Литературное чтение 3 класс
Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка»
ЦЕЛЬ: Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»
Задачи:
формировать умение анализировать поступки людей;
расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;
развивать память, внимание, речь учащихся, воспитывать интерес к книге.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Проверка д/з
Пересказ сказки-быль Платонова «Неизвестный цветок», синквейн.
II. Фонетическая зарядка.
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».
- Покажите голосом, что дано человеку?
для чего?
для каких дел?
- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?
- Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)
III. Этап вызова (побуждение).
Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.
Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.
Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.
аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА
- Как понимаете выражение «Чужая калитка»? (Устно.)
- Предположите, о чём может быть рассказ с таким названием? (о. д.)
IV. Этап осознания смысла.
- Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.
Биография Е.Пермяка.
(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)
С.134
Уч-ся самостоятельно читают биографию Пермяка выполняя задание.
Задание: Прочитайте биографию , подчеркните простым карандашом те слова, которые бы вы записали жирным шрифтом.
Проверка (1-2 уч-ка зачитывают)
Что запомнили о биографии автора?
Почему автор взял псевдоним Пермяк?
Где учился?
Какие профессии освоил?
- Что вас удивило в этом человеке?
1) Словарная работа.
Старательный - делающий что-нибудь со старанием Старательный ученик.
Малец - парень, подросток, мальчик.
Хваткие - Ловко и цепко хватающий. Хваткие руки.
Питомник – место разведения растений или животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение. Питомник фруктовых деревьев.
Щеколда - Железная пластинка с рычажком, служащая для запирания ворот, наружных дверей.
Ржа- покрытый ржавчиной, содержащий окислы железа
Еле ноги волочить (разг.) - идти с трудом от усталости.
Просека – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу.
2) Первичное чтение рассказа
3) Повторное чтение. - Прочитать продолжение рассказа самостоятельно, заполнить таблицу ПМИ:
ПЛЮС | МИНУС | ИНТЕРЕСНО |
Мальчик трудолюбивый | Чужая калитка | Кто отремонтировал? |
Отремонтировал скамейку и калитку | Старая скамейка | Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался |
| | |
Проверка
- Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?
- Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?
- Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?
4) Работа с кубиком «Блума»
На гранях кубика написаны слова:
Почему Объясни Назови Предложи Придумай Поделись
Кубик бросает ученик.
Задание:
Необходимо сформулировать вопрос к рассказу по той грани, на которую выпадет кубик.
5)Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте в рассказе Е. Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился, трудился, и кто ему помогал.
- Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алёшу.
6)Творческое задание «Построй дом».
- Расскажите, чему вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)
- Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)
- Что у нас получилось?
- Кто нам помог построить дом?
- Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?
7)Составление пятистишия к слову «Труд».
Труд
8)Составление плана рассказа по картинкам.
Трудолюбивый мальчик.
Чужая калитка.
Старая скамейка.
Свое, наше.
Презентация каждой группы.
9) Итог урока.
Я сегодня работал над……
Я смог……
Урок дал мне для жизни……
Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.
Взять интервью у родителей и написать о профессии.