kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА в 1 классе Тема: «Все профессии нужны-все профессии важны.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработки урока поможет познакомить обучающихся  с разнообразием профессий. Обогатит знания детей о различных  профессиях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА в 1 классе Тема: «Все профессии нужны-все профессии важны.»»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА

ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №24



Урок гражданственности Донбасса в 1- Б классе Тема «Все профессии нужны-все профессии важны.»



Подготовила и провела учитель 1-Б класса

Харцызской общеобразовательной школы

с углубленным изучением отдельных предметов № 24

Полторацкая Е.И.



Харцызск-2017

Тема. Все профессии важны, все профессии нужны.

Цель. Познакомить с разнообразием профессий.

Задачи:

- обогатить знания детей о различных профессиях; показать значение труда для развития общества и личности;

- развивать логическое мышление; навыки работы в группе, умение выражать свое мнение;

- содействовать трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников.

- воспитывать уважение к труду, желание трудиться.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, картинки с изображением людей разных профессий, раздаточный материал для чтения, карточки с заданием для групповой и парной работы, образцы угля.


Ход урока

  1. Организация класса.

  2. II. Актуализация изученного.

Метод «Предугадывания».

- Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения. Попытайтесь угадать, о чем сегодня пойдет речь?

Чтение стихотворения учителем.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать - нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо.

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку – береги,

Не ломай, не мни, не рви.

(Высказывания учащихся.)

Скажите, кто создал все, что нас окружает, - дома, машины, одежду? (Ответы детей.)

- Много труда, сил, умений, времени вкладывают люди, чтобы произвести на свет вещи, которые нас окружают. Вот почему мы должны бережно относиться ко всем предметам.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием профессий, с одной из главных профессий нашего края. Тема урока «Все профессии важны, все профессии нужны».

  1. Работа над материалом урока.

Придёт день, когда закончится ваша учёба в школе и перед вами станет вопрос: "Кем же мне стать? Какую профессию выбрать?" Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту, выбор профессии.

- Что же такое профессии? Как вы думаете?

- Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:

«Профессия – это основное занятие человека».

- На свете огромное количество профессий, когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе.


  1. Беседа о профессиях (сопровождается показом слайдов):

В мире существует множество профессий. О человеке в обществе судят прежде всего по его труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свои способности. Конечно, выбрать профессию – это очень сложная проблема для многих молодых людей. Надо стать настоящим профессионалом в своём деле. В силу многих обстоятельств не все могут получить высшее образование, поэтому некоторые из вас захотят получить рабочую специальность. И от того, как правильно вы выберете себе будущую профессию, насколько она будет вам по душе, во многом зависит ваш жизненный путь. А чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо знать, чем занимаются люди данной профессии, её особенности.

2. “Пять типов профессий”.

Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные типы. Все профессии объединяют в пять больших типов.

1. Первый тип: человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

2. Второй тип – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

3. Третий тип – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся: учитель, врач, журналист, продавец.

4. Четвертый тип человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры. Химические и физические символы, ноты, схемы, карты и т.д. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Пятый тип человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие образного мышления, художественной фантазии, талант. Это музыканты, художники, актеры и др.


  1. Беседа о профессиях (сопровождается показом слайдов):

Сейчас ребята расскажут о некоторых профессиях:


Повар – это специалист по приготовлению пищи. Настоящий мастер может из необычных продуктов сделать разнообразные блюда, может быстро рассчитать, сколько потребуется для приготовления определённого количества блюд. Повар знает, как надо хранить продукты, в каком порядке их закладывать при приготовлении пищи.

Врач – это специалист с высшим медицинским образованием, лечащий больных. Первым врачом на Земле стал тот человек, который смог впервые оказать помощь больному. Поэтому можно утверждать, что пещерный житель, который помог своему сородичу вытащить занозу из пальца, был и первым врачом, а значит, и первым стал заниматься медициной.

Строитель – это специалист по строительству. Сейчас трудно найти человека, который мог бы заниматься всеми строительными работами от начала до конца.

Архитектор – специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий. Он передаёт проект на строительную площадку и за дело берутся строители.

Монтажник – очень важная и нужная профессия. Они собирают не только жилые дома, но и машины, различные сооружения. Монтажники работают в мороз, в дождь или под палящим солнцем. Большие они мастера!

Пожарный – это работник пожарной охраны, по- другому – боец пожарной команды. На борьбу с пожаром направляются очень смелые люди-пожарные. Рискуя своей жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесённый пожаром ущерб. Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в доме происходит по вине детей.

- Итак, скажите, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)


«Все профессии хороши, все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки будут Родине нужны.»


Вывод. Что же нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы учеников)

Да, прежде всего интересы и склонности. Замечательно, если человеку нравится профессия, которую он однажды выбрал.

Учитель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Дети исполняют осознанный выбор профессии.

Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще не мало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?

- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!


  1. - А какие профессии у ваших родителей?

Рассказы учеников о профессиях своих родителей

Вывод: все профессии нужны, все профессии важны.

5. Рассказ учителя о труде шахтеров. Просмотр видеофильма. Знакомство с почетной профессией шахтера

- Ребята, сегодня вы мне рассказали о том, что у многих из вас родители работают на шахте, потому что ведущая отрасль нашего Донецкого края – угольная промышленность и основная профессия угольной промышленности – профессия шахтера.

Сейчас уголь добывают, в зависимости от его залегания, или в карьерах, или в шахтах.

Профессия шахтёра считается в наши дни одной из самых опасных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. В нашем крае добывают уголь в подземных шахтах. Это очень тяжёлый труд, рабочим приходится спускаться на большую глубину (от 800 м до 1 км и больше) в забой, где и происходит добыча угля. Затем его подают наверх с помощью специальных транспортных средств. В шахтах работают различные специалисты, в том числе горнорабочие, техники, механики, электрослесари, машинисты и другие специалисты.

- Посмотрите, для нас, это простая глыба угля.

- А знаете ли вы, что это природное ископаемое, образовавшееся из частей древних растений под землей без доступа кислорода.

- Первые ученые обнаружили уголь в Донецком бассейне более 3 веков назад, когда через дикие Донецкие степи проезжал царь Петр Первый, его солдаты бросили неизвестные камешки - уголья в костер, а они загорелись. Ученые всерьез заинтересовались этими чудными каменьями, дающими тепло, начали разрабатывать схемы добычи угля.

- Какой цвет флага ДНР символизирует цвет «черного золота» - угля? (Черный)

-О работе шахтера несколько веков назад и развитии угольной промышленности очень хорошо освещено в нашем городском музее. Там показано с помощью макетов, как раньше добывали уголь, какие жилища были у шахтеров, одежда, орудия труда шахтера.

Итог. Итак, для чего сегодня шахтеры добывают уголь? (Тепло в наших домах, уголь возят на тепловые электростанции, которые дают свет нашему молодому государству. Ближайшие электростанции- Зугресс «Зуевская ТЭЦ», Старобешево )

6. Задание «Собери пословицы»

- Ребята, а какие пословицы вы знаете о труде? (ответы учеников)

- О труде и об отношении к труду наш народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые.

  1. Кто любит труд, того люди чтут.

  2. Труд человека кормит, а лень портит.

  3. Языком не торопись, а делом не ленись.

  4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

  5. Научился сам -  научи другого.

    1. Игра “Подскажи словечко”.

Предлагаю вам загадки о профессии. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму.

В море коварном товаров и цен
Бизнес – корабль ведет … (бизнесмен)

От вирусов злобных компьютер наш чист :
Программы и файлы спас … (программист)

Вот вам чертеж, где каждый размер
Новой детали дал … (инженер)

Мне поставила вчера
Два укола … (медсестра)

Лоботрясов укротитель,
В школе учит нас … (учитель)

Как воздушная принцесса
В форме летней … (стюардесса)

Герои легендарные
В огонь идут … (пожарные)

Письма в дом приносит он,
Долгожданный … (почтальон)

Путь его тяжел и долог,
Ищет залежи … (геолог)

У слона иль мышек жар –
Их спасает … (ветеринар)

8. Задание «Профессии по ассоциации»

- Сейчас вам будут названы предметы, а вы должны угадать, к каким профессиям он относятся. Шланг, вода, костюм (пожарный).

  • Зеркало, ножницы, расческа (парикмахер).

  • Кисть, валик, ведро с краской (маляр)

  • Поварёжка, колпак белый, кастрюля (повар).

  • Мяч, кеды, форма (футболист).

  • Корова, ведро с молоком (доярка).

  • Краски, кисть, картина (художник).

  • Автобус, билет, деньги (кондуктор).

  1. Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»


Игра «Угадай профессию»

Ребята, я назову вид деятельности в конкретной работе и рабочие принадлежности, а вы должны отгадать профессию того, чьи это принадлежности.


1. Этот человек работает на улице, он одет в большой фартук, у него есть метла, лопата и совок для собирания мусора. (Дворник.)

2. Этот человек работает в больнице, он одет в белый халат, у него есть специальная трубка, чтобы слушать больных, и градусник, чтобы измерять им температуру. (Врач.)

3. Этот человек работает под землей, он одет в комбинезон из плотной материи, на голове у него каска со светящимся фонарем, он добывает уголь. (Шахтер.)

4. Этот человек работает в автобусе, у него есть сумка, на которой прикреплены свернутые в рулоны билеты. (Кондуктор.)

5. Этот человек работает в аэропорту. Он одет в форменный китель, на рукаве которого прикреплена специальная эмблема - два крыла. Он водит в небе самолеты. (Летчик.)

V. Работа в парах. Конкурс «Аукцион профессий»

Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:

Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать хоро­шим мастером своего дела.


  1. Кисть, краски (художник)

Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать хоро­шим художником?

Чтобы стать художником, надо обладать, во-первых, способно­стями к рисованию, а во-вторых, ежедневно развивать эти спо­собности в упорном труде. Талант плюс упорный труд — только тогда получится настоящий художник.


  1. Парик, костюм (актер)

  2. Молоток, гвозди, рубанок (столяр)

  3. Овощи, кастрюля (повар)

Профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкус­ную и полезную, то дарит нам хорошее настроение и здоровье.


  1. Расческа, ножницы (парикмахер)

  2. Письма, газеты, сумка (почтальон)

  3. Градусник, шприц (врач)

Профессия врача очень ответственная. Он должен правильно поставить диагноз и вылечить больного.


  1. Ножницы, сантиметр, ткань (швея)

  2. Кирпич, мастерок (строитель)


    1. Работа в группах.

  1. Прочитайте названия профессий и определения.

Соедините стрелкой профессию и соответствующее ей определение:

Кинолог

Специалист по исследованию космического пространства.

Ювелир

Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы.

Эколог

Человек, который лечит животных.

Космонавт

Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей.

Ветеринар

Человек, который занимается изучением и разведением собак.


2.
Узнай профессию по описанию.

«Хорошо помечтать, глядя в ночное небо, пофантазировать. Больше всех о звездах знают эти люди. Сейчас эти ученые изучают космос с помощью телескопов, металлических аппаратов. Компьютеры помогают им вычислять расстояния, на которых находятся друг от друга небесные светила». (Астроном)
«Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. Они спасают людей и корабли, потерпевшие крушение». (Водолаз)

«Эти ученые изучают, как жили люди в далеком прошлом. Летом они отправляются туда, где были поселения древних людей. За тысячи лет места стоянок обросли толстым слоем земли и покрылись травой и лесом. Ученые старательно, слой за слоем раскапывают землю и находят предметы, которые когда-то служили людям. Каждую находку осторожно очищают от пыли специальной кисточкой».(Археолог)

- А сейчас коротко расскажите, кем вы хотите стать, почему вас интересует эта профессия? Начните так: «Когда я вырасту, я хочу стать....потому что…».

- Может ли человек сразу получить профессию?

- В чём заключается ваш основной труд?

- Верно, учёба и приобретение прочных знаний – ваш главный труд. Но помимо этого вы должны уметь и себя обслужить, и помочь взрослым.


  1. Игра “Подскажи словечко”.

Поезд водит... (машинист).

Пашет в поле... (тракторист).

Самолетом правит... (летчик).

Клеит книжки... (переплетчик).

В школе учит нас... (учитель).

Строит здания... (строитель).

Красит стены нам... (маляр).

Столы делает... (столяр).

Песни нам поет... (певец).

Торговлей занят... (продавец).

На станке ткет ткани... (ткач).

От болезней лечит... (врач).

Лекарства выдаст нам... (аптекарь).

Хлеб выпечет в пекарне... (пекарь).

Нарисует нам... (художник).

Сапоги сошьет... (сапожник).

Нам печку сложит на зиму... (печник).

Обслужит в поезде нас... (проводник).

Потушит вмиг пожар... (пожарный).

На Крайнем Севере работает... (полярник).

С другого языка переведет... (переводчик).

Исправит кран... (водопроводчик).

Часы чинит... (часовщик).

Грузит краном... (крановщик).



VII. Итог урока. Рефлексия


- Что нового вы узнали? Что вас заинтересовало? Что удивило?

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или, что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. Надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.

Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.


«Прекрасных профессий

На свете не счесть,

И каждой профессии-

Слава и честь!

И каждому делу,

И каждой работе

На каждой бахче,

И на каждом заводе,

И в поле, и в море,

И в небе – по праву

Высокая честь

И народная слава!»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Полторацкая Елена Ивановна

Дата: 21.05.2018

Номер свидетельства: 470511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства