На сегодняшнем уроке познания мира, мы обобщим свои знания о нашей республике, поэтому я назвала этот урок « Под единым шаныраком».
Слайд 1
Мы с вами один народ, одна семья, живем в мире и согласии много лет. У нас с вами одни идеи, одни мечты и одно будущее.
Слайд 2
Слайд 3,4 (как панорама)
Слайд 5
На обширных просторах Евразии, в самом центре Великой степи Сары-Арки, находится наша страна – независимая Республика Казахстан, занимая 9 место по площади среди других стран мира.
Слайд 6-13
ШИРОКИ и богаты земли Казахстана. Высочайшие снежные горы и плоские равнины, стремительные реки и зеркальная гладь озер, цветущие луга и знойные пустыни - все это наш Казахстан. Ранней весной в южных долинах распускаются великолепные ковры из трав, тюльпанов и маков, а на севере еще вовсю господствует зима.
Слайд 14-17
Разнообразен животный мир нашей страны. Каких только животных и птиц не встретишь на ее просторах!
В течение обучения мы с вами много говорили о нашей Родине, о красоте и богатстве нашего Казахстана, его истории и символах.
И сегодня снова пойдёт речь о нашем государстве. Но сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Кто знает, как называется республика, в которой мы с вами живем?
Все мы знаем, что на территории нашей республике проживает много людей, разных национальностей, но все мы друг другу друзья.
1
Слайд 18
Все люди, живущие у нас в республике очень дружны, они вместе отдыхают, справляют различные праздники и ходят, друг к другу в гости.
Вот и мы с вами сейчас пойдем в гости. У нас есть 2 группы, в которых мы выбрали спикеров, это Алина и Никита, они и будут хозяевами, к которым будут приходить гости, это ребята из другой группы.
Люди, живущие на нашей земле, очень гостеприимны и заранее готовятся к приходу гостей, так и наши хозяева заранее приготовили для вас сообщения о Казахстане. Сейчас группа Алины пойдет в гости к Никите, а группа Никиты к Алине. Пожалуйста, внимательно слушайте и запоминайте, что вам расскажут ребята, чтобы справиться с дальнейшими заданиями.
А вашим заданием, уважаемые гости, будет подумать, что вы уже знали из того, что вам рассказали ребята.
-Задание №1. «Идем в гости».
(Ребята рассказывают, то, что самостоятельно узнали о республике Казахстан из различных источников).
- Задание №2. Внимательно посмотрите клип о нашей Республике. Вторым вашим заданием будет, сказать, что нового вы узнали.
- Видео «Путь независимости».
Ну, а теперь мы поблагодарим за гостеприимство наших хозяев и вернемся на свои места. У каждого из вас, есть на столах листочки в 3 вопросами – что я знал? Что узнал? В чем ошибался? Заполните эту карточку.
-Давайте озвучим наши ответы.
Ну а теперь немного отдохнем. Все люди Казахстана очень любят веселиться, играть, петь и танцевать. Сейчас я предлагаю вам флэш – моб «Кара-Жорга».
Задание № 3.
Символы.
Все вы знаете, что у любого государства есть свои символы. Что это за символы? (Герб, гимн и флаг).
Слайд 18
символ – Государственный флаг.
У вас на столах лежат альбомные листы, на которых обозначены цвета и составные частей флага, соедините стрелками составные части флага и его обозначения.
Одноцветие – единство,
Голубой цвет – символ неба,
Небо – мира и благополучия;
Солнце – богатство и счастье,
Орел- свобода, стремление к высоким помыслам,
Орнамент – уважение к традициям)
Кто автор флага? (Ш.Ниязбеков)
2
2 символ – герб.
Авторами нашего замечательного герба являются Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов.
2
Прошу команды ответить на вопросы:
Образ общего дома всех людей, проживающих в Казахстане на государственном гербе республики? (Шанырак — верхняя сводчатая куполообразная части юрты)
Кто оберегает шанырак с двух сторон, выражает идею служения общему дому — Родине.
(Тулпар - мифический конь)
Что расположено в нижней части герба? (надпись )
Этот символ обозначает, что наши сердца и объятия открыты представителям
всех пяти континентов. (Пятиконечная звезда).
3символ нашей Республики это гимн, который мы исполняем в особенных случаях и в торжественной обстановке.
Ну а теперь немного отдохнем и угадаем загадки казахского народа.
Загадки.
В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко – Шьёт, зашивает и колется колко, А называют кораблик… (иголка)
По тёмному небу ты долго летала, Потом ты, наверное, очень устала И вниз головою над нами висишь, И все мы глядим на летучую… (мышь)
Дни за днями, круглый год - Утром по привычке Эту книжку папа рвёт По одной страничке! (Календарь) Ну, кто готов Свои две шпаги Скрестить Из-за клочка бумаги? (Ножницы) С той и с этой стороны В клетках кони и слоны. В клетках справа, в клетках слева Короли и королевы.
3
Но не могут удержаться, Чтоб друг с другом не сражаться. (Шахматы)
Если дождь припустится - Как цветок распустится. Если дождик перестанет - Он сожмётся и завянет. (Зонт)
Хоть и топчешься На месте, Он летит С тобою вместе. (Велосипед)
Туки-туки - Перестуки, Если взял Меня ты в руки, Так не бей же Как попало, Чтоб по пальцу Не попало. (Молоток)
Теперь командам я предлагаю составить главный тезис нашего урока. У вас на листочках, в разброс написан этот тезис, правильно соберите и прочитайте его.
«Один народ, одна страна, одна судьба».
Мы с вами уже говорили о гостеприимстве и щедрости нашего народа и вот сейчас, я предлагаю вам за нашим столом «попить чай».
У вас есть пиалы, на них задания: прочитайте и запишите ответы на вопросы.
— Назовите казахское национальное блюдо, в переводе на русский язык означает — пять пальцев (бесбармак)
— Как называется молоко кобылы? (қымыз).
— Как называется лакомство из теста, обжаренное в масле, треугольной формы? (бауырсақ).
— Очень вкусная колбаса казахского народа? (шұжық)
— Как называется верблюжье молоко? (шұбат)
4
Какие лакомства можно положить на стол? (дети называют их и названия переводят на казахский язык).
Коллаж под музыку «Дорога к солнцу».
Подведение итогов.
Подумайте и напишите на бумажных сердечках качества, которыми должен обладать человек, живущий в нашей стране, чтобы она стала лучше и краше. Дети пишут пожелание Казахстану. (сердечки прикрепляются на карту Казахстана).
Домашнее задание. Найти информацию и рассказать о великих людях Казахстана.