Познакомить обучающихся с особенностями вязания крючком, обучить первоначальным приёмам вязания(цепочки).
Сформировать навыки по организации рабочего места.
Развивать творческое воображение, сенсорные и моторные навыки, внимание.
Прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус, воспитывать аккуратность, трудолюбие, добросовестное отношение к работе.
Планируемые результаты
Предметные:
рассматривать и анализировать образцы изделий, осваивать технологию вязания крючком простой цепочки; упражняться в вязании цепочки.
Метапредметные
Регулятивные: принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, прогнозировать действия; руководствоваться правилами при выполнении работы; осуществлять поэтапный и итоговый контроль; корректировать работу, производить оценку выполненной работы.
Познавательные: воспринимать и анализировать информацию; расширять круг знаний о новых технологиях работы; использовать полученные знания и умения в творческой практической работе.
Коммуникативные: вступать в общение и творческое взаимодействие, соблюдая правила общения, тактично выражать свою точку зрения; проявлять доброжелательность и такт, слушая другого, а также в оценке работы товарищей; распределять работу в парах, осуществлять продуктивное взаимодействие в работе.
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес, стремление к познавательной самостоятельности; старательность, усидчивость и добросовестное отношение к работе, художественный вкус, уважение к творчеству мастеров.
Оборудование: таблицы, пословицы, крючки для вязания, нитки для демонстрации приёмов вязания, образцы вязаных изделий, карточки для игры, текст стихотворения, панно, презентация, видеоматериал, дерево, яблочки, цветочки, листочки, компьютер, магнитофон.
Ход урока
I.Организационный момент
1.Приветствие
-Встали все ровно. Тихонько сели.
Руки? -(На месте!)
Ноги? - (На месте!)
Локти? - (У края!)
Спина? - (Прямая!)
2.Психологический настрой. (улыбнулись друг другу)
3.Проверка готовности учащихся к уроку
- Прежде, чем приступить к работе, давайте проверим вашу готовность к уроку
Игра «Молчанка» (учитель показывает картинку, а дети поднимают принадлежности, которые нужны для урока)
- Давайте прочитаем пословицы (Пословицы на доске )
«Взялся за дело, выполняй его умело»
«Торопливый всегда дважды вяжет»
«Кто аккуратен, тот и людям приятен»
-Под каким девизом мы будем работать сегодня на уроке?
4. Вхождение в тему.
Всем известно, что вязанье
Начинается с крючка.
Нитка тянется несмело
Из огромного клубка.
Метод «Ассоциации»:
-Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «крючок»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) на доске
Красота
Руки, радость
Юбка
Человек
Отдых
Кружево
-Какую тему мы начали на прошлом уроке? (Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие)
-Продолжите высказывание «Секрет любого мастерства- (терпение и трудолюбие)
- Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой ( на доске) и краткий текст о мастерах и подмастерьях. (Работа в парах)
Мне вдруг подумалось:
А хорошо бы
Стать подмастерьем!
Выше счастья нет,
Чем гнаться
С тонкой кисточкой учёбы
За смелой кистью Мастера вослед.
Нет такого мастера, который вначале не был бы подмастерьем.
То есть учеником. Работа у подмастерья вроде бы и не творческая: смотри, как Мастер работает, да повторяй. Однако это только кажется. Конечно, чем
сложнее ремесло, тем внимательнее приходится смотреть и точнее повторять, но смекалка и выдержка не помешают – иначе настоящим Мастером не стать.
Настоящего мастера всегда отличает чувство собственного достоинства, к нему с уважением относятся окружающие. Секрет же любого мастерства – это прежде всего терпение и трудолюбие.
– Кого называют Мастером, а кого – подмастерьем?
– Почему поэтесса Новелла Матвеева считает, что «выше счастья нет, чем гнаться с тонкой кисточкой учёбы за смелой кистью Мастера вослед»? Что она имеет в виду?
– Почему кисточка учёбы названа «тонкой», а кисть Мастера – «смелой»?
– Не зазорно ли человеку быть подмастерьем, ведь это какое-то зависимое положение, несамостоятельное?
5.Игра «Крестики-нолики»
-Давайте поиграемв игру, чтобы проверить насколько хорошо вы запомнили информацию с прошлого урока. Перед вами задания с листочками (взаимопроверка)
Вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра – чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность.
II. Сообщение темы урока и задач урока
- Сегодня наш урок посвящен вязанию крючком; нам предстоит освоить самые основные приёмы и научиться вязать цепочку. Вязание – один из старинных видов рукоделия. Когда-то оно было чисто мужским занятием, но постепенно перешло в женские руки. Это кропотливый труд, требующий усердия и терпения. Только в этом случае изделия получатся нужными и красивыми. В связи с этим сразу договариваемся, что торопиться не будем, чтобы работой можно было гордиться.
III.Изучение нового материала.
-Для работы нам нужны нитки и крючок
-Какое соотношение крючка и ниток должно быть? (крючок должен быть в 1,5-2 раза толще нитки) В качестве ниток для вязания крючком можно использовать шерстяную, синтетическую и более тонкие нити(ирис, мулине).
1.Повторение строения крючка
2.Повторение условных обозначений(Для чего они нужны?)
- Как держать крючок и нить?
Инструкция по технике безопасности при вязании крючком
Вязальные крючки следует хранить в специальных пеналах.
Вязальные крючки использовать только по назначению.
Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
Не отвлекайтесь во время работы.
Не ходить по кабинету с расчехленным крючком.
Не берите крючок в рот.
Не подносите его к глазам.
После окончания работы уберите крючок.
Санитарно-гигиенические требования
1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
3. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
4.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).
Целесообразно организовать на уроке взаимопомощь и взаимоконтроль.
- Связать хорошую цепочку в первый раз непросто. Если видите, что петли получаются неровные, не поленитесь и распустите их, а затем провяжите снова.
- Чтобы закрепить цепочку, нужно оборвать нитку, конец её продёрнуть в последнюю петлю и затянуть.
Гимнастика для глаз
V. Закрепление знаний
Игра «Волшебный клубок (учитель кидает клубок учащемуся и задает вопрос)
От чего зависит качество вязанных изделий? (Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю )
Какое должно быть соотношение крючка и нити? ( толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.)
Какие нити используют при вязании крючком? (Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.)
Что такое начальная петля? (Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.)
Как нужно держать крючок?
Что означает номер крючка?
VI. Итог урока
- Продемонстрируйте свои изделия, подняв их вверх.
- Трудно ли было освоить приёмы вязания и связать первую цепочку?
- Что в работе показалось самым трудным?
- Для чего приходилось распускать «неправильные» петли и не проще ли было не обращать на них внимания, продолжать работу?
(Панно «Занавески на окне») Слайд
- Практически всю четверть нам предстоит быть в роли подмастерьев, поскольку необходимо освоить много новых и непростых видов работы.
- Предлагаю вам понемногу тренироваться в вязании крючком в свободное время, чтобы приобрести необходимый навык.
VII. Рефлексия (Дерево успехов)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если на уроке неплохо поработал, но что-то не совсем получилось – прикрепите цветок.
Если на уроке сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь – зеленые листочки.