Конспект урока гражданственности Донбасса "Все профессии важны- все профессии нужны"
Конспект урока гражданственности Донбасса "Все профессии важны- все профессии нужны"
Материал конспекта урока направлен на формирование представлений первоклассников о различных профессиях, специальностях, необходимых для развития Донецкой Народной Республики, родного города; содействие трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока гражданственности Донбасса "Все профессии важны- все профессии нужны"»
Короневская Нина Николаевна,
высшая, «учитель –методист»
учитель начальных классов,
Харцызская общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 24
КЛАСС: 1 класс
МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ: седьмой урок в Макросфере 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Трудом славен человек»
ТЕМА УРОКА: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Тема «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель: формирование представлений первоклассников о различных профессиях, специальностях, необходимых для развития Донецкой Народной Республики; родного города, содействие трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников.
Задачи:
- выявить и систематизировать имеющиеся знания о профессиях,
-развивать познавательный интерес к истории родного края, творческую деятельность детей;
-умение выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать;
- расширить кругозор, словарный запас учащихся.
- создать условия для формирования коммуникативных навыков,
- воспитывать желание учиться, уважительного отношения к профессиональной деятельности человека ,к труду, к людям любой профессии.
Тип урока: обьяснение нового материала.
Образовательные ресурсы: презентация, карточки для парной и групповой работы, выставка книг с произведениями о труде, глыба угля, фрагмент видеоролика о труде шахтеров, о шахте «Комсомолец Донбасса» [Low, 480x360p].mp4 (39021606), видеофизминутка, клей, модельки человечков.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Всех ребят позвал он в класс.
Чтобы дети не ленились,
С удовольствием трудились,
Всем здоровья пожелаем-
И урок наш начинаем.
Представление девиза
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
II. Сообщение целей, задач. Мотивация учебной деятельности.
Игра Деда Буквоеда
- Ребята, для того, чтобы узнать, какая будет тема сегодняшнего нашего урока, я предлагаю собрать рассыпавшиеся буквы Деда Буквоеда.
Профессия .Труд
Обучение детей формулировать цели, задачи урока
-Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О мире профессий)
- Что бы вы хотели узнать о профессиях? (Ответы детей)
- Сегодня мы узнаем, что такое профессия, познакомимся с некоторыми из них, узнаем, какая ведущая отрасль нашего региона, какие специалисты нужны нашей молодой Республике, нашему городу Харцызску, попробуем ответить на вопрос - какая профессия самая важная?
В конце урока, я думаю, нам удастся увидеть прекрасный город Мастеров, который вы создадите сами.
- Итак, тема нашего урока гражданственности - «Все профессии нужны, все профессии важны». Трудом славен человек.
III. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений
Вступительная беседа. Применение межпредметной связи (русский язык). Работа с толковым словарем
- Ребята, что такое профессия? (Ответы детей)
(Ответы учеников: )
- Профессия- это название человека, который занимается работой.
- Профессия- это кем ты работаешь.
- Профессия - это важная работа.)
-Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова.
- А для чего нам нужен толковый словарь? На каком уроке мы с ним работаем?
- В толковом словаре (показываю) есть такое толкование этого слова
- Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.
Проблемный вопрос
- Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор любой профессии?
Рассказ учителя
- В мире существует тысячи различных профессий. Каждый человек выбирает одну, которой он посвящает всю свою жизнь.
- Вы учитесь в начальной школе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога, с 1 класса. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту,- выбор профессии.
- А для этого нам нужно хорошо учиться, овладевать знаниями.
Свободный микрофон «Кем я хочу стать»
Труд строителя всем нужен
Нужен нам и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечить,
Учитель, чтоб учил
Лётчик нужен, чтоб летать
Ну, а кем ты хочешь стать?
- Ребята, а ведь у нас каждого из вас есть мечта. Кем вы хотите стать, когда вырастете? ( Ответ детей )
- Дети, очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что у него золотые руки.
- Как понимаете смысл этих слов?
Беседа. Знакомство с профессией родителей
- Ваши родители тоже, когда- то были маленькими и о чем- то мечтали, и в школе выбрали себе профессию, к которой стремились.
-Расскажите, ребята, о профессиях ваших родителей, кем они работают?
Рассказ детей о профессиях родителей
-Послушайте стихотворение и подумайте: какой вывод можно сделать из этого стихотворения?
1.Подумайте. Что было бы, 2.Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной: Когда сказал бы врач:
- Шить платья мне не хочется, - Рвать зубы мне не хочется,
Устрою выходной! Не буду, хоть ты плачь!
И все портные в городе Больным врачебной помощи
За ним ушли б домой, Не стало б никакой.
Ходили б люди голые, А ты б сидел и мучился
По улице зимой. С подвязанной щекой.
3.Подумайте, что было бы, 4.Сказал учитель в школе бы:
Когда б сказал шофёр: - Мне в нынешнем году
-Возить людей не хочется!- -Учить детей не хочется,
И выключил мотор. Я в школу не приду!
Троллейбусы, автобусы Тетради и учебники
Засыпало снежком, Валялись бы в пыли,
Рабочие на фабрики А вы бы неучёными
Ходили бы пешком. До старости росли.
5.Подумайте, какая бы случилась вдруг беда!
Но только так не сделает никто и никогда,
И люди не откажутся от нужного труда:
Учитель обязательно придёт наутро в класс,
А пекари старательно хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят, что им не поручи,
Портные и сапожники, шофёры и врачи.
6.Мы все семьёю дружною
В одной стране живём,
И каждый честно трудится
На месте, на своём!
-О чём оно заставило вас задуматься?
Итог. Людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем)
ІV. Усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий
Вступительное слово учителя
- Ребята, издавна любой труд всегда был в почете. Народная мудрость тому доказательство. Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Итог. Межпредметная связь (литературное чтение, русс. язык)
- Эти пословицы можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения при написании творческих работ.
Динамическая пауза «Правда или нет?»
Если правда – хлопать в ладоши, если нет – топать.
Правда ли, что пекарь доит корову?
Правда ли, что таксист перевозит людей?
Правда ли, что парикмахер стрижёт волосы?
Правда ли, что кондитер печёт торты и пирожные?
Правда ли, что библиотекарь разносит почту?
Правда ли, что садовод ухаживает за садом?
Правда ли, что полицейский ловит бандитов?
Игра «Доскажи словечко». Проблемный вопрос
-Какие из услышанных профессий нужны нашему молодому государству?
( Дети показывают их на доске)
Трактор водит … тракторист
Электричку …машинист
Стены выкрасил … маляр
Доску выстрогал … столяр
В доме свет провел … монтер
В шахте трудится … шахтер
В жаркой кузнице … кузнец.
Кто все знает … молодец!
Итог. Это все рабочие профессии и они нужны нашей Республике.
Знакомство с почетной профессией шахтера
- Ребята, сегодня вы мне рассказали о том, что у многих из вас родители работают на шахте, потому что ведущая отрасль нашего Донецкого края – угольная промышленность и основная профессия угольной промышленности – профессия шахтера.
- Немало сложено о почетной профессии шахтера стихотворений, рассказов, повестей, собрано легенд, написано песен. Все это нам подарили и дарят в своем творчестве писатели родного края и города - Александр Кузьменко, Павло Байдебура, Иван Костыря, Виктор Головач. С некоторыми из них вы можете познакомиться, они сегодня представлены на выставке.
Сейчас уголь добывают, в зависимости от его залегания, или в карьерах, или в шахтах.
Профессия шахтёра считается в наши дни одной из самых опасных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. В нашем крае добывают уголь в подземных шахтах. Это очень тяжёлый труд, рабочим приходится спускаться на большую глубину (от 800 м до 1 км и больше) в забой, где и происходит добыча угля. Затем его подают наверх с помощью специальных транспортных средств. В шахтах работают различные специалисты, в том числе горнорабочие, техники, механики, электрослесари, машинисты и другие специалисты.
- Посмотрите, для нас, это простая глыба угля.
- А знаете ли вы, что это природное ископаемое, образовавшееся из частей древних растений под землей без доступа кислорода.
- Первые ученые обнаружили уголь в Донецком бассейне более 3 веков назад, когда через дикие Донецкие степи проезжал царь Петр Первый, его солдаты бросили неизвестные камешки - уголья в костер, а они загорелись. Ученые всерьез заинтересовались этими чудными каменьями, дающими тепло, начали разрабатывать схемы добычи угля.
- Какой цвет флага ДНР символизирует цвет «черного золота» - угля? (Черный)
-О работе шахтера несколько веков назад и развитии угольной промышленности очень хорошо освещено в нашем городском музее. Там показано с помощью макетов, как раньше добывали уголь, какие жилища были у шахтеров, одежда, орудия труда шахтера.
Просмотр видеоролика.
Мини-итог. Итак, для чего сегодня шахтеры добывают уголь? (Тепло в наших домах, уголь возят на тепловые электростанции, которые дают свет нашему молодому государству. Ближайшие электростанции- Зугресс «Зуевская ТЭЦ», Старобешево )
Беседа
- К сожалению, очень неспокойно на нашей родной земле. Война принесла Донецкому краю разрушенные дома, больницы, школы. Поэтому, какая сегодня профессия не менее актуальна, чем профессия шахтера? (Строитель, военный, врач, медицинский работник)
-Кто хотел бы стать строителем? А кто военным? Врачом, медсестрой?
Итог. Нам с вами, ребята, предстоит строить не только школы, больницы, дома, но и наше будущее. Все в наших руках.
Физкультминутка « Хочешь стать ты _______ делай так»
V. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.
- А теперь давайте поиграем.
1. Конкурс «Аукцион профессий»
«Чудо-мешок»
- У меня в руках мешок, в нем предметы. Вы должны догадаться, кому принадлежат эти предметы.
Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисть, краски (художник)
Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать хорошим художником?
Чтобы стать художником, надо обладать, во-первых, способностями к рисованию, а во-вторых, ежедневно развивать эти способности в упорном труде. Талант плюс упорный труд — только тогда получится настоящий художник.
Парик, костюм (актер)
Молоток, гвозди, рубанок (столяр)
Овощи, кастрюля (повар)
Профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам хорошее настроение и здоровье.
Расческа, ножницы (парикмахер)
Письма, газеты, сумка (почтальон)
Градусник, шприц (врач)
Профессия врача очень ответственная. Он должен правильно поставить диагноз и вылечить больного.
Ножницы, сантиметр, ткань (швея)
«Угадай профессию»
1.Этот человек работает на улице, он одет в большой фартук, у него есть метла, лопата и совок для собирания мусора.
2.Этот человек работает в аэропорту. Он одет в форменный китель, на рукаве которого прикреплена специальная эмблема – два крыла. Он водит в небе самолёты.
3.Этот человек работает в больнице, он одет в белый халат, у него есть специальная трубка, чтобы слушать пациентов, и градусник, чтобы измерять им температуру.
4. Этот человек строит дома и детские сады и больницы с радостью строит, и у цирка он не зритель, так как он его……(строитель).
- А сейчас пришло время узнать, какие нужны еще специальности, как для развития нашей молодой Республики, так и для нашего родного города Харцызска.
Работа в группах.
1.Закончите пословицы о труде.
I группа
Кто не работает,
Землю красит солнце,
II группа
Кто любит труд,
Без труда не вытащишь
Придумайте название пяти профессий на букву:
3 группа на букву П
4 группа на букву К
5 группа Угадайте, о каких профессиях идет речь в пословицах и поговорках
1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец.)
2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак.)
3. Не игла шьет, а руки. (Портной, швея.)
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Пахарь, хлебороб.)
VI. Рефлексия «Город Мастеров»
Да, профессий на свете много, каждая из них важна и необходима.
- Ребята, если вам понравился сегодня наш урок, заселите наш Город человечками, которые улыбаются. Если вы чем - то огорчены или не совсем у вас что - то получалось, дорисуйте грустного человечка. Поднимите картинки человечков. И поселите их в городе. Итак, посмотрите, ребята, какой славный Город мастеров мы с вами построили! А ведь все эти профессии нужны нашему молодому государству, нашей молодой Республике!
Профессий много в мире есть
Их невозможно перечесть
Сегодня многие нужны
И актуальны, и важны
И ты скорее подрастай
Профессией овладевай
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
Список литературы
1.Загребина Г. В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы забавы для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2002.
2.Прекрасное далёко: кем быть? – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с.
3.Профессия моих родителей. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. 192. 4.Профориентация в школе. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с.