Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ "Таинство Причастия"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 35"
Конспект
урока ОРКСЭ
по теме:
«Таинство причастия»
Подготовила:
Остерман Валерия Эдуардовна
Тамбов 2017
Тема урока: Таинство Причастия.
Цель: дать детям представление о Таинстве Причастия и о его значении в жизни православных христиан.
Задачи:
предметные: ознакомить с основами религиозной морали;
раскрыть сущность церковных таинств;
в каком таинстве мы соединяемся с Богом и что такое
Причащение;
личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки;
воспитывать доброжелательность и
эмоционально- нравственную отзывчивость;
развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
формировать уважительное отношение к духовным и
материальным ценностям православия;
воспитывать уважение к традициям православного мира,
историческому прошлому нашей Родины;
метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и
оценивать учебные действия;
осуществлять информационный поиск;
развивать умение работать с текстом, смыслового и
выразительного чтения.
Основные термины и понятия:
Благодать – сила Божья, которой совершается спасение человека.
Причастие или по-другому Евхаристия (благодарение) – главное Церковное Таинство в котором христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и
Кровь Христовы соединяются с Богом и приобщаются к вечной жизни.
Таинство – это священнодействие, через которое верующим видимым образом сообщается невидимая Божественная благодать.
Апостолы – (посланники) ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь христианской веры.
Церковь – является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, единство Духа, обитающего в людях.
Литургия – (обедня) богослужение во время, которого совершается Таинство Причастия.
Антидор – (вместо дара) части просфоры для совершения Таинства причащения. Раздаётся верующим по окончании Литургии не причащавшимся мирянам.
Тайная Вечеря – пасхальный ужин Спасителя с учениками – апостолами накануне крестных страданий в Великий Четверг, на котором Он установил Таинство Причащения (Евхаристии).
-Ребята! Посмотрите на наши раскраски и скажите, что на них изображено, кто знает? – Причастие. И тема нашего урока сегодня – «Таинство Причастия».
Перед вами план нашей работы сегодня (раздаточный лист с текстом):
Сегодня на уроке мы вспомним, обсудим и узнаем:
Кто, когда и при каких обстоятельствах установил таинство Причастия?
Что такое «Тайная вечеря»?
Что такое Церковь? Только ли это здание, или собрание людей, или христиане видят в Церкви нечто большее? Что именно?
В чём главное назначение Церкви?
Что происходит во время Литургии?
Разговор о Таинстве Причастия мы начнём с того, что вспомним дни Страстной Недели – последней недели земной жизни Иисуса Христа.
Как вы думаете, почему? (Потому что это таинство было установлено Иисусом Христом в один из дней Страстной (Великой) Недели).
Работа в таблице параллельно с презентацией. После краткого обсуждения записываем в таблицу, что произошло в каждый из этих дней.
Но сегодня мы заполним не всю таблицу, а только часть её. До какого дня и почему? – правильно, до Четверга – потому что таинство Причастия было установлено именно в Великий Четверг.
Страстная – Великая – Неделя
Страстная – от слова «страсть», – страдание. Неделя Страданий Христовых. Последняя неделя земной жизни Господа Иисуса Христа.
Каждый день в ней называется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда и т.д.
Великий Понедельник
Проклятие бесплодной смоковницы
Великий Вторник
Изгнание торгующих из храма
Великая Среда
Предательство Иуды
Великий Четверг
Тайная Вечеря. Моление о Чаше.
Взятие Христа под стражу
Великая Пятница
Великая Суббота
Воскресение Христово
Задание: Кратко запиши в таблицу, что произошло в каждый из дней Страстной Недели.
Итак, кто, когда и при каких обстоятельствах установил таинство Причастия?
Почему Христос созвал тайный ужин (вечерю)?
Как ученики Спасителя выполнили своё обещание совершать таинство Причастия в воспоминание о своём любимом Учителе?
– Апостолы, а затем и все христиане причащаются на Литургии – главном Богослужении православных христиан.
Знаете ли вы, как переводится слово «Литургия» с греческого языка? –«Общее дело»! Самое главное событие, которое происходит во время Литургии – и есть причастие Святых Христовых Тайн.
Подробно – о том, что представляет собой таинство Причастия.
О подготовке к Причастию – таинстве Исповеди и Покаяния. Чтобы принять в себя Христа, нужно очистить душу от зла, от греха.
Вот потому-то церковь – это не только здание (дом Божий, в котором совершается божественная служба). Это ещё и собрание верующих людей.
А самое главное, Церковь – это Тело Христово, где члены Тела – это люди, а Глава – Сам Иисус Христос. Причастие не только очищает, не только соединяет человека со Христом, но и объединяет во Христе всех верующих людей!
В этом состоит главное предназначение Церкви.
Вот почему в Церкви принято обращение: «братья и сёстры». Мы все (верующие люди) – родные по духу, во Христе!
Раскраска: обращаем внимание на цвет облачения священнослужителей.
Домашнее задание:
Внимательно прочитай отрывок стихотворения русского поэта и философа Владимира Соловьева.
Да! С нами Бог, – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь – средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.
Как ты думаешь, откуда в душе верующего человека возникает такая радостная уверенность? (Устно)
Системный самоанализ урока
Урок проводила: Остерман Валерия
Класс:4 «Г»
Дата: 23.03.17
Предмет: ОРКСЭ
Тема: Таинство причастия
Цель:
Дать детям представление о Таинстве Причастия и о его значении в жизни православных христиан.
УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные УУД
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Тип и структура урока:
Тип урока: открытие новых знаний, структурные компоненты выделяются четко, временные рамки соблюдены.
Содержание урока:
Содержание урока соответствует поставленной цели, заявленной теме, имеет воспитательный потенциал.
Реализация принципов обучения: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, активные.
Организация учебной работы на уроке: задачи сформулированы чётко; преобладает фронтальная организация деятельности, при объяснении материала использовались эвристической беседы; проводились физкультминутки.
Система работы учителя:
Весь объем материала, рассчитанный на урок, был выполнен. Урок проводился тактично, внимательно, с правильной речью, требовательно, объективно. Выдержанны временные рамки.
Система работы учащихся:
Учащиеся активны, постоянно поднимают руку, но некоторые ответы звучали с места, без поднятия руки, больше половины детей быстро усваивают материал, успевают выполнить задание. Большая часть класса работает в среднем, в оптимальном темпе, справляясь с заданиями. Только один ребенок отстает, старается, но материал тяжело усваивает.
Общие результаты урока:
Учебный материал усвоен на уровне понимания и запоминания.
Оборудование урока:
Компьютер; подготовлены презентации, раздаточный и демонстрационный материал.
Общая оценка результатов и эффективности урока;
В целом урок получился хорошим. Было объяснено то, чем дети будут заниматься на уроке. Прослеживалась дисциплина в классе, помогала детям, при выполнении заданий.
Поставленные цели и задачи были выполнены
* умение общей организации работы на уроке: логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
* поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения, объективность;
* роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся:
* организованность и активность на разных этапах урока;
* адекватность эмоционального отклика;
* методы и приемы работы, уровень их сформированности;
* отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
* уровень усвоения основных знаний и умений;
* уровень формирования УУД;
* наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
* выполнение плана урока;
* мера реализации целей;
* уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:
1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;
3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;
Оборудование урока:
* Печатные, видеофрагменты;
Общая оценка результатов и эффективности урока;
Удалось реализовать все поставленные задачи урока. Все этапы урока были соблюдены. Тема была усвоена учащимися. Были допущены незначительные ошибки. Физкультминутки были проведены. Временные рамки были четко соблюдены.