Чтение вслух по строфам -А сейчас поработайте в парах, найдите рифмующиеся слова, запишите в Р.Т. на стр.37. (работа в парах). - Проверка. ( интерактивная физминутка «Зимушка-зима»). Анализ стихотворения. Слайд 8. Чтение 1 строфы. - Недавно мы читали рассказ Паустовского «Первый снег». Вспомните, какая была тишина? (мертвая) - А здесь такая же мертвая тишина? В начале стихотворения Есенин говорит, что вокруг тихо. Однако, прислушиваясь, замечает, что везде кипит жизнь. - Докажите это строчками из стихотворения (серые вороны расшумелись, долбит дятел, слышны звоны копыт). – Каким мы видим лирического героя? Какие чувства он испытывает? (спокойный, наблюдательный, чуткий, грустный, задумчивый, мечтательный) – А теперь закройте глаза и представьте себе: зимний заснеженный лес, вьется дорога, по которой скачет всадник; большая заснеженная поляна; перелетают и каркают вороны. – Откройте глаза. Прочитайте 1-ю строфу стихотворения еще раз, попробуйте передать душевное состояние лирического героя, передать ритм скачки коня, тишину леса и крикливость ворон. (Чтение строфы) Слайд 9. Чтение второй строфы -Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не спит? Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»? -Дремать - некрепко спать, быть в полусне. -Что ещё говорится о лесе? (заколдован) А кто это невидимка? (мороз) – Что вам напоминает эта ситуация? (сказку) Верно, лес дремлет, как в сказочном царстве. А какое волшебство сделал невидимка? (усыпил) – Что это за “белая косынка”, которой “подвязалась сосна”? (шапка снега) – Изменились ли чувства, настроение нашего лирического героя? (Удивляется сосне, заинтересован, очарован лесом). – Прочитаем 2-ю строфу, передавая настроение поэта, очарованного лесом. Попробуйте показать голосом, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг. Слайд 10. Чтение 3 строфы – Как вы понимаете смысл слов: понагнулась? (наклонилась); оперлася (воспользовалась, как опорой, подпоркой); - Что такое клюка? (ответы уч-ся) - Сравните с учебником свой ответ. -Какой же сон у леса? (сказочный) -Прочитайте строки, в которых говорится о том, что жизнь в зимнем лесу продолжается. ( Дятел возвращает нас из сказки) – Что теперь чувствует поэт? (Восхищен увиденным, испытывает жалость) – Закройте глаза, представьте: “Поэт продолжает любоваться сосной и удивляется ей, он немного жалеет ее, как пожалел бы старенькую бабушку. Но вот застучал по стволу дятел и разрушил задумчивое очарование”. – Читаем еще раз эту строфу. Передайте восхищение и удивление поэта тому, что сосна похожа на старушку, пожалейте ее. Покажите переход от задумчивого состояния к активному. Покажите голосом, как дятел долбит ствол дерева, как ритмичны эти звуки. Слайд 11. Чтение 4 строфы Прочитайте 1 строчку. -А в чем выражается простор? (не видно конца дороги) - Как говорит об этом автор? (бесконечная дорога) – Как вы понимаете значение слов: Валит (Падает); Стелет (Покрывает); Шаль (Большой вязаный или тканый платок.) В данном случае, какой платок? (снежный). – Что ощущает наш лирический герой? (Ощущение свободы, простора, радости. Восприимчивый человек.) – Закройте глаза, представьте: “И снова конь скачет, быстро мелькает лес по сторонам дороги уже некогда приглядываться к отдельным деревьям. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная вдаль”. – Прочитайте 4-ю строфу. Покажите быстрый ритм скачки, раздолье, простор дороги, ширь полей, Передайте ощущение поэта. (Чтение) Есенин, воспринимая так зимнюю дорогу, сумел очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями. - Возникло ли у вас желание понаблюдать за красками зимы? Нарядом любимого дерева, послушать звуки зимы? -Прослушайте стихотворение в исполнении актера Сергея Безрукова, подумайте какие художественные средства и приёмы использовал поэт в своем произведении. |