Тема: Образ малой родины в произведении Николая Рубцова «Тихая моя Родина».
Цель: Создать условия для развития умения чувствовать настроение стихотворения. Прививать чувства любви к малой родине на примере стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя Родина»
-Развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Эмоциональный настрой на урок | Ниточку души от каждого из вас В руки бережно возьму сейчас. Мы соткём из ниточек урок, Он знакомства нашего исток. А исток начало многих дел. Я хочу, чтоб каждый захотел Прямо здесь и слушать, и читать, Думать, говорить, мечтать. | Слушают учителя |
2.Актуализация знаний | -сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством вологодских писателей. -Обратите внимание на доску. Кто изображён на портрете? -Что вы знаете о жизни этого поэта? -После армии жил в Ленинграде, работал на заводе, печатался в газетах, выступал на литературных вечерах. Затем переехал в Москву. Жизнь его была короткой. Он трагически умер в Вологде. | Дети отвечают на вопросы -Н.Рубцов -Родился 3 января 1936года в селе Емецк Архангельской области -В1940 году семья переехала в Вологду. Отец ушел на фронт, мать умерла, когда Коле было 4 года -Ребёнка отправили в детский дом в село Никольское Тотемского района. -Рубцов мечтал быть моряком.Его мечта сбылась, он служил на северном флоте и печатал свои стихи во флотской газете. |
3.Целеполагание | (на доске фото знакомых мест детям) -Посмотрите на фото Для каждого человека важно Иметь и семью и дом Деревню у тихой речки И сад под резным окном И чтоб не случилось в жизни Пусть помнит он об одном Что где – то родной и близкий Что где-то его ждёт дом -Что вы увидели на фото -Чем для нас является Юровская земля? -Подберите родственные слова к слову родина -Что же такое родина? В каких двух значениях можно употребить слово Родина? -Юрово для нас, это большая или малая родина? (на доске появляется надпись МАЛАЯ РОДИНА) -Попробуйте определить тему нашего урока -Прочитайте точное название темы урока в ваших картах -помощниках -Чтобы урок прошёл успешно, нам надо выполнить определённые задачи (у детей лежит карточка) Тема урока | Образ малой родины в стихотворении Н.Рубцова «Тихая моя родина» | | | Задачи урока | Познакомится со стихотворением | | Проанализировать стихотворение (ответить на вопросы) | | Провести словарную работу | | Научится выразительно читать стихотворение | | Сделать выводы | | Пересказать | -Найдите задачу которая нам не подходит к уроку. Почему | Рассматривают фото и отвечают на вопросы -Наше Юрово -нашей родиной -Родной, родня, родственники, родился -Родина, место, где ты родился, где живут твои родственники -большая и малая -малая -малая родина в произведениях Н. Рубцова (дети читают) -пересказать, т. к. стихи мы читаем наизусть или выразительно |
4. Первичное восприятие произведения | -Какова первая задача урока? -послушайте аудиозапись стихотворения -Что вы себе представили? -Какие чувства у вас возникли при прослушивании стиха (радость, восторг, сожаление, грусть?) -Почему? | -познакомится с произведением (дети слушают ) - ……… -сожаление, грусть - ……….. |
5. Физминутка | Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо идти с друзьями? (шагают) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) Хорошо! (хлопают в ладоши) Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) Хорошо! (хлопают в ладоши)
| |
6.Анализ стихотворения и словарная работа | -Прочитайте еще раз стихотворение и обратите внимание на выделенные слова. -Кто может дать объяснение этих слов? Погост -сельское кладбище Обитель -монастырь Обоз -группа повозок (на доске) -Прочитаем первые 2 строфы -О чём вы узнали? -После того, как разрушили церковь, хоронить на кладбище запретили. Его перенесли на другой берег реки, в низкое заболоченное место. Поэтому поэт и не смог найти кладбище. -Прочитаем следующие три строфы -Всё ли осталось по старому, как и в детские годы поэта? -Найдите, строчки, доказывающее это. -Радуют ли поэта новшества, которые произошли с его деревней? Почему? -Прочитайте последнюю строфу. -Как автор относится к своей родине ? Подтвердите строками. -В стихотворении автор использует повторы. Слово тихая тихо встречается в тексте 5 раз. Почему оно так необходимо поэту? В минуты когда тихо, автор задумывается о своей родине. -Можем ли мы сказать, что автор чувствует только грусть от встречи с родиной? А может его что – нибудь и радует? Давайте сделаем вывод. Что для Н. Рубцова является малой радиной? Что мило его сердцу? | (дети самостоятельно читают) -……….. (дети читают вслух) -мать поэта похоронена в той деревне, куда он вернулся (дети читают вслух) - нет, произошли изменения -купол церковной обители Яркой травою зарос -тина теперь и болотина Там, где купаться любил -новый забор перед школою -Нет, потому что природа запущена и заброшена человеком -Чувствую самую жгучую, самую смертную связь -перед поэтом дорогие сердцу картины (школа, тот же зелёный простор,забор на котором он сидел как ворона -Река природа, школа, родные места, церковь |
7. Составление синквейна | - А сейчас я предлагаю составить синквейн на тему родина -Что такое синквейн? -Я предлагаю разделиться на 2 группы -Вам предлагается таблица со словами – помощниками. Составьте синквейн о родине , подходящее по смыслу к нашему стихотворению Родина | Прекрасная, родная, любимая, тихая, забытая, малая. | Процветает, украшает, зовёт, манит, молодеет, растёт,славится. | Родина – мать, умей за неё постоять Нет в мире краше родины нашей Человек без родины, что человек без песни Всякому мила своя сторона | Отчизна, Русь, родимый край, дом, родные места | -Зачитайте, что у вас получилось | Синквейн -стих из 5 строк Ученики работают в группах Родина Малая, тихая Зовёт, манит, растёт Всякому мила своя сторона Родимый край Дети зачитывают свои синквейны |
8. Рефлексия | Одним из символов поэзии Николая Рубцова является звезда. Звезда для поэта -это жизненный маяк, который освещает автору его жизненный путь и освещает его родину. У вас на партах тоже есть звёзды. Обратите внимание на доску. На облачке две звезды. На одной написано «Интересно», на другой «Полезно». Если вам было интересно на уроке поместите свою звёздочку ближе к звезде «Интересно», если полезно – к звезде «Полезно». Если интересно и полезно поместите звёздочку посередине. Если вам совсем не понравилось, то звёздочку поместите на край нашего облачка. -Вам всем было интересно на уроке, некоторые нашли пользу в нашем уроке Всем спасибо за урок! | Дети выходят к доске и размещают свои звёздочки |