Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «ВОЗДУХ - ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА»»
Тема: «ВОЗДУХ - ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА»
Цель: учить быть наблюдательными, познакомить с понятием «Воздух», развивать познавательный интерес, воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Регулятивные:
определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности.
Познавательные: выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других.
-Сегодня на занятие мы узнаем, что окружает нас повсюду.
-Посмотрите внимательно вокруг. Назовите все, что находится в классе..(дети перечисляют все предметы)
-Без чего невозможна жизнь на Земле? (Вода, свет, воздух)
-Воздух находится в классе? Почему вы его не назвали?(Он невидимый)
III. Изучение нового материала.
А) Рассказ с элементами беседы
Сегодня мы посвятим наше занятие природе. Мы приоткроем дверцу в ее сказочный мир, узнаем много нового, вспомним уже известное. Ведь только тот, кто знает природу, ее законы, может ее любить, охранять, жить, не нарушать ее уклада. А точнее мы поговорим о воздухе. (1 Слайд)
-А что вы знаете о воздухе?
-А хотели бы узнать что-то новое о нем?
Воздух- это то, чем мы дышим. Людям воздух необходим постоянно. Человек не может прожить без воздуха даже нескольких минут. Воздух – это смесь газов. (2 Слайд)
-Какие газы входят в состав воздуха?
Состав воздуха: - азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%) и другие газы.
- Какой газ нам необходим для дыхания живым организмам?
Кислород – газ для дыхания.
-Кому необходим воздух? Воздух нужен не только людям, но и растениям, рыбам, птицам, зверям, даже грибам и многим микробам. (3 Слайд)
А знаете ли вы, что 600 литров воздуха необходимо для дыхания человека только на 1 день!
- Почему же не кончается кислород, содержащийся в воздухе?
При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют в атмосферу кислород. ( 4 Слайд) Не зря растения называют зелёными лёгкими планеты. Вот он, какой воздух! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил природу и свойства этого вещества.
Опыт №1.
-Можно ли почувствовать воздух?
-Помашем руками на лицо. Что почувствовали? (Ветерок)
-Ветер-движение воздуха. Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Помашем листочком перед лицом. Что почувствовали? Какой вывод можно сделать? (Воздух можно почувствовать)
-Воздух нас окружает, а можем ли мы увидеть сквозь воздух предметы? (Да, он прозрачный)
-Есть ли у воздуха цвет?(бесцветный)
-А у воздуха есть какой-то определенный запах?
Запах, мы ощущаем, когда в воздух попадают различные ароматы, например: еды, духов, а чистый воздух запаха не имеет.
-Ребята, а имеет ли воздух вкус?
(5 Слайд)
Свойства воздуха
Можно почувствовать
бесцветный
прозрачный
не имеет запаха
не имеет вкуса
-Так может, воздуха и нет? (опыт на пакете)
Опыт №2
-Возьмем стаканчики с водой и трубочку. Подуем в нее. Что увидели? (Воздух)
-Как попал в трубочку воздух? (Из организма)
-Какой можно сделать вывод? (В нашем организме есть воздух)
-Как воздух попал в наш организм? (Через органы дыхания)
-Действительно, человек дышит с помощью легких.
-Закроем рот и нос, попробуем не дышать. Что вы почувствовали. (Стало неприятно, трудно дышать). Без воздуха человек может прожить несколько минут.
-Ребята, а как вы думаете, сколько минут составляет рекорд по «задержки дыхания»? (6 Слайд)
Швейцарец Петер Колат вот уже на протяжении долгих лет занимается дайвингом. Не так давно его хобби позволило ему попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Петеру удалось продержаться под водой 19 минут и 21 секунду, предварительно задержав дыхание. Вы не ослышались, дайвер провел под водой почти два десятка минут, просто набрав воздуха в легкие.
-Легкие состоят из множества пузырьков, которые перерабатывают кислород, который попал в организм, из легких он поступает в кровь и разносится по всему организму.
-Представим, что мы находимся в летнем сосновом лесу. (7 Слайд)
-Что вы почувствовали?
-Теперь представим, что находимся в зимнем лесу. (8 Слайд) Что почувствовали?
-А теперь окажемся на шоссе, рядом с колонной движущихся автомобилей. (9 Слайд) Что почувствовали?
-Или рядом с работающим заводом? (10 Слайд)
-Почему нам стало неприятно дышать? Что мы должны помнить? (Нельзя загрязнять воздух, надо беречь его)
-Влияние человека на природу может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнения воздуха и вод, уничтожение лесов, животных, птиц, насекомых).
- Перечислите основные источники загрязнения воздуха (Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором).
А) Просмотр мультфильма «Чистый воздух»
Обсуждение мультфильма.
Выступление ученика: (11 Слайд)
Он прозрачный невидимка,
Лѐгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тѐплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стѐкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нѐм не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
IV. Закрепление
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды (12 Слайд)
День охраны окружающей среды - это повод задуматься о проблемах окружающей среды, обратить внимание на состояние окружающей среды. Ни для кого не секрет, что с развитием промышленной индустрии, большинства других процессов жизнедеятельности человека экологическая обстановка ухудшается с каждый днем. В каждой стране существуют организации, главной задачей которых, стоит охрана окружающей среды. Эти подразделения следят за состоянием окружающей среды, проводят различные мероприятия и акции по ее защите. Кроме этого, в рамках ООН несколько раз в год принято отмечать дни защиты воды, воздуха, и так далее. Подобные дни защиты различных экологических сред направлены улучшения природоохранной обстановки, они служат поводом для проведения природоохранных мероприятий.
Читает ученик: (13 Слайд)
Природа – это наше богатство и красота. Мы живем в прекрасной стране. Природу надо беречь, охранять и приумножать ее богатства. И если каждый, живущий на планете Земля, будет соблюдать закон об охране природы, то природа украсит нашу жизнь, она доставит нам много радости.
-Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
V. Итог урока
А) Беседа
-Так для чего нам нужен воздух?
-Можем ли мы без него прожить?
-А чем нужно делать, чтобы воздух был чистым?
-Молодцы, наше занятие подошло к концу, до свидания.