kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему С. Есенин «Пороша»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению по программе "Планета знаний! С. Есенин «Пороша».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему С. Есенин «Пороша»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Предмет: литературное чтение

Тема: С. Есенин «Пороша»

Цель: познакомить детей со стихотворением С.А. Есенина «Пороша».

Задачи: изучить новый материал; учить воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов; находить в тексте образные средства-сравнения; развивать речь учащихся, мышление, внимание, воображение, наблюдательность; воспитывать любовь к окружающему миру.

Предметные результаты: познакомиться со стихотворением С.А. Есенина “Пороша», работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные приёмы; развивать навыки беглого выразительного чтения, осмысление прочитанного.

Метапредметные результаты: формулировать тему урока, выводы, ставить цели; оценивать результаты своей деятельности; уметь выражать свое мнение и аргументировать его.

Личностные результаты: воспитание интереса к учебному процессу и культуры общения; воспитание любви к родной природе.


Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

1.Орг. момент


Повторите за мной:

Мы внимательны.

Нам нравится учиться.

Мы любим беседовать на разные темы.

Мы любим задавать друг другу вопросы.

Все будет хорошо.

Мы сможем выполнить все задания.

У нас отличное настроение.

- Спасибо, ребята. Я очень надеюсь на то, что урок пройдет успешно.



Концентрация внимания и настрой на урок. Дети повторяют за учителем фразы.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


2.Проверка выполнения домашнего задания

Слайд 2.

-Какое было домашнее задание? (Составить связный рассказ по картине, пользуясь вопросами на стр.125 учебника).



Несколько учащихся читают составленные рассказы.

Самооценка.

Учащиеся оценивают товарищей с помощью снежинок.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3. Актуализация знаний.


-Сегодня нас ждёт встреча с удивительным произведением.

Слайд 3.

Учитель читает:

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица волшебница Зима.

- Как вы думаете, о чем будет наше произведение? (о зиме)

- Можете ли вы предположить жанр произведения? (ответы учащихся).

_ Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением о зиме. Как вы думаете, как оно может называться? (предположения уч-ся)

- Откройте, пожалуйста, учебники на с. 115 и

прочитайте название и автора этого стихотворения. (С.Есенин) Слайд 4.

- Итак, назовите тему урока (Сергей Есенин, «Пороша»).

- А что такое пороша? (ответы учащихся)

- Сравните свои предположения с учебником, найдите значение этого слова в словаре).Слайд 5.

-Чему хотели бы научиться на уроке? Что узнать?

-Какие цели поставим перед собой? Слайд 6.

-(Научиться выразительно читать стихотворение; хотелось бы найти в стихотворении красивые слова и выражения о зиме; узнать о творчестве Есенина…)

-А для чего это вам нужно? ( Что бы больше знать; чтобы красиво и правильно говорить…)

Слайд 7.

-Что вы можете сказать о поэте, глядя на портрет?

( Молодой, красивый человек с умными глазами; задумчивый и мечтательный взгляд.)

- Расскажу вам немного из жизни поэта.

Есенин родился в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Там же прошло и его детство. Мать была безграмотной женщиной, но замечательной песенницей, о ее пении не раз вспоминал Есенин в своих стихах. В самые трудные минуты С. Есенин обращается к матери, как к верному, истинному другу. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Дед Есенина знал наизусть множество народных песен, которые часто пел внуку. Бабушка рассказывала ему сказки. Многие его ранние стихи записаны в песенном жанре. Учился Сергей в Константиновском земском училище, потом в школе, в селе Спас-Клепики. Он стремится к знаниям, культуре, читает произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Л.Н. Толстого. Живописны были окрестности села Константиново. С высоких прибрежных гор видна извилистая Ока. В 1912 году семнадцатилетним юношей Есенин приезжает в Москву, где продолжает свое образование. О Родине, о природе, обо всем живом на земле, он писал с большой любовью и нежностью. Стремился воспеть лучшие человеческие чувства, они предельно искренни и правдивы.В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, но стихи его не оставляют тягостного впечатления, их согревает вера в душевные силы человека. То, что успел сделать поэт за свою короткую жизнь, стало ценнейшим духовным достоянием народа.

-Как вы думаете, за что Сергей Есенин любил зиму? (Зимой много развлечений: можно кататься на санках, лыжах, коньках; играть в снежки, строить снежную крепость и т.д. Можно гулять по лесу, дышать морозным воздухом, наблюдать за падающими снежинками).


Эпиграфом к его стихам и поэмам считают строки Есенина (на доске)

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек»

- Изобразить зимнюю природу можно по-разному. С помощью чего изображает природу художник?

( Художник это делает с помощью красок)

- А композитор? (композитор – с помощью звуков).

-А поэт Сергей Есенин с помощью чего «нарисовал» картины зимы? (словами).

- На сколько же преображается природа, когда в путь отправляется Есенин! Он попадает в чудесную страну!

- Послушайте его стихотворение «Пороша» (Клип).

- Понравилось ли вам стихотворение? Какие картины вы представили? (ответы уч-ся)


Отвечают на вопросы, слушают стихотворение под музыку, формулируют тему урока и ставят цели, объясняют лексическое значение слов, читают.




























Индивидуальная работа.

Учащиеся рассказывают о Есенине:

1)- Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился под Рязанью в селе Константиново


2)Поэт любил поля, и луга своего родного села, радовался белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы, животных.


2) Стихи он начал писать в 10 лет. Любимой темой поэта была природа.


Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


4. Открытие новых знаний.




Физминутка:


Чтение вслух по строфам

-А сейчас поработайте в парах, найдите рифмующиеся слова, запишите в Р.Т. на стр.37. (работа в парах).

- Проверка.


( интерактивная физминутка «Зимушка-зима»).


Анализ стихотворения.

Слайд 8. Чтение 1 строфы.

- Недавно мы читали рассказ Паустовского «Первый снег». Вспомните, какая была тишина? (мертвая)

- А здесь такая же мертвая тишина? В начале стихотворения Есенин говорит, что вокруг тихо. Однако, прислушиваясь, замечает, что везде кипит жизнь.

- Докажите это строчками из стихотворения (серые вороны расшумелись, долбит дятел, слышны звоны копыт).

– Каким мы видим лирического героя? Какие чувства он испытывает? (спокойный, наблюдательный, чуткий, грустный, задумчивый, мечтательный)

– А теперь закройте глаза и представьте себе: зимний заснеженный лес, вьется дорога, по которой скачет всадник; большая заснеженная поляна; перелетают и каркают вороны.

– Откройте глаза. Прочитайте 1-ю строфу стихотворения еще раз, попробуйте передать душевное состояние лирического героя, передать ритм скачки коня, тишину леса и крикливость ворон. (Чтение строфы)


Слайд 9. Чтение второй строфы

-Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не спит? Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»?

-Дремать - некрепко спать, быть в полусне.

-Что ещё говорится о лесе? (заколдован)

А кто это невидимка? (мороз)

– Что вам напоминает эта ситуация? (сказку) Верно, лес дремлет, как в сказочном царстве.

А какое волшебство сделал невидимка? (усыпил)

– Что это за “белая косынка”, которой “подвязалась сосна”? (шапка снега)

– Изменились ли чувства, настроение нашего лирического героя? (Удивляется сосне, заинтересован, очарован лесом).

– Прочитаем 2-ю строфу, передавая настроение поэта, очарованного лесом. Попробуйте показать голосом, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг.


Слайд 10. Чтение 3 строфы

– Как вы понимаете смысл слов: понагнулась? (наклонилась); оперлася (воспользовалась, как опорой, подпоркой);

- Что такое клюка? (ответы уч-ся)

- Сравните с учебником свой ответ.

-Какой же сон у леса? (сказочный)

-Прочитайте строки, в которых говорится о том, что жизнь в зимнем лесу продолжается. ( Дятел возвращает нас из сказки)

– Что теперь чувствует поэт? (Восхищен увиденным, испытывает жалость)

– Закройте глаза, представьте: “Поэт продолжает любоваться сосной и удивляется ей, он немного жалеет ее, как пожалел бы старенькую бабушку. Но вот застучал по стволу дятел и разрушил задумчивое очарование”.

– Читаем еще раз эту строфу. Передайте восхищение и

удивление поэта тому, что сосна похожа на старушку, пожалейте ее. Покажите переход от задумчивого состояния к активному. Покажите голосом, как дятел долбит ствол дерева, как ритмичны эти звуки.


Слайд 11. Чтение 4 строфы

Прочитайте 1 строчку.

-А в чем выражается простор? (не видно конца дороги)

- Как говорит об этом автор? (бесконечная дорога)

– Как вы понимаете значение слов: Валит (Падает); Стелет (Покрывает); Шаль (Большой вязаный или тканый платок.) В данном случае, какой платок? (снежный).

– Что ощущает наш лирический герой? (Ощущение свободы, простора, радости. Восприимчивый человек.)

– Закройте глаза, представьте: “И снова конь скачет, быстро мелькает лес по сторонам дороги уже некогда приглядываться к отдельным деревьям. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная вдаль”.

– Прочитайте 4-ю строфу. Покажите быстрый ритм скачки, раздолье, простор дороги, ширь полей, Передайте ощущение поэта. (Чтение)

Есенин, воспринимая так зимнюю дорогу, сумел очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями.

- Возникло ли у вас желание понаблюдать за красками зимы? Нарядом любимого дерева, послушать звуки зимы?

-Прослушайте стихотворение в исполнении актера Сергея Безрукова, подумайте какие художественные средства и приёмы использовал поэт в своем произведении.



Читают, работают в парах, выполняют физминутку. Анализируют строфы стихотворения. Слушают аудиозапись стихотворения.






Отвечают на вопросы учителя, анализируют стихотворение










5. Развитие умений.











Работа в группах (на раздаточных карточках)

Найти олицетворения: (лес дремлет, сосна подвязалась, дорога убегает, снег стелет)

Найти сравнения: Как старушка, убегает лентой, словно белою косынкой

Оцените работу своих групп.

Слайд 12. Проверка.



Работают в группах, находят олицетворения и сравнения. Зачитывают строчки из текста, подходящие к иллюстрациям на слайдах.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

5. Выразительно читать и пересказывать текст.


6. Итог урока.


-Вернемся к нашему эпиграфу.

– Как вы думаете, соответствуют ли эти строки теме нашего урока? (Да, в стихотворении показана жизнь и красота природы, а человек участник ее жизни.)

Своё стихотворение С.Есенин назвал «Пороша». А в стихотворении оно ни разу не прозвучало. Почему? (Потому, что порошей, т.е. снегом украшен весь лес, дорога. Автор, а вместе с ним и мы, любуемся красотой, которая создана снегом, порошей. Все вокруг покрыто снегом).

-Что хотел показать автор этим стихотворением? (Показать красоту русской природы, зимнего леса).


Что вам больше всего понравилось на уроке?

Слайд 14. Достигли ли мы поставленных целей?








8.Рефлексия

С помощью снежинок оцените свою работу на уроке:

Белая снежинка - работал отлично, читал отлично

Жёлтый - допускал ошибки, читал с ошибками, были затруднения

Синяя - работал плохо, плохо читал, всё было трудно.

Нарисовать рисунок к понравившимся строчкам или строфе (резерв)

Дети сами оценивают свою деятельность, рисуют.


9. Домашнее задание. Оценивание знаний

Слайд 15. Стихотворение «Пороша» выучить наизусть, с.115, нарисовать рисунок к любой строфе или ко всему стихотворению.


Учитель называет отметки за урок.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
























Выпишите средства художественной выразительности:

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным (мёртвая тишина, шумливый сад и др.)

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать (умер дождь, шепчут тополя и др.)

Сравнение - основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими предметами или явлениями по каким-либо признакам. Делается это при помощи слов как, будто, словно.


Что описывает автор?

Олицетворения

Эпитеты

Сравнения

Лес







Сосну










Снег




Дорогу






Выпишите средства художественной выразительности:

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным (мёртвая тишина, шумливый сад и др.)


Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать (умер дождь, шепчут тополя и др.)


Сравнение - основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими предметами или явлениями по каким-либо признакам. Делается это при помощи слов как, будто, словно.


Что описывает автор?

Олицетворения

Эпитеты

Сравнения

Лес







Сосну










Снег




Дорогу
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению на тему С. Есенин «Пороша»

Автор: Калинина Ольга Петровна

Дата: 12.04.2018

Номер свидетельства: 465935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока литературного чтения по теме :"Сергей Александрович Есенин "Пороша""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiapotiemiesierghieialieksandrovichiesieninporosha"
    ["file_id"] => string(6) "283547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453834904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства