-
| Проверка домашнего задания | УЗ: чтение стихотворения выразительно УЗУ: проверить как дети подготовили выразительное чтение стихотворения УЗу: ребята, сейчас начнем читать стихотворения выразительно ПЗ: дети будут читать выразительно стихотворение СУЗ: стихотворения в учебнике с. 145 – 147 ОРД: дети по желания читают выбранное стихотворение. Остальные внимательно слушают, чтоб потом прокомментировать ошибки или положительные эмоции после прочитанного. КВ: устный со стороны учителя. ИВ: оцениваю сразу после того как ребенок закончил рассказывать. Оценка "5" - твердо, без подсказок, выразительно читает. Оценка "4" – выразительно читает, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" – не выразительно, но при чтении не запинается, слова произносит четко. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, монотонно и с запинками. | Читают стихотворения. ( 5-7 человек) |
-
| Постановка цели урока | Еле шорохом шурша В класс заходит тишина. На стульях сидят шалунишки, Листают волшебные книжки. Ожидание чуда, благости Всех коснется к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша. Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами заглянем в сказку. А в какую именно, сейчас узнаем. УЗУ: сообщить цели и задачи урока УЗу: сейчас мы попробуем определить тему нашего урока ПЗ: просмотреть мультфильм СУЗ: отрывок мультфильма по сказке П. Божова. «Серебряное копытце» Кому знаком мультфильм, как называется? Этот мультфильм создан по произведению известного литературного автора. Прочитайте фамилии, выделите лишнюю. Пушкин, Фет, Бажов, Рыленков ОРД: просмотр отрывка мультфильма, ответы на вопросы КВ: устный, со стороны учителя ИВ:А теперь свяжите мультфильм и фамилию автора, сформулируйте тему урока. (Подсказка)Определите название произведения. Название произведения образует словосочетание, состоящее из прилагательного, обозначающее драгоценный камень (изготовляют столовую посуду, ювелирные украшения) и имя существительного, обозначающее уменьшительно – ласкательное от слова «копыто». Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». -Что вы знаете о Бажове? Исходя из темы, определите цели урока. Приступаем к реализации первой цели. УЗ: знакомство с биографией П. П. Бажова. УЗУ: познакомить с биографией П. Бажова. Узу: сейчас мы познакомимся с биографией П. Бажова. СМИ: слушайте внимательно, потом я вам задам вопросы. СУЗ: П. П. Бажов родился 27 января 1879 года на Урале в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки, песни родного Урала. Был учителем. В свободное время бывал на заводах, в деревнях, записывал все, что ему рассказывали в толстую тетрадь – это были, предания, подлинные истории, песни. Оставив учительство, добровольно пошел в Красную Армию. Только после окончания Гражданской войны Павел Бажов достал свои заветные тетради. Затем стал журналистом. Часто ездил по старым уральским шахтам, горным заводам. Ему были интересны простые уральские мастера, русские умельцы, а привлекала в них душевная красота и достоинство трудового человека. В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу « Уральские были», затем « Малахитовая шкатулка», « Хозяйка медной горы» и другие. Впервые героями сказок стали не гномы, богатыри, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. Где родился? Кем был? Где Бажов бывал в свободное время? Что там делал? Кто впервые стали героями сказок? ОРД: слушают учителя. Отвечают на вопросы. ИВ: молодцы, вы меня внимательно слушали. | Бажов– сказочник, остальные – поэты Цель: 1. Познакомиться с биографией П. П. Бажова. 2.Прочитать и проанализировать сказку. 3.Выразить свое отношение к прочитаному. Рассказывает биографию П. П. Бажова. На Урале Учителем. Журналистом На заводах Записывал все, что ему рассказывали в тетрадь. Рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. |
-
| Восприятие (открытие детьми нового способа действия, правила, понятия) | Открываем учебники. Стр. 147. Как называется сказка? Как вы думаете о чем она будет? УЗ: чтение сказки УЗУ: провести восприятие текста УЗу: чтение по цепочке. СУЗ: текст в учебнике на странице 147. Приступаем к реализации 2 цели. 1 часть заканчивается словами «Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает…» КВ: Учитель контролирует правильность чтения, исправляет речевые ошибки, подмечает, кто как следит за читающим и просит прочитать того, кто не следит. -Прочитав 1 часть, мы встретили с вами незнакомые слова. Давайте ещё раз прочитаем слова и узнаем их значение. Барская рукодельня – ручной труд. Взъесться – обвинять, невзлюбить. Голбчик - приступка для выхода на печь. Пожитки – мелкое имущество. Похлебка – жидкая пища, суп из картофеля или крупы. Несподручно – неудобно. Пособник – помощник в делах. - Интересно было читать? -Кто главные герои сказки? -Какой эпизод произведения вы читали, а на душе у вас было очень грустно и печально. -Когда ваше настроение изменилось? -К какому жанру отнесём это произведение? - Что такое сказка? - Что такое рассказ? - а что такое сказ? Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. Рассказ – это малая форма повествовательной или эпической литературы, в которой дается описание какого-либо события из жизни героя. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора. -Сейчас предлагаю поработать в парах. Определите к какому жанру отнесем это произведение. Докажите это словами из текста. | Серебряное копытце Предположения детей. Отвечают на вопросы учителя . Высказывают своё мнение Работают в парах. (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. Рассказ –повествует о реальных событиях.) Работа в парах. |
-
| Осмысление (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи) | Разделившись на пары, составьте словесные портреты Коковани – мальчики, Даренки – девочки. Словарь характеристик: Аккуратный, безотказный, бережливый, вежливый, веселый, внимательный, мудрый, хозяйственный, добрый, справедливый, честный, отзывчивый. Кокованя и Дарёнка положительные или отрицательные герои? Почему? - Почему Кокованя решил взять Даренку к себе в дом? Попробуйте аргументировать словами из текста. -Почему Кокованя назвал девочку Подарёнкой? -Почему девочка решила, что дедушка назвал её по имени? - Как жилось Даренке в чужой семье? - А что понравилось Коковане в ней? -Чем удалось заинтересовать Коковане девочку? -Что общего вы заметили в их описании? -Как вы думаете, что нравится автору в характере Дарёнки? -Почему Мурёнка всех детей царапала, а для Дарёнка пела? Как это характеризует девочку? А Кокованя почему согласился взять кошку? -А вы как бы поступили на месте Коковани? -Как вы думаете, хорошо ли им будет вместе? Почему? -Попробуйте сформулировать главную мысль первой части. Вывод: Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей. - Есть ли в произведении отрицательные герои? | Подтверждая словами из текста. Слушают характеристики героев. Дарёнка- добрая, отзывчивая, аккуратная, хозяйственная, работящая, любит слушать сказки. Кокованя- справедливый, добрый, честный, простой, мудрый. Деду было скучно жить одному, Даренка была из работящей семьи. Судьба подарила её чужим людям. У неё имя – Дарёнка, Дарья Плохое житье у нее. Хозяйка взъедается на сиротку. Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда. Заинтересовал её рассказом о козлике-Серебряном копытце. Одинокие, ценят красоту, природу. были добрые дела, добрые поступки, добрые отношения. Общение в их маленькой семье всегда было добрым: добрые отношения, добрые сказки |