1. Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний 3. Постановка учебной задачи 4. «Открытие» учащимися нового знания» 5.Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с фронтальной проверкой 7. Включение нового знания в систему знаний 8. Итог урока 9. Рефлексия 10. Домашнее задание: 1. Упр.516, упр. 518 по выбору. 2. Выделить части слова в словах-ловушках (садовник, садовод) по желанию. | Раз, два, три – Друга в помощь бери. Послушайте стихотворение и проследите по тексту, есть ли в этом стихотворении родственные слова. (Учитель читает стихотворение) КАК РАСТУТ СЛОВА Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово было корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из садика рассада, Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. Е. Измайлов - Какие слова называются родственными? - Какое слово помогает объединить эти слова в семью? - Выделите в этих словах корень. - С помощью чего образуются родственные слова в русском языке? - Продолжите предложения: Приставка – это … Суффикс – это … - Какую роль выполняет окончание? - Выделите известные части в словах. Приготовьте карточки (+ , -, ?) для проверки. Что у вас получилось? - Смогли мы до конца выполнить задание? У слов садовник и садовод мы поставим знак вопроса. Попробуйте самостоятельно найти правильный ответ в книжках-подсказках на перемене или дома. -Сделайте вывод: из каких частей могут состоять слова русского языка? -Какие части слова служат для образования слов? Сегодня мы продолжим открывать тайны образования слов в русском языке. А о своем открытии вы расскажите в конце урока. (Рисунок упр.515. Учебники детей закрыты) - Представь себя на месте того, кто нарисован. Одним словом с корнем -хож- ответь: Что ты делаешь? ( На экране появляются слова с «окошками») п.р.хожу п.дхожу .бхожу з.хожу вхожу выхожу ухожу - Что можно сказать о данных словах? - Какая часть слова придаёт каждому слову своё значение? - А почему я оставила «окошки» в словах? - Откройте учебники на с.96. Найдите подсказку. С помощью каких приставок образовались данные слова? - Запомните: Большая часть приставок всегда пишется одинаково. Советую, чтобы данная шпаргалка попала в ваш справочник. - Запишите слова в тетрадь, выделяя корень и приставки. Укажите в словах орфограммы. Упр.517. Не читая задания, вы можете предположить, что мы будем делать? - Сколько групп слов здесь спряталось? - I вариант: Запишите 5 слов с корнем –ЛЕТ-. II вариант: Запишите 5 слов с корнем – БЕГ-. Наблюдайте, как приставки меняют значение слов. Постарайтесь самостоятельно выполнить последующие задания упражнения. - Проверяем. Что ещё было необходимо выполнить в упражнении? - Оцени свою работу по шкале. - Придумайте предложения с новыми словами. - Запишите в тетрадь понравившееся предложение. Не забывайте об «окошках». - Подчеркните слова с приставками двумя чертами. - На какой вопрос отвечают данные слова? - Что называют данные слова? - Открою маленький секрет. В русском языке с помощью приставок чаще всего образуются слова, называющие действие. - РАБОТА В ГРУППАХ. Каждая группа получает конверт с 5 карточками. Запишите одним словом ответ на вопрос ЧТО СДЕЛАЛ? Отметьте в словах приставки. Что необходимо помнить, чтобы правильно выполнить это задание? КАРТОЧКА 1. Начал говорить – 2. Начал плыть – 3. Перестал цвести – 4. Закончил читать – 5. Закончил идти – - Что называют новые слова? - Какая часть слова придаёт новое значение слову? - Последний вариант многие отметили как «ловушка». Почему? У кого есть ответ? - Ребята, а я в начале урока не назвала тему, над которой мы работали. Подумайте, чему вы учились сегодня на уроке? - О каких открытиях вы расскажите своим родителям и друзьям? - Отметь смайликом своё настроение. | Учащиеся работают в парах с текстовыделителем. На столе лист с напечатанным текстом. - В тексте есть родственные слова: сад, садик, рассада, посадки, садовник, садовод. ( Слова появляются на экране) - Родственные слова – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. - У родственных слов один корень. - Поэтому их называют ещё однокоренными. - Сад. Дети выделяют корень в словах текста. - С помощью приставок и суф-фиксов. …часть слова, которая находится перед корнем. … часть слова после корня. - Окончание служит для связи слов в предложении. Дети продолжают работу в парах. По цепочке один человек из пары называет состав слова. Другие пары подают сигнал (+, -, ?). На экране – правильный образец. При разборе слов садовник и садовод возникли разногласия.) - Нет. - Приставка, корень, суффикс, окончание -Приставка, суффикс - перехожу подхожу обхожу захожу вхожу выхожу ухожу - Они однокоренные, или родственные. - Приставка. - Мы не знаем, как пишутся приставки. Дети читают приставки данные в таблице, проговаривая их орфографически. На экране появляется запись: В- ВЫ- У- ДО- С- ОТ- НА- ПО- ЗА- ПОД- ПРИ- ПЕРЕ- Учащиеся самостоятельно записывают слова в тетрадь, опираясь на таблицу. Дети ещё раз перечитывают слова, орфографически проговаривая приставку. На экране в «окошки» вставляются буквы зелёного цвета.) - Составлять слова с приставками нам поможет схема. - Две. Родственные слова к слову ЛЕТИТ и родственные слова к слову БЕГУ. - Выделить приставки, подчеркнуть орфограммы. (Несколько учащихся зачитывают получившиеся группы слов. На полях дети оценивают свою работу.) (Выслушиваются ответы детей, по ходу учащимися корректируются неудачные предложения. Дети самостоятельно записывают предложения.) - Что сделает? Что сделаю? - Действие. (В группе 5 человек) - Написание приставок можно проверить по шпаргалке. - Корень в однокоренных словах пишется одинаково. (Карточка каждой группы появляется на доске. Представители групп объясняют выполнение задания. Работы сверяют с эталоном.) заговорил поплыл отцвёл дочитал дошёл - Действие. - Приставка. - Здесь новое слово не однокоренное данному. - Мы учились образовывать и писать слова с приставками. (Выслушиваются ответы детей.) - С помощью приставок образуются родственные слова. - Написание приставок надо запомнить. - Чаще всего в русском языке с приставками встречаются слова, называющие действие. (Дети своих маленьких смайликов помещают под большими, помещёнными на доске.) | П: выделять существенную информацию из текста на основе ранее полученных знаний П: умение владеть полученными ранее знаниями К: умение оформлять свои мысли в устной речи К: умение работать в парах П: определять круг своего незнания, находить с помощью учителя или самостоятельно информацию в учебнике (словаре) П: умение делать выводы, отвечать на простые вопросы учителя Р: умение принимать учебную задачу П: умение наблюдать и делать выводы Л: формирование интереса к учению Р: умение выделить проблему П: умение пользоваться информацией учебника Р: умение самостоятельно организовать учебное место, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Л: умение адекватно оценивать свою работу П: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя К: умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом П: умение соотносить выполненное задание с образцом учителя, корректировать выполненное задание Р: умение анализировать, систематизировать, обобщать Л: желание продолжить свою учебу |