают, что волшебница предлагает составить план работы урока. |
- Рассмотрите страницы учебника и скажите эта тема расчитана на один урок или несколько?Найдите границу первого урока, рассмотрите задания. - Давайте обсудим план работы. | Рассматривают страницы учебника. Находят в учебнике на с.59-60 условные знаки и задания к уроку. |
-К нам не случайно пришла на урок Волшебница. Она спрятала пункты плана у вас на партах! Чтобы составить план, поработаем в парах. -Найдите в раздаточном материале лист, который может быть пунктом плана. Обсудите его место в плане урока. Какой пункт плана должен быть первым? Вторым? и т.д. | Работают в паре. В каждой паре на столах из раздаточного материала находят один из пунктов плана: 1.Выполним упр. 64 2. Изучим плакат Летучей Мыши. 3. Выполним упр. на с.60. 4. Разгадаем ребус. Работа в Т2, №42 5. Задание «Если буква заблудилась». 6. Подведем итоги. 7. Оценим свою работу. |
Дети обсуждают в паре и предлагают место пункта в плане работы, представитель от пары вывешивает табличку с названием пункта плана. Совместно составляется план работы. |
- Просмотрите план работы урока. - Согласны работать в таком порядке? Тогда - вперед за новыми знаниями! | На доске: 1.Выполним упр.64. 2. Изучим плакат Летучей Мыши. 3. Выполним упр. на с.60. 4. Разгадаем ребус. Работа в Т2, №42. 5.Выполним задание « Если буква заблудилась». 6. Подведем итоги. 7. Оценим свою работу. |
- Посмотрите на задание, какой значок увидели? - Прочитайте задание к упр.64. | Определяют по условному знаку (пиктограмме), что нужно обратиться к «Обратному словарю» Читают задание и находят слова на –ТЬ, родственные слову бежать. Находят: бежать забежать добежать пробежать убежать выбежать |
- Как можно назвать слова и почему? | Слова родственные, у них общий корень -беж-, они близки по смыслу. |
- Что ещё заметили? | Перед корнем стоят частички, они выделены голубым цветом. |
- Ответьте на вопросы учебника (упр.64.) и сделайте вывод. - Эти частички придают словам разный смысл? - От какого слова образовались все эти слова с частичкой перед корнем? - Зачем же нужна эта частичка? - Где она находится? | Подробно отвечают на вопросы учебника и делают вывод: у родственных слов перед корнем бывает ещё одна часть слова, которая вносит изменение в слово (образовывает новое слово). Она находится перед корнем. |
- Подумайте, как называется эта часть слова? - Откуда вы это знаете? -Где можно уточнить так ли это? | Ученики дают ответ: приставка. Говорили старшие, рассматривал учебник. В учебнике. |
Динамическая минутка или пальчиковая гимнастика | -Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем. -Садитесь. Возьмите в руки карандаш. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. | Выполняют несколько упражнений. Садятся. Крутят карандаш между ладошек и пальчиков. | |
5. Первичное закрепление
| - Переходим к следующему пункту нашего плана. - Пользуясь Плакатом Летучей Мыши на с.60 учебника, постарайтесь дать научное объяснение слову «приставка»? - Что такое приставка? - Где стоит приставка? - Для чего она нужна? Слайд 4 1) Приставка - часть слова. 2) Стоит перед корнем. 3) С помощью приставки образуются новые слова. - Обратите внимание, как обозначается приставка. | Изучим плакат Летучей Мыши. Читают плакат Летучей Мыши на с.60, объясняют своими словами: 1) Приставка - часть слова. 2) Стоит перед корнем. 3) С помощью приставки образуются новые слова. | Познавательные: поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией. Познавательные: использование знаково-символических моделей (схем) для обозначения частей слов. Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
-Далее будем работать в парах. Инструкция: - Найдите в конверте карточки, на которых схематически изображены части слова. - Рассмотрите их и сконструируйте возможную схему слова по его частям. Одна пара конструирует схему на доске. - Проверим. | Одна пара конструирует у доски схему слова: ¬ | | ^ | □ | |________| | | Совещаются в парах и составляют схему слова. Проверяют, как выполнила задание пара у доски. |
- Что можно сказать о приставке по схеме слова? - Где она находится? - Что нужно уметь находить, чтобы узнать приставку? | Ответы детей: - Приставка стоит перед корнем. - Чтобы узнать приставку, что нужно уметь находить корень. |
- Итак, расскажите все, что узнали о приставке. | Рассказывают, что запомнили: 1) Приставка - часть слова. 2) Стоит перед корнем. 3) С помощью приставки образуются новые слова. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| - Обратимся к следующему пункту плана. - Прочитайте задание на с.60. - Чем нужно дополнить слова? - Посмотрите на список слов, какими приставками можно дополнить слова? | Выполним упр. на с.60. Находят упр. на с. 60. Читают задание. Ответы детей: Приставками – до, -у, за, про. | Познавательные: поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией. Коммуникативные: работа в парах. Личностные: учёт позиции собеседника. Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. |
- Это задание будете выполнять в парах. Инструкция: -Дополните словосочетания устно, затем запишите в тетрадь по 2 словосочетания и выделите приставки. -Договоритесь в парах, с какими словосочетаниями будете работать. - Самопроверку выполните по записям слайда. Слайд 5. - У кого получилось без ошибок? Отметьте знаком + рядом со словосочетанием. Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы. | Работают в парах. Составляют словосочетания, записывают, проверяют по записям слайда: добежать до аптеки; забежать за лекарством; убежать от собаки; пробежать мимо дома. Отмечают знаком «+» правильно выполненную работу. |
- Что нас ждет дальше? Слайд 6. На слайде появляются картинки с условными обозначениями, по которым нужно разгадать слоги и составить слово: АЛьбом, нота ФА, сВИсТок. | Нас ждёт ребус. Дети отгадывают слово: «АЛФАВИТ» |
- Это словарное слово. Найдите в тетради для самостоятельной работы на с.31 № 42, прочитайте задание, запишите слово, поставьте ударение. | Работают в тетрадях для самостоятельной работы, находят словарное слово в словаре «Произноси правильно». Записывают, ставят ударение. | Познавательные: поиск информации в учебных словарях. |
- Разберите слово по составу. | Все слово корень, приставки нет. |
Физкультминутка для глаз | Указать варианты движения глаз: влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали, по периметру стены, доски, зажмурить, открыть широко, похлопать ресницами, закрыть, сосчитать до 5, открыть. | Выполняют упражнения для расслабления. | |
7. Повторение пройденного материала. | Переходим к следующему пункту плана. Задание «Если буква заблудилась» Прочитайте стихотворение. - В каком слове буква заблудилась? - Прочитайте стихотворение с новым словом. - Запишите эту пару слов. - Назовите буквы, которыми различаются слова. - Назовите звуки, которыми различаются слова. - Дайте характеристику этим звукам. - У звуков одинаковые характеристики? | Ответы детей: -Буква заблудилась в слове СОВЕ, вместо В надо написать Ф. - Слова различаются буквами В-Ф - Слова различаются звуками [в'][ф'] -Звуки: звонкий, мягкий, глухой мягкий. - У звуков разные характеристики. | Познавательные: умение пользоваться инструкцией. поиск информации в учебной книге. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) 9.Домашнее задание. | - Какой следующий пункт нашего плана? - Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока? Кто достиг своей цели? - Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового? Для ответа можно пользоваться опорными словами на слайде: Слайд 7 узнал, что… - узнал, какие… - понял, где… научился - находить…, - составлять…, - обозначать… | Подведем итоги. Вспоминают свою цель, поднимают руку те, кто достиг цели. Продолжают фразы, написанные на обратной стороне доски. | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля, взаимооценки. |
- Чью работу на уроке можно отметить? | Называют имена отличившихся детей. |
- Всё, урок можно закончить или нет? -У вас на столах есть смайлики, с их помощью вы оцените свою работу на уроке. Слайд 8. - Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы поняли тему и можете помочь другим. Поднимите первый смайлик. - Если вы считаете, что поняли тему, но вам ещё нужна помощь. Поднимите второй смайлик. - Если вы считаете, что было трудно на уроке. Поднимите третий смайлик. | Нет, мы должны оценить свою работу. Дети поднимают соответствующий смайлик. | Регулятивные: развитие навыков самоконтроля. Познавательные: умение пользоваться информацией в учебной книге. |
-Определите, какое у вас сегодня будет домашнее задание. - Как вы это определили? | Ответы детей: В тетради с печатной основой задание №43. Рядом с заданием есть галочка. |
-Молодцы! Спасибо. Урок окончен. | |