kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Александр Невский".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  для 4 класса по окружающему миру на тему: "Александр Невский" познакомит детей с биографией великого защитника Руси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: "Александр Невский".»

Урок по окружающему миру

4 класс


Тема «Князь Александр Невский»


Цель: знакомство обучающихся с героическим прошлым нашего Отечества, сохранение исторической памяти.



Задачи:

  1. Познакомить учащихся с битвой на Чудском озере ( "Ледовое побоище").


  1. Расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России.


3. Закреплять умение работать с картой.

4. Познакомить с духовно-нравственными взаимосвязанными понятиями: герой, защитник, слава, православие.

5. Формировать уважение к историческому прошлому России.


6. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.


Наглядные учебные пособия:

презентация «Битва на Чудском озере»;

план-карта «Ледовое побоище», «Невская битва»;

фонозапись оперы С. С. Прокофьева «Александр Невский» (хор «Вставайте люди добрые»);

Репродукция картины Корина П.Д." Александр Невский ", репродукция картины Н. Рериха" Александр Невский поражает Ярла Биргера". 


Плешаков А. А., Новицкая «Окружающий мир: учебник для 4 класса начальной школы», М.: Просвещение, 2014.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел опять звонок,

Пригласил нас на урок.

И начинаем мы опять

По истории Отечества шагать.

Чтобы всё понятным стало,

Потрудиться нам надо немало.

  1. Проверка домашнего задания.

- Расскажите о походах хана Батыя на Русь.

- Кто одновременно с монголами вторгался в пределы русской земли? (На ослабленную нашествием Батыя Русь, собрали значительные силы шведы. Их поддержали католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру. Ещё угроза пришла в виде немецких рыцарей-крестоносцев.)

3. Новая тема.

В Новгороде в это время княжил сын Ярослава Всеволодовича, молодой князь Александр. Кто знает, что означает имя Александр? (В переводе с греческого имя Александр означает «защитник людей»)

- Своё имя юный князь Александр оправдал. Он всегда защищал свой народ, своё Отечество от врагов.

- Что такое Отечество? (Родина, Русь, родная земля.)

- Кто такие защитники Отечества? (Те, кто защищает Родину)

- Можно ли защитников Отечества назвать героями? Почему? (Защитники -герои, они отдают свою жизнь ради Отечества.)

- Сегодня вы узнаете о защитнике нашего Отечества – князе Александре Невском.

.

Александр Невский. Краткая биография.

Родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного (Удалого). Внук Всеволода Большое Гнездо.

Первые сведения об Александре относятся к 1228.

После смерти Федора Александр становится старшим сыном Ярослава Всеволодовича. В 1236 он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары.


4. Постановка цели урока:

- В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: почему князя Александра православная церковь причислила к лику святых?


5. Постановка темы урока.

Ребята, послушайте фрагмент из оперы С. С. Прокофьева «Александр Невский» (хор «Вставайте люди добрые»)

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?


6. Работа над темой урока.




В июле 1240 г. 100 шведских кораблей с десантом встали на стоянку в устье Невы. Их цель была грабительской, они пришли, чтобы разорять города. О приближении вражеского войска новгородцы были оповещены дозором. Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых. Простые воины отдыхали на кораблях. Начальникам и рыцарям слуги поставили шатры на берегу. Шведы был уверены, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Князь Александр решил — немедля идти к Неве и, пока враги отдыхают, ударить по ним. У Александра была только своя небольшая дружина и отряд воинов-новгородцев. Было утро 15 июля 1240 года. Протрубил рог. Дружина во главе с самим Александром нанесла по шведам удар. Завязался жестокий бой. Александр находился в самой гуще сражавшихся. Он распоряжался как полководец и бился как воин. Александр бился со шведским военачальником Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил шатёр Биргера, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Сражение закончилось к вечеру. Весть о победе разнеслась по всей Руси. После этой битвы князь Александр получил почётный титул «Невский».


Репродукция картины Н. Рериха. Александр Невский поражает Ярла Биргера. 




После победы над шведами князя Александра очень полюбили в народе. Но забеспокоились новгородские бояре и купцы. Они боялись потерять свою власть в Новгороде. И князь был вынужден покинуть Новгород.

Вскоре после невской победы в русских землях снова появился враг. На Русь напали немецкие рыцари-крестоносцы. Они пришли на Русь с целью уничтожить православие на Руси и утвердить свою религию, католическую. Эмблемой рыцарей был крест и меч, поэтому их и называли крестоносцами. Враг захватил город Псков и стал продвигаться к Новгороду. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, попросили Александра Ярославича защитить Новгород.

Князь Александр согласился, сказав: «Не Новгород иду защищать, а землю русскую».

Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Князь выбрал место сражения не случайно. Александр знал, что немецкое войско строилось в виде клина: его острие — одетые в тяжёлые латы рыцари, их кони тоже покрыты железом и по бокам клина тоже рыцари, а внутри этой подвижной брони — пехота. Такое боевое построение немецких рыцарей называлось «кабанья голова». Неудержимо и грозно движется «кабанья голова» на противника, рассекает его строй, проходит сквозь шеренги, дробит затем на части и уничтожает сопротивляющихся и бегущих.

У Александра было в основном пешее войско. Полк левой руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это было известно военачальникам крестоносцев. И Александр решил, что срединный полк будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, ножами; опытные же воины, закаленные, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины. Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими камнями.

- Как вы думаете, ребята, легко ли сражаться на лошадях, одетых в железные латы, между саней и камней? Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко, он сразу получит преимущество перед медлительным рыцарем.

- Какое время года было? (Весна)

- Что происходит со льдом на озере весной? (Он подтаивает)

- Что произошло с конными рыцарями в тяжёлых доспехах на весеннем подтаявшем льду?

В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.






- Из летописи мы узнали, что много русских воинов в тот великий день пролили свою кровь. Но враг понес потери еще большие. Только рыцарей было убито полтысячи. Полсотни рыцарей попало в плен. Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победителей. Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой, терял, но правилам ордена, рыцарское достоинство.

Военные историки спустя столетия будут внимательно изучать Ледовое побоище

и с удивлением писать о военном искусстве Александра Невского: многое он

совершил впервые:

  • впервые в полной мере были использованы условия местности: высокий берег;

  • впервые было организовано преследование разбитого противника вне поля боя: раньше русские воеводы стояли «на костях» празднуя победу.

  • окружение всего немецкого войска, которое завершило разгром

врага, было единственным таким случаем для всего средневековья;

  • впервые тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом сражении войском, в основном состоящем из пехоты.

Летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного

мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова,

ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и

погибнет!». Благодаря этой победе северо-западные границы Руси были защищены.

9. Итог урока:

- Давайте вспомним, с какой целью шли рыцари крестоносцы на Русь?

- Что защищал Александр Невский? (Русскую веру)

- В конце ХIII века князь Александр Ярославович Невский Русской Православной

церковью был причислен к лику святых.




















-Императрицей Екатериной I был учрежден орден Александра Невского. Им

награждались генералы и офицеры за личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование. Русский народ помнил и помнит Александра Невского, его самоотверженную борьбу за родную землю и военное искусство.



В 1725 г. в Российской империи был учрежден Орден Александра Невского















В 1943 г. Орден Александра Невского был учрежден и в Советской Армии


















Составление синквейна.

1. Александр Невский.

2. Смелый, мужественный.

3. Защищать, воевать, побеждать.

4. Спас Русскую землю от врагов.

5. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Александр Невский".

Автор: Юрина Марина Борисовна

Дата: 12.06.2017

Номер свидетельства: 421430

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "конспект открытого урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме "М.В. Ломоносов" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-ispol-zovaniiem-ikt-po-tiemie-m-v-lomonosov"
    ["file_id"] => string(6) "214581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432364898"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Страницы истории отечества. Ордена". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-ordiena-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "236601"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444124010"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "УМК Перспектива, конспект урока по теме : "Путешествие с археологами". "
    ["seo_title"] => string(76) "umk-pierspiektiva-konspiekt-uroka-po-tiemie-putieshiestviie-s-arkhieologhami"
    ["file_id"] => string(6) "159204"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421858370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства