Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Засушливые зоны умеренного пояса"»
Тема:Засушливые зоны умеренного пояса.
Дидактическая цель урока:создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного пояса
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о степях и пустынях умеренного пояса, их особенностями и обитателями.
Развивающая: развитие мышления, памяти.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету.
УУД:
Личностные:
1. Оценивать в предложенных ситуациях конкретные поступки, как хорошие или плохие.
2. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения
Регулятивные:
1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
2. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
3. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
4. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные:
1. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
2. Слушать и понимать речь других.
3. Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Тип урока:урок открытие нового знания по учебнику Окружающий мир «Наша планета «Земля». 2 класс. 2 часть, авторы А.А. Вархрушев, О.В. Бурский , А.С.Раутин. Вид учебного занятия: урок-исследование Формы работы: работа в парах, групповая и индивидуальная работа.
Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, цифровой образовательный ресурс – презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint; карта природных зон; учебник, рабочая тетрадь, карточки для работы в парах; «дневник исследователя»; карточки с изображением животных и растений, карточки с названием природных зон, энциклопедии.
Ход урока
Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться,
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
-Я вижу, что настроение у всех отличное и все готовы к новому путешествию.
II. Актуализация знаний.
-С какими природными зонами мы уже познакомились? Покажем на карте эти природные зоны.
-А сейчас поработаем в парах. Игра – задание «Рассели жителей по домам» Карточки (приложение 1) (Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают).Проверка Слайд 2.
III. Стадия вызова.
Постановка проблемы. Слайд 3.
- А теперь расселите животных и растения в зоне степей и пустынь.- Можете справиться с этим заданием? Что нам нужно выяснить на уроке?
Формулирование темы и целей урока.
-Как будет звучать тема урока? Слайд 4.
IV.Стадия осмысления
1.Знакомство с зоной степей.
а) Попробуйте отгадать мою загадку.Здесь самые плодородные почвы, теплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева. Где это? Слайд 5.
б) Проделаем опыт, который описан в учебнике (стр. 26).(Намочи и отожми три одинаковых полотенца. Первое повесь вдали от обогревателя-батареи, второе расправь и положи на обогреватель, третье скатай в плотный комок и тоже положи на обогреватель, проследи, когда высохнет каждое из них)
в) Работа с учебником стр.26.
-Что нового узнали? Словарная работа со словами «чернозем», «дернина». Слайд 6.
г) Совместное открытие знаний.
-Как вы думаете, почему при богатой почве, достаточном тепле и дождях, в степной зоне не растут деревья? Вернемся к опыту. Слайд 7.
-Какой вывод можно сделать?
(Вода испаряется тем скорее, чем теплее и чем больше открытая поверхность)
д) Изучение растительного и животного мира степей.
Работа в группах: ботаники (девочки) и зоологи (мальчики).
-Вам предстоит, используя учебник, карточки с изображением животных и энциклопедии, заполнить таблицы и подготовить рассказ для другой группы.
(Приложение 2).
е) Проверка работы в группах.
(Заслушиваем ботаников. Учитель дополняет ответы учащихся. Показывает гербарий степных растений).
-Как растения приспособились к жизни в степи?
-Для чего у растений густые и длинные корни? Как узкие, жесткие листья экономят влагу? Слайды 8, 9
-Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики поедают мелких насекомых. Живут в степной зоне различные бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые-опылители.
(Дети рассматривают набор открыток с изображением насекомых).
-А теперь заслушаем зоологов. Слайд 10.
2.Физминутка.
Хомка-хомка ,хомячок, (надуваем щечки)
Полосатенький бочок (гладим себя по бокам).
Хомка рано встает (потягиваемся),
Щечки моет, глазки трет.
Подметает хомка хатку (делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка сильным хочет стать (показываем мускулы).
-Какие животные степи занесены в Красную книгу? Слайд 11.
-С какими проблемами столкнулись животные в этой зоне? Как воздействует на нее человек? (Раньше в степях паслись стада крупных травоядных зверей, например, бизонов. Теперь большая часть степей распахана человеком для выращивания культурных растений.) Слайд 12.
-Давайте составим цепи питания в степи.(Например,растение-суслик-степной орел).
-Есть в степи интересные насекомые-санитары: жуки-навозники и жуки-могильщики. Они уносят в свои норки помет животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок. Жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Если насекомых-санитаров достаточно, они содержат свой дом в порядке. (Показ иллюстраций жуков).
3.Знакомство с зоной пустынь.
а)Рассказ учителя
-Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг, а куда попадаем, узнаете, если отгадаете загадку:
В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном. (Пустыня). Показ на карте новой зоны учителем.
-Что вам известно об этой зоне? От какого слова произошло слово «пустыня»? Действительно ли там пусто?
- Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Пустыни бывают песчаные, глиняные и даже каменистые. Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70˚С, а в тени выше 40˚С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. А чего хочется человеку, когда ему очень жарко?
К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12˚с, и длится зима 2-3 месяца.
- Пора включаться в работу нашим ботаникам и зоологам.
б) Работа в группах.
- Заполните таблицу, используя стр.29 учебника, плакат «Пустыня» и энциклопедию «Животные пустыни».
Выступление зоологов.
- А сейчас предоставим слово нашим зоологам - рассказ о тушканчике, песчанке, ушастом еже, лисичке- корсак, сайгаке, песчаном удавчике, ящерице круглоголовке.
- В чем сходны пустынные животные? (Имеют сухую кожу, которая защищает их от потери влаги). Слайд 14
-Как приспособились животные к условиям жизни в пустыне? Слайды 15,16.
- Спасибо, зоологи. Мне бы хотелось рассказать о самом удивительном животном пустыни- верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают 2 метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находятся запасы жира. Он может обходиться без воды в сильную жару по 4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер.
Выступление ботаников.
-Как приспособились растения к жизни в пустыне? (имеют длинные корни) Слайд 17.
-Кроме того, пустынные растения часто имеют листья в виде колючек.
V. Самостоятельное применение знаний.
-Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных? (Мак, так же как и тюльпан растет только во влажный период. У саксаула и у верблюжьей колючки длинные корни).
-На какую еще зону похожи пустыни? (на ледяную зону)
-Почему в степях так много подземных животных? (там прохладно и есть пища- подземные части растений).
Рабочая тетрадь стр.49№7,8. Взаимопроверка.
VI. Стадия рефлексии. Итог урока.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Продолжите предложение. Слайд 18.Самооценка своей работы.
VII .Домашнее задание.
На выбор: стр.50 № 10 в рабочей тетради или подготовить сообщение об одном из животных пустыни.
Приложение 1
«Рассели по домикам» (соедини стрелками название животного с той зоной, в которой оно обитает)
«Рассели по домикам» (соедини стрелками название растения с той зоной, в которой оно обитает)