Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению 1 класс Ермолаев "Лучший друг"»
Конспект открытого урока литературного чтения
( «Школа России», 1 класс).
Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».
Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.
Задачи:
1.Совершенствовать навык чтения целыми словами.
2.Способствовать формированию умений анализировать поступки героев произведений.
3. Способствовать воспитанию внимательного и бережного отношения к друзьям.
Оборудование:презентация, колонки, компьютер, раздаточный материал для групп, конверт с письмом, дерево, листочки, клей, ручки.
Планируемые результаты:
1) Коммуникативные:
Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
2) Познавательные:
Выделять и формулировать познавательную цель;
Определять тему и главную мысль текста.
3) Регулятивные:
Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
4) Личностные:
Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
Воспитывать в детях доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Ход урока:
Мотивационно-целевой этап
Организационный момент.
- Ребята, рада вас приветствовать в такой прекрасный солнечный день. (Ребята, я рада вас всех видеть, пусть за окном пасмурно, но в нашем классе сегодня будет только солнечное настроение. ) Урок сегодня необычный, к нам пришли гости, поприветствуйте их, подарив свою улыбку. (Слайд 1)
- Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли. Я надеюсь, что у вас сегодня будет много собственных мыслей. Садитесь!
- На уроке вы будете зарабатывать листочки-дружочки, а в конце урока посмотрим, какое дерево у нас получится. А чтобы получить листочки вспомним, как будем работать на уроке. (слайд 2)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным!
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно!
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать!
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать!
- Согласны с этими правилами? Замечательно.
2) Актуализация знаний.
- Прочитайте пословицу:
Человек без друзей, что дерево без корней.(слайд 3)
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?(Дерево не может без корней расти, так и человек не может без друзей жить)
- А у вас есть друзья? Почему вы их считаете друзьями?
- Да, ребята, все вы должны дружить, любить и уважать друг друга.
3)Сообщение темы и цели урока.
- На прошлом уроке вы начали знакомство с новым разделом, как он называется? («Я и мои друзья») (слайд 5)
- Мы продолжаем знакомство с разделом. «Я и мои друзья» (доска)
- Какова цель нашего урока? (познакомиться с новыми произведениями о дружбе, о друзьях) (слайд 5.2)
Ориентировочный этап
Знакомство с произведением.
- Откройте учебник на странице 31.
– Кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Юрий Ермолаев) (слайд 6) Что можете рассказать про этого писателя? (Он любит детей, потому что пишет для них и про них рассказы.)
– Прочтите название рассказа и рассмотрите иллюстрацию к нему. (слайд 7)
– Как вы думаете, о чем этот рассказ?
– Кого можно назвать «лучшим другом»?
- Молодцы!
Поисково-исследовательский этап
Словарная работа
- Можно начать знакомство с нашим рассказом.
- Ой, а у меня в учебнике слова некоторые потерялись. Где же они могут быть? Помогите найти!
- Я их нашла, они убежали на стены класса и наверно им нужна наша помощь, чтобы вернуться обратно в учебник. Поможем? Нужно слово прочитать сначала хором по слогам, а затем целым словом.
Зелёном – (от-луп-лю – отлуплю) прочитаем хором по слогам, целым словом. А кто знает, значение этого слова? (побью)
Голубом – (сму-тил-ся – смутился) прочитаем хором по слогам, целым словом. А у этого слова какое значение? (растерялся)
- Я начну читать рассказ, а вы внимательно слушайте, сядьте поудобнее.
Читаю сама рассказ «Лучший друг» Ю. Ермолаева. (слайд 9)
- Какие мысли, чувства у вас возникли после прослушивания рассказа? (ответы детей)
А сейчас читаем рассказ по цепочке, по одному предложению.
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. А вы так делаете? (ответы детей)
Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. Почему рассердился Коля? (Что Вова взял самокат его)
«Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Вы согласны с Колей, что чужие вещи брать нельзя? А нужно ли сразу в драку лезть? Можно ли как-то по-другому решить эту проблему? (ответы детей: Можно спросить почему Вова так поступил)
Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал.Какое чувство испытывает Коля? (Злость, ярость, раздраженность)
А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
– Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
– Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
Почему же все - таки Коля задал такой вопрос? (Коле стало стыдно за свои мысли, потому что Вова назвал лучшим другом)
Физкультминутка для глаз.
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали. - Поморгать глазами
Посмотрите все в окно, - Посмотреть в окно и в другую сторону
Ах, как солнце высоко. - Посмотреть вверх
Мы глаза сейчас закроем, - Закрыть глазки ладонями
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, - Посмотреть глазами по дуге
Жмурься сильно, но держись. - Зажмурить глаза, открыть и поморгать
Анализ произведения.
– Кто же герои нашего рассказа? (Коля и Вова, друзья.)
(на доске появляются мальчики )
Докажите, что они друзья. (Вова представил Колю Игорю как своего лучшего друга.)
– Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля.(Чтоб чужие вещи без спроса не брал».)
– Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок.(«Сейчас, – думает, – отлуплю Вовку.)
– Почему Коля смутился и разжал кулаки, когда Вова назвал его своим лучшим другом? (Потому что плохо думал про своего друга и хотел его побить)
– Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»? (ответы) (Потому что Коля смог сдержать свою злость, когда Вова назвал его лучшим другом. Коля понял, что значит лучший друг, тот, кто не будет злиться на друга.)
Практический этап
Работа над проектной задачей в группах.
Стук в дверь, один из учителей: «Ирина Леонидовна, а вам письмо!»
- Интересно, кто нам письмо отправил? (открываю конверт)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Вам пишет кот Леопольд, я хочу подружиться с мышами, но они не знают кто такой лучший друг. Помогите, пожалуйста!
- Ребята, поможем коту Леопольду? Но сначала немножко отдохнём, встали все.
Физкультминутка (музыкальная)
Для того, чтобы помочь коту Леопольду, я вам предлагаю поработать в группах.
Вспомним правила работы в группах:
Говори тихо
Выслушай мнение товарища до конца
Не перебивайте друг друга
Будь вежлив
Не забывайте хвалить друг друга
У каждой группы своё задание, оно на белом листочке.
Перед вами герой рассказа «Лучший друг» Коля. Обсудите в группе и выберете подходящие характеристики, каким был Коля до слов Вовы, и каким стал, когда мальчик назвал его лучшим другом.
был
злой
жадный
обидчивый
грубый
стал
добрый
находчивый
внимательный
заботливый
2)Соберите из выбранных вами слов таблицу.
3)Оцените работу своей группы смайликом.
4) Выберитезащитника проекта, который зачитает выбранные качества, и ученика, который оценит работу группы.
Защита работы:
1.Мы составили таблицу «Каким Коля был и каким он стал»
2.У нас получилось.
Самооценка группы:
- мы работали дружно
- поэтому мы справились с заданием и у нас всё получилось
- мы работали не всегда дружно
- поэтому мы с заданием не совсем справились
- мы работали не дружно
- поэтому мы с заданием не совсем справились
Народная мудрость – из предложенных пословиц, выбрать пословицы о дружбе к теме урока «Лучший друг»
1)Прочитайте задание.
Перед вами пословицы. Обсудите в группе, какие пословицы подойдут к нашему рассказу «Лучший друг».
С людьми браниться – никуда не годится. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Без беды друга не узнаешь. Для милого дружка и сережку из ушка. Где лад, там и клад.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
2)Соберите из выбранных вами пословиц «Солнце дружбы».
3)Оцените работу своей группы смайликом.
4) Выберите защитника проекта, который зачитает выбранные пословицы, и ученика, который оценит работу группы.
Защита работы:
1.Мы из пословиц составили «Солнце Дружбы»
2.Мы выбрали такие пословицы…(прочитать с солнышка)
Самооценка группы: (та же)
«Ромашка дружбы» - ребята выбирают качества лучшего друга из предложенных.
1)Прочитайте задание.
Перед вами «Ромашка дружбы». Обсудите в группе, какими качествами должен обладать лучший друг. 7 лепестков
2)Каждый участник группы на лепестках запишите качества, которые выбрали.
3)Оцените работу своей группы смайликом.
4) Выберите защитника проекта, который зачитает выбранные качества, и ученика, который оценит работу группы.
Защита работы:
1.Мы составили «Ромашку дружбы».
2.Мы выбрали следующие качества…(прочитать качества с ромашки)
Самооценка группы: (та же)
«Словарик Дружбы» - из предложенных слов составляют словарик, без толкования, но даётся слово – толерантность и словарь, чтобы найти толкование.
1)Прочитайте задание.
Перед вами слова и облака. Обсудите в группе, какие слова подойдут к теме «Словарик Дружбы». Если вы не знаете значение слова обратитесь к словарю. (на листочке словарик из всех слов, какие предложены ребятам)
4) Выберите защитника проекта, который зачитает выбранные слова, и ученика, который оценит работу группы.
Защита работы:
1.Мы составили «Словарик Дружбы»
2.Выбрали такие слова…(прочитать с облаков)
Самооценка группы: (та же)
«Законы Дружбы» - из предложенныхправилребята выбирают законы дружбы.
1)Прочитайте задание.
Перед вами правила. Обсудите в группе, какие правила можно отнести к «Правилам дружбы»
Правила:
Не обманывай друга ни в чём.
Не предавай своего друга.
Не бегай по классу.
Не перебивай взрослых.
Береги учебники, мебель.
Один за всех, и все за одного.
Помоги друзьям в беде.
2)Соберите из выбранных вами правил «Законы Дружбы».
3)Оцените работу своей группы смайликом.
4) Выберите защитника проекта, который зачитает выбранные правила, и ученика, который оценит работу группы.
Защита работы:
1.Мы составили «Законы Дружбы».
2.Мы выбрали следующие законы… (зачитать законы)
Самооценка группы: (та же)
Защита групп.
(после защиты задаю вопрос) – Кого вы можете похвалить в своей группе и за что?
- Молодцы!
Рефлексивно-оценочный этап
1)Итог.
-О ком говорили сегодня на уроке? (о том кого можно назвать лучшим другом)
-А кого же можно назвать лучшим другом?
- Послушайте песенку: (песня)
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит
-Вот, что значит - настоящий,
Верный друг.
2)Рефлексия.
- Сегодня на уроке вы получали листочки-дружочки, я вам предлагаю записать на один листочек качество лучшего друга, которым вы обладаете, и прикрепить свой листочек на Дерево дружбы.
- Вот такая замечательная Планета Дружбы у нас получилась. Я надеюсь, что ваш класс будем самым дружным уголком этой планеты.