kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Устойчивые сочетания глаголов с другими частями речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: «Устойчивые сочетания глаголов с другими частями речи».

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.

Задачи:

-способствовать  пониманию значения фразеологизмов, правильно употреблять их в  речи;

 - содействовать формированию речевых, познавательных, творческих и коммуникативных компетенций обучающихся;

- продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;

- Развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Устойчивые сочетания глаголов с другими частями речи."»

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: «Устойчивые сочетания глаголов с другими частями речи».

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.

Задачи:

-способствовать пониманию значения фразеологизмов, правильно употреблять их в речи;

- содействовать формированию речевых, познавательных, творческих и коммуникативных компетенций обучающихся;

- продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;

- Развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте,ребята. Как ваше настроение?Встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистичного настроения!

Открыли тетради, записали число.

Вступительное слово учителя



- Урок русского языка мы начнём со слов русского писателя А.Н.Толстого. Прочитает их…



«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно…»



- Какие мысли у вас возникли после прочтения этого высказывания? (Обращаться с языком бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь. )

Словарная работа

- А теперь потренируемся точно и уместно употреблять слова в предложении.







… большой души вет.р



Бросать слова на … .зык





Проглотить … в.р.бей





Слово не …, вылетит не поймаешь. ч.л.век











- Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (Вставить пропущенные буквы в слова с непроверяемыми орфограммами, и вставить нужные слова в устойчивые выражения)

Словарная работа



Человек большой души,



бросать слова на ветер,



проглотить язык.



Слово не воробей, вылетит не поймаешь.





(Человек большой души – благородный, высоконравственный, чуткий человек.



Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, не отвечать за свои слова.



Проглотить язык – не отвечать, молчать.



Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это значит: сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно. Говорится в качестве предупреждения против необдуманных высказываний, а также когда сожалеют о том, что было произнесено.)



- Как вы думаете, какое устойчивое выражение здесь лишнее? Почему?

(

Первые три устойчивые выражения – это фразеологизмы, а последнее устойчивое выражение – это пословица. - Чем отличаются фразеологизмы от пословиц?



(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову, они вводятся в предложение, а пословицы имеют форму предложений.





- Над чем мы сейчас работали? (Над словами с непроверяемыми орфограммами и устойчивыми выражениями)



- Для чего надо знать устойчивые выражения? Фразеологизмы мы должны использовать в своей речи, т.к. они украшают нашу речь, придают ей ни с чем не сравнимый национальный, русский колорит. Без них наша речь была бы бедна и однотонна









Работа с текстом.

-Прослушайте текст. Как вы его озаглавите?

Пригласил нас как-то к себе сын лесника. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка аж голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём. Да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.

- Он же приглашал нас рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед,- со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.



- Каким выражением из текста вы озаглавите рассказ? («Попались на удочку».)

- Что означает это выражение?

Какие ещё устойчивые выражения вы встретили в тексте и запомнили?

Пальчики облизать, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, слёзы в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать.

- Как вы понимаете эти выражения?

- Это устойчивые обороты. Они имеют смысл только в таком сочетании слов. Многие из этих сочетаний можно заменить одним словом.

Морочить голову – обманывать, как снег на голову-внезапно, со всех ног-быстро и т.д.

- Устойчивые обороты употребляются в речи в переносном значении. Их нельзя понимать буквально, иначе может произойти недоразумение. Вот послушайте (читает ученик)



Замолчи, Петрусь.

Говорят!

Прикуси язык,

Говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил.



К.Чуковский “От трех до пяти”.

Четырехлетняя девочка спросила у матери

– Скоро наступит лето?

– Скоро, -ответила мама.- Ты и оглянуться не успеешь.

Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:

– Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нету!



– Почему так произошло? Чего не знала девочка?

– Что вы можете сказать о выражении “оглянуться не успеешь”?



Физминутка “Фразеологический зверинец”.



Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.



Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Здоров, как … ( бык)

Колюч, как … (ёж).

Значение фразеологизмов.

Историю многих фразеологизмов объяснить трудно, появились они очень давно.

Дети объясняют смысл выражений : пускат пыль в глаза, кричать во всю Ивановскую, купить кота в мешке





Упражнеия на закрепление изученного маериала.



  1. объясните значение устойчивых сочетаний.



Ходить на задних лапках, держать язык за зубами, бежать сломя голову, взяться за ум, гнаться по пятам, обвести вокруг пальцев, яблоку негде упасть, хоть глаз выколи, взять себя в руки, зуб на зуб не попадает, валится из рук, язык проглотить.



  1. Каким одним словом можно заменить все эти обороты.



Бить баклуши, сидеть сложа руки, толочь воду в ступе. (БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ)











  1. Выписать предложения с фразеологизмом.





Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки













  1. Записать фразеологизм по его значению.



Говорят о тех, кто крепко дружит, всегда вместе_______



(водой не разлить)



Очень удивиться, поразиться чему-либо услышанному__



(не верить своим ушам)



Трудно молчать, не терпится сказать______



( язык чешется)









  1. –. Угадай о чем идет речь? Составь с этим словом фразеологизмы и запиши их.

Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Нос. (водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, остаться с носом, держать нос по ветру)



Не цветы, а вянут;

не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

Уши (навострить уши, пропустить мимо ушей, слышать краем уха, прожужжать все уши, покраснеть до ушей)















  1. Выпишите устойчивые сочетания из следующих стихотворений:



Оказался молодцом,

Смог осилить ношу-

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.



Жил-был гусак – большой чудак:

Он задирался просто так,

Но вдруг гусак попал впросак-

Гусак нарвал











Рефлексия.

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:



1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал, не покладая рук.

4. Я устал, но взял себя в руки.

5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.



– Зачитайте. Объясните.



(Дети зачитывают. Объясняют.)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чачина Юлия Александровна

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме "Неопределённая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "101434"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417348"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока "Правило написания частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-pravilo-napisaniia-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "169064"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423334671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства