Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Орг. момент | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности | Проверьте, готовы вы начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книга, ручка и тетрадки? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Дети организуют своё рабочее место, проверяют готовность к уроку. |
Целеполагание и мотивация | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; Познавательные УУД: анализ, выбор; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. | - Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране «География». - Какие качества нам помогут в этом путешествии? На доске плакат "Азбука успеха" – названия качеств личности: Целеустремлённость, лень, смелость, трудолюбие, трусость, находчивость, взаимопомощь, глупость, смекалка, выносливость. - Все эти качества нам помогут в нашем географическом путешествии. | Дети выбирают и дают объяснение выбранному качеству. |
Актуализация знаний | Познавательные УУД: доказательство, классификация, подведение общего под частное понятие, поиск информации. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка. | Работа в группах. - Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поиграем в географическое лото. Послушайте задание. Из полученных карточек выберите только те, которые относятся к Азии. Нужно найти одно лишнее понятие. 1) Лена, Нил, Тигр, Обь. 2) Шахматы, папирус, зеркало, бумага. 3) Рис, кофе, сахар, хлопок. 4) Китайцы, японцы, индийцы, арабы. - Соберите лишние слова и попробуйте ответить, к какому материку относятся они. Материк лежит большой. Самый жаркий и сухой, Там и лето круглый год Кто его мне назовёт! - А чтобы определить тему урока, мы посмотрим отрывок из мультфильма по сказке К.И Чуковского (слова Бармалея: отрывок из м/ф «Доктор Айболит») Маленькие дети, ни за что на свете Не ходите в Африку, в Африку гулять. В Африке акулы, в Африке гориллы, В Африке большие злые крокодилы. Будут вас кусать, бить и обижать. Не ходите, дети, в Африку гулять. - Подумайте, о чём предупреждает нас этот герой? - Но мы с вами не боимся трудностей, поэтому отправляемся в "Путешествие к африканским животным". | Дети совещаются и выбирают: 1 группа. Реки Азии: Лена, Тигр, Обь. 2 группа. Это предметы, пришедшие к нам из Азии: шахматы, зеркало, бумага. 3 группа. Это растения, которые стали известны всему миру благодаря Азии: рис, сахар, хлопок. 4 группа. Это национальности, которые проживают на территории азиатских стран: китайцы, японцы, индийцы, арабы. Африка. Просмотр отрывка. |
Расширение и применение знаний | Познавательные УУД: анализ, классификация, синтез, контроль. Коммуникативные УУД: умение слушать и строить высказывание. | Мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте волшебный и экзотический мир Африки. Но сначала повторим, почему же Африка – это самый удивительный материк? Географическая викторина «Самый, самая, самое…». - Самая длинная река Африки. (Нил) - Самая высокая температура на Земле, зафиксированная в Африке. (+58) - Самая высокая вершина материка. (Вулкан Килиманджаро) - Самая полноводная река Африки. (Конго) - Самый крупнейший водопад Африки. (Виктория) - Самый большой остров у берегов Африки. (Мадагаскар) - Самое мощное дерево саванн Африки. (Баобаб) - Самая крупная птица на Земле. (Страус) - Самая большая пустыня Африки. (Сахара) - Самые маленькие жители экваториальных лесов Африки. (Пигмеи) Мы доказали, что Африка очень интересный материк. А сегодня нам предстоит узнать много интересного о животных Африки. | Ответы обучающихся. |
Совместное «открытие» знаний. Работа в группах и парах. | Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование. Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний для ученика. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске информации. Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. | А теперь поработаем в парах. Работа по учебнику. - Откройте учебники на с.68. - Кого мы видим на иллюстрации? - На какие группы можно разделить животных по способу питания? - Найдите травоядных и хищных животных. Проверка с использованием презентации. - Кто выполнил задание правильно? Проблемный вопрос. А по каким признакам вы разделили животных? Существует ряд признаков: -Носорог, жираф, зебра и антилопа имеют копыта, что характерно для растительноядных животных (легче убегать). - Черепаха имеет такой тяжёлый панцирь, чтобы защищаться, следовательно, она сама не нападает, а питается растительной пищей. - Лев, крокодил гепард имеют острые зубы, а стервятник - острый клюв для схватывания и умерщвления добычи. | Ответы детей. Травоядные животные: антилопа, зебра, жираф, слон, носорог, верблюд; Хищники: леопард, крокодил, лев. Ответы детей. |
Поисково - исследовательская деятельность | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, определение цели, функции участников, способов взаимодействия. Регулятивные УУД: планирование промежуточных действий с учётом конечного результата. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний. | - Ребята, а что называют зоопарком? - Сегодня я предлагаю вам начать создание своего виртуального зоопарка. А начнём мы с животных Африки. Но чтобы хорошо заботиться о животных надо больше знать о каждом из них. Каждая группа получила задание - составить паспорт на животных. - Прочитайте свое задание. - А теперь попросим наших консультантов, готовивших сообщения, представить их. А вы, ребята, внимательно слушайте. - А теперь я предлагаю вам выполнить ваше задание. Вы можете использовать информацию, которую вы получили от консультантов и справочную литературу, которая есть у вас на столах. - Теперь давайте послушаем представителей групп. | Ответы детей. Детская презентация. Работа в группах. Отчёт групп. |
Физкультминутка | Познавательные УУД: выбор информации. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, выполнять действия. Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | Молодцы! А теперь немного отдохнём. Игра называется "Верю – не верю". Если вы услышите верное утверждение - встаньте. А если не верное - поднимаете руки вверх. - У жирафа самая длинная шея (+). - Слон – самое крупное животное саванн и тропических пустынь (+). - Львы питаются травой (-). - У крокодила острые зубы (+). - Обезьяны сами учат своих детей писать и читать (-). - Детёныши крокодила появляются из яиц (+). - Верблюд может длительное время переносить жажду(+). | Обучающиеся выполняют движения в соответствии с правилами. |
Самостоятельное применение знаний | Познавательные УУД: выбор информации. Регулятивные УУД: планирование действий для выполнения самостоятельного задания; Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, вести доказательные объяснения. | Работа в рабочей тетради. -Откройте рабочую тетрадь на с. 65 - Прочитайте задание № 3. - Выполните самостоятельно. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. - Какие животные изображены на 1 рисунке? - Какие на 2 рисунке? - Поднимете руку те, кто выполнил задание верно. | Самостоятельная работа Взаимопроверка |
Рефлексия | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД: контроль, оценка и осознание обучающимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли, владение монологической формой речи, определение способов взаимодействия. | Игра «Определи лишнее слово». Крокодил- зелёный, зубастый, ласковый, хищник. Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный. Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. Обезьяна – шустрая, лохматая, копытная, крикливая. Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный. Носорог – опасный, маленький, толстый. Работа в парах. Собрать из конструктора лего любое понравившееся животное | Ответы детей. Работа с конструктором. |
Подведение итогов | Регулятивные УУД: контроль, оценка. Коммуникативные УУД: умение строить высказывание с учётом норм языка. Личностные УУД: личностное самоопределение. | 1. Итог урока. - Мы возвращаемся из своего путешествия. Какие качества нам помогли в пути? - Какими знаниями мы обогатили себя сегодня? -А сейчас мне хотелось, чтобы мы ещё раз вспомнили всё то, что узнали об этом увлекательном континенте. - Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент «Животные Африки». 2. Оценка работы. - Вспомните, какое самое мощное дерево саванн Африки. - Именно это дерево нам поможет определить, как вы работали на уроке. - Если вам было интересно на уроке, вы узнали много нового - прикрепите зеленый листок, если были трудности в пути, и вам было трудно их преодолеть – прикрепите жёлтый листок. - Покажите ваши деревья; - Очень красивые! - Молодцы. - Спасибо всем за работу! | Дети возвращаются к началу урока и перечисляют выбранные качества. Просмотр видеоролика. Баобаб. Обучающиеся по группам прикрепляют листочки (зелёные и жёлтые). |